back to top
21.8 C
Узбекистан
Суббота, 25 мая, 2024

Что за шум вокруг цены на бензин АИ-80?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,350ПодписчикиПодписаться

С 1 января на АЗС АО “Узбекнефтегаз” бензин АИ-80 стал продаваться по цене 6800 сумов, что взбудоражило автомобилистов и посчитавших, что “цена на дешёвый бензин выросла”. Так ли это на самом деле?

Так почему же эта марка бензина, цена которой на 31 декабря 2023 года составляла 6050 сумов, с 1 января 2024 года начала продаваться по цене 6800 сумов? Казалось бы действительно бензина подорожал. Но на самом деле цена не выросла. Давайте попробуем разобраться.

Автолюбители должны помнить, что в осенне-зимнем сезоне 2022-2023 годов правительство создало ряд условий для того, чтобы своевременно удовлетворить потребности потребителей в бензиновой продукции, стабилизации цен, с целью снижения чрезмерных расходов населения.

В частности, согласно постановлениям главы государства № ПП-440 от 12 декабря 2022 года и № ПП-80 от 23 февраля 2023 года было принято решение об импорте бензина марки АИ-80, производстве местными предприятиями и реализации конечным потребителям до 31 декабря 2023 года. Напомним, что в виде исключения акциз применялся по «нулевой» ставке.

Применение акциза по «нулевой» ставке на бензин АИ-80 позволило существенно снизить стоимость его доставки. В 2022 году до принятия этого решения цена на бензин составляла 7500 сумов, но после применения налоговой льготы она снизилась до 5700 сумов. Но из-за недобросовестности некоторых предпринимателей эта льгота принесла больше пользы владельцам автозаправок, чем населению.

Как известно, на территории Узбекистана, продажу бензина осуществляют достаточно много частных компаний, не имеющих госдолю.

Продажа бензина этим компаниям, имеющих собственные заправочные станции, осуществляется путем биржевых торгов на основе рыночных принципов, а уже конечную, розничную цену свободно формируют сами компании.

Вот как к примеру, выглядят зафиксированные цены на автозаправках некоторых компаний: 1 литр бензина АИ-80 стоит на заправках «Мустанга» 8000 сумов, на «Интранс Сервис» — 8400 сумов. Также 8400 сум стоимость 1 литра в «Пойтахт Ойл», 8200 сум в «IBR», 8000 сум в «Арена Петрол», в «Фат Ойл» за 8200 сумов.

Сложилась в какой-то мере несправедливая ситуация, когда автозаправки системы “Узбекнефтегаза” продавали бензин по цене 5 700 сумов, в отличие от частных компаний.

Большая разница в розничных ценах создавала благоприятную почву для различного рода злоупотреблений, мошенничества и других правонарушений. Были вскрыты факты пересортицы, то есть продажи дешёвого бензина по цене более дорогого, некоторые автозаправки “бодяжили”, смешивали марки бензинов, на чем незаконно зарабатывали немалые деньги.

Естественно, все эти злоупотребления вызывали недовольство у конечного потребителя и проецировалось на государство в лице “Узбекнефтегаза”. Но самое главное, применив льготы, государство не досчиталось колоссальных средств, не попавших в бюджет.

Известно, что в 2023 году нефтеперерабатывающими заводами республики было произведено 1 млн 144 тыс. тонн бензина АИ-80 (из них 891,2 тыс. тонн на Бухарском заводе и 252,8 тыс. тонн на Ферганском заводе).

Кроме того, из-за рубежа (в том числе АО «Узбекнефтегаз») было импортировано 120 тысяч тонн бензина,  в том числе АИ-80 100 тыс. тонн).

В результате применения льгот в государственный бюджет по акцизному налогу не поступило 1 триллион 228,8 миллиарда сумов.

В 2024 году в случае сохранения акциза на ввозимую в республику бензиновую продукцию марки АИ-80, а также производимую местными предприятиями и реализуемую конечным потребителям по «нулевой» ставке, государственный бюджет мог бы потерять 1 трлн 257,8 млрд сумов.

Таким образом, отмена льгот с 1 января, по сути это вынужденный шаг со стороны государства, предусматривающий создание справедливой конкуренции на бензиновом рынке и компенсации средств, не попавших в бюджет.

Но даже с отменой льгот, розничная цена в 6 800 сум за 1 литр бензина марки АИ-80 на АЗС под брендом «Узбекнефтегаз» остаётся ниже, чем на частных автозаправках.

Что касается дефицита бензина, то здесь автолюбителям беспокоиться не стоит. Дефицита бензина в нашей стране не предвидится. Бензина имеется в достаточных объемах, также достаточный запас АИ-80, известного в народе как «дешевый бензин».

Согласно статистическим данным, в 2023 году произведено 1 млн 334,5 тыс. тонн (из них 1 млн 144 тыс. тонн бензина АИ-80) и импортировано 400 тыс. тонн (из них 120 тыс. тонн бензина АИ-80). Потребителям поставлено 1 млн 463,2 тыс. тонн.

В текущем 2024 году потребителям планируется поставить 2 млн 281,6 тыс. тонн, из них 1 млн 293,6 тыс. тонн бензина АИ-80.

Как видно, объем импорта бензина также увеличивается с каждым годом. Например, в прошлом году было импортировано на 279 тысяч тонн больше, чем в 2022 году, а в этом году планируется импортировать на 600 тысяч тонн больше, чем в 2023 году.

И ещё одно замечание. Эксперты-экологи утверждают, что бензин АИ-80 на самом деле экологически вреден, и все развитые страны уже отказались от этой марки бензина. Помимо ущерба, который он наносит природе, велик и ущерб, который он наносит техническому состоянию автомобилей.

В частности, октановое число бензина является показателем его склонности к детонации, а использование низкооктанового бензина, в том числе бензина АИ-80, может привести к ненормальной работе двигателей внутреннего сгорания и преждевременному выходу из строя двигателя автомобиля. Кстати, по мнению экологов, освобождение от акцизного налога позволит улучшить окружающую среду.

К отмене льгот в системе “Узбекнефтегаза” можно относиться критически, но аргументы, говорящие о равной конкуренции на бензиновом рынке, снижении злоупотреблений и экологических факторах, необходимо учитывать.

М.ДЖАНГИРОВ

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Правильно. Государство заботиться об гражданах, повышает цены, только ради того, чтобы холопы больше работали и меньше жрали. Больше работаешь, больше получаешь. Меньше жрешь, фигура будет хорошей..

  2. Заказная статья. Чтобы испортить экологию бензином надо чтобы все на нем ездили. И это не факт.

  3. скажите пожалуйста, вот вы говорите что продажи в большинстве осуществляют типа частники без гос доли, а кто в этом всем виноват ?! само население что ли виновато в том что все разгосударствливается и соответственно все меньше и меньше из за этого всего разгосударствливания средств попадает в непосредственно казну ?!, на каждом углу наши чиновники кричат о недостатке в бюджете и одновременно делают все что бы в этот самый бюджет еще как можно меньше средств попадало (разгосударствливая все и вся), производственные мощности равно как и рабочие места толком не создаются, а если и создаются то как в выражении «по чайной ложке», зато бахвальства через край о якобы «достигах», сейчас сплошь и рядом разнообразные «частники», кому именно от этого стало лучше ?! (в так называемой правильной экономике должна быть реально здоровая конкуренция именно между самим государством и частниками, лишь только тогда будет реальное развитие а не показуха, — где все это ?!!) !…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Госзакупки в Узбекистане — эпицентр коррупции

Об этом говорилось на   семинаре по противодействию коррупции в сфере государственных закупок с участием экспертов JICA, сообщает информационная служба...

Больше похожих статей