back to top
19.1 C
Узбекистан
Вторник, 21 мая, 2024

Джаббар Расулов: «У людей тоже так бывает, что козел может повести людей не туда»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

10 июля 2023 года исполнилось 110 лет со дня рождения Джаббара Расулова, Первого секретаря Центрального Комитета Компартии Таджикской ССР, фактически первого лица республики. Многие СМИ писали об этом человеке, который отличался скромностью и необыкновенной порядочностью.

Джаббар Расулов стоял во главе Таджикистана более 20 лет — с 12 апреля 1961 года по 4 апреля 1982 года и много сделал для республики. За это время в Таджикистане построено множество заводов, фабрик, а также Нурекская, Байпазинская и Кайраккумская  ГЭС. Именно за счет этих объектов Таджикистан живет и сегодня. Журналист Андрей Захватов вспоминает о трех встречах с Джаббаром Расуловым, которые произошли с 1972 по 1982 год.

 Встреча на краю хлопкового поля

Каждый год, с первого по пятый курс, в сентябре, нас, студентов гидрофака  Таджикского сельхозинститута (ныне ТАУ – Таджикский аграрный университет), посылали на сбор хлопка. Каждый год на месяц мы ездили в Кумсангирский  район (ныне район Джайхун). И каждый год нас размещали вокруг райцентра Дусти, в школах и на полевых станах. Осенью 1972 года мы собирали хлопок в отделении совхоза, земли которого находились на второй надпойменной террасе,  откуда открывался вид на реку Пяндж и за рекой – на мирный Афганистан.

Однажды, после обеда, который нам привозили в поле, мы с моим однокурсником выгружали у дороги собранный хлопок в мешки. Возле нас остановилась новый запыленный автомобиль ГАЗ-69 и из него вышли 3 человека. Джабара Расулова я сразу узнал и сказал об этом однокурснику, — хорошо, что в этот момент мы не сидели, а работали, выгружали собранный хлопок в мешки.

Сбор хлопка. Фото с сайта freedomcollaborative.org

Расулов подошел к нам, поздоровались за руку. Спросил, как дела, по сколько килограмм хлопка собираем в день и какие есть просьбы. Было видно, что остановился он именно для  этого – чтобы узнать у нас наши нужды. Мы рассказали, что утром нам дают молоко, хороший хлеб  и сахар. В обед привозят чай и суп с мясом. Вечером – суп с мясом или плов, и никаких особых пожеланий у  нас нет. А собираем мы по 40 — 50 килограммов тонковолокнистого хлопка в день, в зависимости от поля. Попросили его, чтобы он дал указание летчикам Ан-2 не летать над нами и не опылять нас вредными дефолиантами. Затем я спросил у него:

— Джаббар Расулович, вот, например, 1000 студентов собирают по 50 килограммов хлопка в день. В сумме это 50 тонн. А в республике собирают 10 — 12  тысяч тонн в день, и сбор студентов — это очень маленький процент. Выгодно ли посылать студентов на сбор хлопка на целый месяц?

Расулов немного подумал и серьезно сказал:

— Что касается арифметики – вы правильно говорите. Но нам нужна каждая тонна, каждый килограмм. Кроме того, мы всем во всей республике говорим, что у нас даже студенты и школьники собирают хлопок, и нам никто не может возразить. И это намного важнее сбора студентами, хотя помощь от вас серьезная.

Поговорили о нашем быте. Я сказал Расулову, что мы не были в бане 12 дней – он ответил, что этот  вопрос решаемый, пожелал успеха и уехал. На следующий день к нам прямо на поле приехал автобус и в 18 часов повез сначала в нашу школу, где мы расположились, за чистыми вещами, а потом в баню – в настоящий восточный хамом в поселке Дусти, недалеко от герань-завода, с теплым полом.

Прошло время, и мне стало ясно, что, после второй мировой войны не прошло и 30 лет и не хватало хлопкоуборочных машин. Время было такое, и Расулов был прав, что нас студентов, отправляли на сбор хлопка. Строить Нурек и многие заводы ему помогал СССР, и он помогал Союзу. И что он приехал к нам на поле, и не по красной дорожке с музыкой подошел, а по пыльной дороге, и действительно заботился о нас. И не спросил ничего лишнего, и ничего лишнего не пообещал.

Про людей и про козла

Вторая встреча произошла через несколько лет, весной, за год до его ухода из жизни. Я уже работал в проектном институте «Таджикгипроводхоз» руководителем группы и самостоятельно выезжал на объекты. В тот раз поступил срочный вызов – авария на насосной станции «Гарауты-2». Мне дали УАЗик «буханку» и я срочно выехал на насосную  станцию.

Оросительный канал. Фото с сайта  vestnikapk.ru

Оказалось, что незадолго до аварии по грунтовой дороге вдоль подводящего канала к насосной станции ехал трактор «Беларусь» и за собой тянул тракторный прицеп с сеном. Так случилось, что прицеп опрокинулся, сено поплыло по воде, забило сороудерживающую решетку перед водоприемным сооружением, вода поднялась, размыла берег и стала затапливать машинный зал насосной станции. Часть  воды попадала в сброс, но это была не вся вода – это был настоящий форс-мажор,  не предусмотренная ситуация.

Воду в канале перекрыли, из затопленного здания насосной станции откачивали воду, я обследовал сооружение и дал указания по устранению аварии. И тут подъезжают две автомашины, два УАЗ-469. Вышли 5 или 6 человек и среди них Джаббар Расулов. Расспросив меня, что произошло, Расулов лично, по грязи, походил по объекту и согласился с моими решениями. Надо сказать, что в течение всей жизни Джаббар Расулов беспокоился о росте производства хлопка и многие земли, в частности, Кумсангирский и Гараутинский массивы, где сейчас живут и работают десятки тысяч людей, получили воду при его участии.

— Не волнуйтесь, Джаббар Расулович, — сказал ему я, — аварию ликвидируем быстро. До поливов еще есть время.

— У нас есть в запасе электродвигатели, — ответил Расулов, — позвоните сегодня же моему секретарю и скажите, какие нужны двигатели, вот  номер телефона.

Потом еще немного поговорили, я ему кратко рассказал, как он к нам на поле приезжал, напомнил ему и поблагодарил за баню. Расулов засмеялся и уже серьезно рассказал такую историю про непредвиденный случай.

Козел ведет баранов. Фото с сайта zavalinka-new.ru

— Непредвиденные аварии на сооружениях с водой редко, но бывают. Вот, послушайте, одна из них. В 60-х годах мы строили Нурекскую ГЭС. Реконструировали и расширили автодорогу, чтобы  перевозить турбины. На участке от Орджоникидзеабада (ныне Вахдат) до перевала Шар-Шар под новой дорогой уложили бетонную трубу диаметром 1 метр. Однажды чабан гнал баранов и пошел сильный дождь. Козел вел стадо и вошел в воду, в сай. И тут пошел сель. Козла вода затащила в трубу, ему переломало ноги и выбросило из трубы. Бараны шли за ним в поток, и труба была забита баранами доверху. Вода поднялась и размыла дорогу. Когда расследовали этот случай, ни к кому претензий не было. Ни в одном СНиП (строительные нормы и правила) проход козла и баранов по воде не учитывался. Вот и у людей тоже бывает, как у животных, и козел может повести людей не туда. Каких людей имел в виду Джаббар Расулов, он не уточнил, но позже я тоже понял – он и в этом случае был прав.

Встреча в райкоме партии

Последняя, третья встреча с Джаббаром Расуловым у меня произошла в Октябрьском райкоме партии, в центре Душанбе в начале 1982 года. Я получил  новое назначение и принес документы в партию, в райком. В то время членов компартии было 15 миллионов, и очень жаль, что запретил партию – в ней были умные, честные и нормальные люди. Дело в том, что не все понимали — коммунистической идее всех нас учили с детства и так  воспитывали. А потом – пропаганда в школе, в ВУЗе… Можно ли винить в этом то время? Видимо,  нельзя, мы ни в чем не виноваты. Но в Китае, например, до сих пор правит коммунистическая партия. Там партийцам сказали, что будут строить страну с рыночными отношениями. И они пошли верной дорогой. Построили в Китае сильную страну и сегодня Китай – один из центров мировой политики.  

…Ожидая своей очереди, я вышел на крыльцо райкома, и тут в райком приехал Расулов. Он меня узнал и поздоровался. Спросил:

— Как дела, инженер? Карьера идет?

— Карьера идет, Джаббар Расулович. Вот, получил назначение на начальника отдела, в партию буду вступать.

— Желаю успехов – сказал Расулов, — нам такие люди нужны.

Никто не мог знать, что скоро я вместе с другими людьми буду стоять в огромной очереди к зданию ЦК Компартии Таджикистана, в 1982 году, чтобы попрощаться с этим человеком, а еще через 8 лет страна начала разваливаться. Начиналась другая эпоха.

Автор Андрей Захватов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

На Энергетической неделе Узбекистана Росатом представил перспективные решения по АЭС большой и малой мощности

В рамках Энергетической недели Узбекистана Росатом принял участие в 17-ой Международной выставке «Power Uzbekistan 2024», представив перспективные решения по...

Больше похожих статей