Чтобы более наглядно показать негативное воздействие теневой экономики представьте общий стол на 10 человек, где качественная сервировка стоит 100 тыс сум с каждого участника. Но, при этом деньги дают только 5 из 10 человек. В этом случае стол будет накрыт на 500 тыс сум, но качество и количество продуктов на столе будет ниже, чем ожидалось. Получается, что отказ от оплаты половины группы приводит к получению продуктов низкого качества, что, естественно, негативно воспринимается оплатившими.
С налогами происходит подобная ситуация: если часть граждан отказывается платить налоги и продолжает получать услуги от государства, то от этого страдают те, кто постоянно оплачивает налоги и общее качество услуг будет ниже, чем должно быть. Поэтому оплата налогов является не правом, а обязанностью гражданина государства. Сокращение теневой экономики невозможно представить без добровольного соглашения граждан выходить из тени и оплачивать налоги.
По своему содержанию теневая экономика является результатом осознанного уклонения граждан страны от уплаты налогов, а значит и ослабления проводимой государством социальной-экономической политики. Так, теневая экономика оказывает на общество и государство такое негативное влияние как нарушение конкурентной среды, снижение качества и количества продукции, сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет, а также замедление экономического роста.
- Международный опыт.
- На сегодняшний день в мире уровень теневой экономики различается от страны к стране. Например, в Японии доля теневой экономики достаточно низкая – 8,1%. Для сравнения, в США данный показатель составляет 8%, в Сингапуре – 8,6%, в Австрии – 9%, в Великобритании – 9,6%, в Германии – 10,2%, Канаде – 11%, в Китае – 14,5%, в Корее – 18,4%, в Португалии – 18,5%, в Италии – 19,5%, в Испании – 21,7% и в Бразилии – 36,5%.
- Так, например, в Японии подоходный налог должны уплачивать все физические лица – как граждане данного государства, так и лица, приравненные по своему статусу к резидентам. Налоги в Японии играют очень важную роль в качестве дисциплинирующего фактора для граждан.
- Плательщики очень ответственно относятся к своим обязанностям по их уплате, понимая, что это обеспечивает их личный вклад в экономическое и социальное развитие государства. Кроме того, в Японии существует достаточно прозрачная система распределения поступлений в бюджет, поэтому граждане могут напрямую увидеть реальные результаты использования государством средств, которые аккумулированы от населения.
В Узбекистане на сегодняшний день доля теневой экономики по различным оценкам варьируется от 40% до 60%. Так, по данным Агентства стратегического развития[1] в 2022 году доля теневой экономики в различных отраслях экономики страны составляла от 48% до 62%. При этом, в октябре 2023 года УзлиДеп объявила[2], что доля теневой экономики в Узбекистане равняется 40%. При этом основными драйверами развития теневой экономики в стране являлись такие сферы, как вторичный рынок жилья и автотранспорта, неформальная торговля, оказание услуг и другие.
Также стоит отметить, что в 2022 году численность экономически активного населения в Узбекистане равнялось почти 15 млн человек. Из них около 9 млн было занято в неформальном секторе. По расчётам ИМРИ, при условии, что заработная плата в неформальном секторе приравнивается к формальной, государственный бюджет недополучил в 2022 году 32,9 трлн сумов в виде налоговых поступлений.
Доля теневой экономики в странах СНГ.
Согласно данным МВФ, наиболее высокая доля теневой экономике среди стран СНГ в 2019 году отмечалась в Украине – почти 45%, Беларуси – 44,5% и Таджикистане – 43%. Доля теневого сектора в Казахстане, России и Кыргызстане находилась в районе 38%.
С целью сокращения уровня теневой экономики в стране был принят ряд мер, направленных на упрощение условий ведения бизнеса и активизацию применения цифровых решений.
Принятые меры включали снижение ставки налога на имущество юридических лиц с 5% в 2017 году до 1,5% в 2022 году, а также сокращение действующих видов налогов с 13 до 9 и налоговых проверок с 13 до 3.
В результате проводимых реформ выросла предпринимательская активность населения – численность зарегистрированных субъектов предпринимательства выросла с 229,6 тыс. в 2017 году до 555,9 тыс. в 2022 году – рост в 2,4 раза.
Создание условий для развития электронной коммерции как драйвера стимулирования участников рынка к официальной регистрации в качестве предпринимателя позволило увеличить долю данного сектора в ВВП с 0,004% в 2017 году до 1,2% в 2022 году.
Как результат принятых мер, Узбекистан улучшил свои позиции в Индексе экономической свободы Фонда наследия (Heritage Foundation), в частности по субиндексу «налоговое бремя» индекс вырос с 90,7 в 2017 году до 92,8 в 2023 году (более высокий показатель – лучше), а по субиндексу «фискальное здоровье» – с 99,8 до 85,3 (более низкий показатель – лучше).
При этом стоит отметить, что оплата налогов полезна не только для государства, но и для самих граждан. Такая ситуация складывается по нескольким причинам:
- Налоги финансируют различные общественные программы и услуги, такие как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, безопасность и инфраструктура. Налоги также позволяют удерживать низкую стоимость социально-значимых услуг, субсидируя некоторые сферы экономики. Например, стоимость обучения на платно-контрактной основе по всем направления обучения в государственных высших образовательных учреждениях Узбекистана в 2023/2024 учебном году не изменилась[3]. На фоне увеличения расходов на образование, сохранение стоимости контрактов означает рост расходов государственного бюджета.
- Оплата налогов также финансирует инфраструктурные проекты, научные исследования, инновации и другие мероприятия, способствующие экономическому росту. Это создает рабочие места, улучшает бизнес-климат и способствует развитию экономики в целом.
- Налоги финансируют правоохранительные органы, армию и другие институты, обеспечивающие безопасность и защиту граждан. Они помогают поддерживать порядок, предотвращать преступность и защищать права и свободы граждан.
- Налоги финансируют социальные программы, такие как пенсии, пособия по безработице и помощь малоимущим. Это помогает обеспечить социальную защиту и поддержку для тех, кто находится в более уязвимом положении.
- В целом, оплата налогов является необходимой составляющей функционирования государства и обеспечивает множество преимуществ для граждан в виде доступа к общественным благам, справедливого распределения доходов, экономического роста, защиты прав и безопасности, а также социальной поддержки.
С целью дальнейшего сокращения доли теневого сектора в экономики Узбекистана необходимо принять следующие меры:
1. Одним из стимулирующим фактором населения и бизнеса к добровольной уплате налогов является обеспечение прозрачной среды, в которой люди будут уверены, что их взносы используются разумно, а налоговая система является честной и справедливой:
— необходимо четко информировать население о том, как налоговые поступления используются для финансирования государственных услуг, инфраструктуры, социальных программ и развития местных сообществ;
— создать онлайн инструменты или платформу, позволяющие гражданам взаимодействовать с бюджетом, изучать распределение средств и влияние различных бюджетных решений, регулярно получать подробные отчеты о государственных расходах;
— проведение образовательных кампаний, направленных на информирование населения о важности налогов, их вкладе в благосостояние общества и последствиях уклонения от уплаты налогов.
2. Другим направлением является общественные образовательные кампании, которые играют важнейшую роль в привлечении населения и бизнеса к пониманию важности уплаты налогов в благосостоянии общества. Для этого надо разработать четкие, понятные и доступные сообщения, объясняющие преимущества налогов для поддержки государственных услуг, инфраструктуры и социальных программ. При этом целесообразно приводить конкретные примеры государственных услуг и проектов, финансируемых за счет налоговых поступлений (школы, больницы, дороги и другие общественные объекты).
Положительный эффект можно достичь за счет использования различных каналов коммуникации, включая социальные сети, телевидение, радио, газеты и общественные мероприятия с целью охвата различных слоев населения.
3. Сокращение количества нелегальных торговых сделок, в частности в сфере купли-продажи автомобилей и недвижимости нотариальными конторами:
— проверка интеграции автоматизированной единой информационной системы «Нотариус» с актуальной базой данных налогоплательщиков и наличия декларации об общем годовом доходе продавца и получателя в процессе составления договоров;
— в случае расхождения между доходом и налоговыми платежами необходимо в обязательном порядке потребовать от налоговой инспекции представления декларации об общем годовом доходе (справка о соблюдении налогового законодательства).;
— применение налоговой амнистии к налогоплательщикам в случае выявления просроченных и неуплаченных налогов (возможность уплаты налогов по льготной ставке и в рассрочку на 6 месяцев).
[1] https://www.spot.uz/ru/2022/02/01/shade-economy