Нехватка квалифицированных кадров в туристическом бизнесе, в гостиничной и ресторанной индустрии — большая проблема как в Узбекистане, так и во многих странах мира. В Узбекистане, где туризм и другие упомянутые отрасли играют значительную экономическую роль, этот дефицит особенно заметен.
Учитывая это, в 2022 году Ассоциация отельеров Узбекистана (AHU) и «Образовательный Центр Саксонской Экономики (bsw, Германия)» объединили свои усилия для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров в Узбекистане.
В стране было решено создать учебное заведение для профессиональных тренингов в гостинично-ресторанном секторе. Уже в июне текущего года учебное заведение, получившее название «Upgrade», было зарегистрировано государством.
15 декабря председатель Ассоциации отельеров Узбекистана Фарангис Абдуллаева презентовала вновь созданную школу отельеров.
Появление этой школы обусловлено именно причинами нехватки квалифицированных кадров. Дело в том, что согласно отчёту Ассоциации отельеров по опросу предприятий и работодателей (гостиниц) o качестве профессионального образования в Узбекистане, была выявлена безрадостная картина.
Так, процентное соотношение недостающих навыков и компетенций у выпускников профессионального образования в её презентации показало, что только 30% из числа опрошенных имели профессиональные компетенции. 21% имели навыки, связанные с организацией собственной работы (планирование времени).
Умеющих взаимодействовать с гостями и коллегами составило 19%. Управленческие навыки и профессиональные аспекты гостиничного хозяйства и менеджмента отмечены у 18% опрошенных и только 12 % обладают компьютерной грамотностью и навыками пользования необходимыми программами.
Поэтому UPGRADE и задуман, как образовательный проект по подготовке квалифицированных кадров в индустрии гостеприимства Узбекистана.
Целями школы установлены повышения уровня управления качеством в организациях сферы гостеприимства, повышение туристической привлекательности Узбекистана на рынке внутреннего и внешнего туризма, усиление имиджа организаций индустрии гостеприимства за счет формирования позитивного гостевого опыта.
В числе задач школы «Upgrade» обозначено сотрудничество с компаниям-членам AHU, а также другим заинтересованным организациями в плане организации краткосрочных тренингов для руководства и персонала гостиниц и ресторанов, необходимых и координируемых на региональном уровне.
С целью изучения потребностей в квалифицированных кадрах и необходимых компетенций отрасли, Ассоциация отельеров предварительно провела опрос специалистов. В нем участвовали, как компании-члены ассоциации, так и отели, не входящие в нее.
По результатам опроса более 90% респондентов положительно оценили план AHU, почти 80% уже подтвердили, что направят своих сотрудников на подобные курсы.
В то же время были и встречные предложения. К примеру, чаще всего представители туристического бизнеса запрашивали тренинги по менеджменту. Первый каталог предложений будет опубликован в ближайшие месяцы.
Представитель Центра Саксонской экономики bsw Ирина Айнерт представила методологическую основу новой комплексной программы обучения для выпускников и сотрудников сферы гостеприимства. Которая предусматривает проведение практических и теоретических занятий для выпускников, линейных сотрудников и менеджеров.
По её мнению, это позволит увеличить количество квалифицированных специалистов в сфере гостиничного и отельного бизнеса, туризма, развлечений и организации массовых мероприятий.
Программа направлена на обучение выпускников факультета туризма, персонала гостиничного и ресторанного бизнеса.
Методика работы школы включает в себя также изучение мировых стандартов гостеприимства, адаптации международного опыта при подготовке кадров, проведение выездных тренингов в гостиницах и отелях, в туристических организациях, площадках для проведения мероприятий, обучение иностранному языку для общения и деловой переписки.
Первое учебное мероприятие было проведено в августе текущего года по заказу Комитета по туризму при Министерстве экологии, окружающей среды и изменения климата. Недельный тренинг на тему «Маргетинг и PR Стратегии» был проведён для преподавателей профессиональных училищ гостинично-ресторанного бизнеса. Для него был приглашен лектор из Германии. Всего в семинаре приняли участие 20 учителей.
Ассоциация отельеров Узбекистана считает, что проект по обучению специалистов HORECA поможет владельцам и управляющим малого и среднего бизнеса усовершенствовать навыки и компетенции сотрудников и персонала отрасли в целом.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора