back to top
8.3 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Парад приношений Иоганнесу Брамсу

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

В этом году музыкальный мир отмечает 190-летие великого немецкого композитора-романтика и пианиста второй половины ХIХ столетия Иоганнеса Брамса, родившегося  в 1833  году в городе Гамбурге. По этому случаю, кафедра камерной музыки Государственной консерватории Узбекистана представила вниманию слушателей цикл концертов «Приношение Иоганнесу Брамсу», три программы которых включали камерные опусы знаменитого немца. Все концерты проходили в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана: первый – 29 ноября, второй – 13-го и третий – 23 декабря.

Идея этого проекта принадлежит ташкентской пианистке, доценту и заведующей кафедрой камерной музыки Государственной консерватории Узбекистана Татьяне Мякушко, которую безоговорочно поддержали коллеги. Им очень хотелось шире представить узбекистанскому слушателю камерно-ансамблевые опусы Брамса, являющиеся  визитной карточкой  и золотыми страницами его творчества. Судя по горячему приему публики, мои коллеги не ошиблись с выбором программы. Мне думается каждый, кто в эти камерные вечера прикоснулся  к брамсовскому музыкальному миру, не расстанется с ним уже никогда.

Творчество этого композитора охватывает практически все жанры музыки, кроме оперы, о которой он писал: «Брак похож на оперу. Если уже сочинил, неважно – удачно или нет, то думаешь о том, как сочинить другую. Но я не отважился, ни на первую оперу, ни на первый брак». Действительно, Брамс за свою жизнь не только не написал ни одной оперы, но так и не женился, хотя и имел большую  способность любить. Он создал более 80-ти  произведений, обращаясь к классическим инструментальным формам и жанрам. Причем шел композитор по пути претворения традиций разных эпох немецко-австрийской музыки и немецкой культуры в целом.

Для Брамса камерный жанр был неотъемлемой  частью его жизни. С раннего детства он был окружен камерными музыкантами, профессионалами и любителями, уже в 10 лет играл в частном концерте, организованном его отцом,   камерные опусы Моцарта и Бетховена. Известно, что в некоторые периоды жизни камерная музыка была его основным «голосом», искренним и очень личным.

К этому жанру Брамс обращался на протяжении всей своей жизни. Особенно   возрастала  продуктивность его работы в камерном жанре в переломные годы, наполненные поисками новых форм и средств выразительности, годы переосмысления творческих принципов. Всего им написано 24 цикла, преимущественно четырехчастных. В шестнадцати из них использовано фортепиано. В других – скрипка, виолончель, а также кларнет. Каждое из его творений индивидуально, разнообразно и богато по содержанию. Он был романтиком, любившим вслушиваться в человека, в его размышления, тревоги и печали. Известный австрийско-венгерский скрипач и друг Брамса Йозеф Иоахим называл его «чистым, как алмаз, мягким, как свет, и жгучим, как пламень». Безусловно, музыка этого автора одновременно эмоциональна и содержательно глубока.

В концертах цикла «Приношение Иоганнесу Брамсу» приняли участие педагоги и иллюстраторы – лауреаты международных и республиканских конкурсов – кафедры камерной музыки. Первый его вечер открыла Соната №1 для скрипки и фортепиано (Соль мажор, ор.78). Композитор писал ее одновременно со скрипичным концертом для своего друга Иоахима в колоритной деревушке Айгене, расположенной в южных окрестностях Зальцбурга. И если  концерт шел трудно, то соната, наоборот, создавалась как лирическое противопоставление концерту. Она была завершена в 1879 году и сразу отправлена Иоахиму. В прошедшем концерте ее исполнили Хуршид Хамидов (скрипка) и Иван Сайков (фортепиано). Несмотря на молодость, у этих двух музыкантов есть ощутимый энтузиазм, который присутствует у более опытных музыкантов, и посему их исполнение было артистичным и интересным.

Не менее интересным было выступление Сардора Ибрагимова (виолончель) и Елизаветы Иргашевой (фортепиано) с Сонатой №1 для виолончели и фортепиано (ми минор, ор.38), написанной композитором в 1865 году. Она принадлежит к сочинениям Брамса, развивающим драматическую концепцию, хотя в ней намечается  и песенная трактовка  сонатности. Музыка этого опуса требует равноправного партнерства, что и продемонстрировали виолончелист Ибрагимов и пианистка Иргашева – динамика их звуковой палитры была замечательной.

Камерный вечер завершала Соната №1 для кларнета и фортепиано (фа минор, ор.120), которая была написана Брамсом вместе со второй в 1894 году. Обе они явились  своего рода прощанием композитора не только с жанром камерной сонаты, но и сферой ансамблевого инструментализма  в целом. Он посвятил их кларнетисту Рихарду  Мюльфельду. Сонаты относятся   к позднему периоду жизни Брамса, когда он открыл для себя красоту звука   кларнета. Они были написаны Брамсом перед смертью, и считаются двумя величайшими шедеврами в репертуаре кларнетистов.

Первую сонату исполнили талантливый грузинский кларнетист Шота Гогодзе и пианистка Татьяна Мякушко, продемонстрировав   прекрасную фразировку звука и ансамблевую слаженность, понимание замысла композитора, умение воплотить все нюансы его музыки и донести ее до слушателей, еще раз убедив их в гениальности Брамса.

Программа второго вечера открылась Вариациями на тему Р. Шумана для фортепиано в четыре руки (ор.23) – произведение, которое редко звучит на концертной эстраде, оно обязывает к вдумчивому  слушанию  и погружению в музыку Брамса. Фортепианный ансамбль Анны Грингоф и Елизаветы Иргашевой с первых минут приковал внимание зала, подкупив красочностью звучания рояля, красивым звуком, продуманностью мельчайших тембральных и динамических нюансов.

Далее прозвучало достаточно популярное Скерцо (до-минор) из коллективной  сонаты Р. Шумана, А. Дитриха, И. Брамса в исполнении Муслимахон Махкамовой (скрипка) и Татьяны Мякушко (фортепиано). Игра как скрипачки, так и пианистки отличалась технической свободой и скрупулезной музыкальностью. Будучи музыкантами разных поколений, они  сумели выстроить общее музыкальное пространство, сохранив при этом свою индивидуальность.

В этот вечер вновь впечатлило  прекрасное выступление Шота Гогодзе и Татьяны Мякушко, исполнивших Сонату №2 для кларнета и фортепиано (Ми-бемоль мажор, ор. 120), которая оказалась лиричнее первой. Впрочем, процитирую музыковеда Е. Цареву: «Она рождается из стихии  венского    вальса, из ласкового привета, неторопливой дружеской беседы, той приятной атмосферы, которая окружала Брамса в Бад-Ишле» – курортном австрийском городе.

Гогодзе и Мякушко играли сонату легко, изящно, музыка ее автора сверкала, кларнет пел свои темы, а рояль вторил ему. Хороши были музыканты и в передаче страстного, порывистого, моментами грациозного характера музыки. Играли они замечательно, звуки   кларнета обволакивали Органный зал, создавая эффект импровизационности.

Финал второго камерного вечера украсило выступление Муслимахон Махкамовой (скрипка) и Муаззам Азимжоновой (фортепиано), исполнивших Сонату №3 для скрипки и фортепиано (ре минор, ор.108). Это одно из самых трудных сочинений Брамса. В триаде скрипичных сонат она играет роль трагического финала. Ее музыка необыкновенно хороша и требует от исполнителей большого искусства. Махкамова  и Азимжонова   играли сонату ярко, порою огненно – темы первой части и финала кипели страстями, будоража чувства слушателей. А для лирической части характерен был камерный подход, радовавший нежным звучанием скрипки и фортепиано. Выступление этого ансамбля пришлось по душе публики.

И, наконец, третий камерный вечер, начавшийся исполнением Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (до минор, ор.101), написанным летом 1886 года, когда Брамс был в отпуске в швейцарском Хофштеггене. Будучи   прекрасным пианистом, композитор нередко исполнял партию фортепиано в своих камерных ансамблях. Склад его пианизма находит отражение в фортепианной фактуре ансамблевых партитур. Трио исполнили Фарангиз Хайдарова (фортепиано), Муслимахон Махкамова (скрипка) и Александр Денисенко (виолончель),  пленившие слушателей искренностью, глубиной эмоционального наполнения, чутко передав всю экспрессию музыки Брамса.

Мужественным романтическим пафосом  отмечена Соната №2 для виолончели и фортепиано (Фа мажор, ор. 99), которую композитор написал в 1886 году. Ей свойствен подлинный симфонический размах, проявляющийся в четырех ее частях. Через весь сонатный цикл проходит глубина чувств и значительность музыкальных мыслей, причем проходит в почти концертной виртуозности партии виолончели и оркестральности фортепианной партии. Сонату замечательно исполнили Сардор Ибрагимов (виолончель) и Екатерина Султанова (фортепиано). В игре музыкантов присутствовала не только романтическая страстность, но и чувствовалось понимание глубокой музыкальной культуры Брамса, который немало времени отдал редактированию музыки Й. Гайдна и В. Моцарта.

Подлинным венцом третьего вечера, завершившего цикл концертов «Приношение Иоганнесу Брамсу», стало Трио для альта, виолончели и фортепиано (ля минор, ор. 114). Его музыка (1 часть и финал) была сыграна, как единый организм. Ансамбль в составе Гузаль Султановой (альт), Сардора Ибрагимова (виолончель) и Захро Мухамеджановой (фортепиано) понимал друга друга, можно сказать, с полуноты: певуче звучала виолончель, тактично вела свою партию альтистка, мастерски владела роялем пианистка, у которой замечательное туше и тонкое использование педали. Музыканты были увлечены музыкой и служили только ей, покорив слушателей  своей филигранностью.

Прошедшие вечера «Приношение Иоганнесу Брамсу» стали для слушателей праздником романтической музыки и торжеством исполнительского мастерства. Педагогами кафедры камерной музыки была проведена огромная творческая работа. В этом велика заслуга мэтра камерного исполнительства Анны Генриховны Грингоф, которая щедро делилась своим опытом с молодежью, сумев донести до нее красоту восхитительной брамсовской музыки, филигранно шлифуя манеру исполнения свойственную музыкальному стилю немецкого гения, чьи опусы  полностью захватили зал, подарив море положительных эмоций. Все три вечера слушатели очень тепло принимали музыкантов. А если совсем коротко описать впечатления от цикла этих концертов, то это был восторг. Без сомнения, праздник музыки великого Брамса состоялся!

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из интернета

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистанцев ждут теплые и ясные выходные

Узгидромет представил прогноз на ближайшие дни, охватывающий выходные и начало следующей недели. Ожидаются комфортные условия с преимущественно переменной облачностью....

Больше похожих статей