История двадцатая. Часть 2
После блестящей победы в августе 1981 г. на II Всесоюзном конкурс песен стран Социалистического содружества в Ялте, у группы «Садо» началась интенсивная гастрольная жизнь во всесоюзном, а потом и в международном масштабе. Этому не помешало и то, что Кумуш и Мила поступили в Ташкентский театральный институт на заочное отделение факультета «Артист театра драмы и кино», Азиза в Ташкентскую консерваторию, а Владимир продолжил учебу в Ташкентском государственном институте культуры.
«Гастролировать было непросто, — вспоминает ударник ансамбля Сергей Алешин. Особенно зимой по Узбекистану: площадки часто холодные, а концертные костюмы легкие… Многое – музыкальные инструменты, костюмы — приходилось покупать за свой счёт…». Концертной площадкой во время поездок по Узбекистану могло оказаться самое неожиданные места. Как, например, «красный уголок» какого-нибудь предприятия или воинской части.
Зарубежная концертная деятельность началась 1 июня 1982 г. с поездки в Африку: Мадагаскар, Сейшельские острова, Танзания, Руанда…Экзотика! В наше время Сейшельские острова считаются премиальным курортом, но уже и тогда они имели такой же статус. Были еще Вьетнам, Лаос…
Как правило, выступали в сборных программах. Кроме «Садо», в них участвовали другие музыканты, а также акробаты, иллюзионисты, артисты других жанров. В каждой стране сначала устраивался прием-концерт для советского дипломатического корпуса и специалистов, работавших там. Для местной публики нередко выступали на стадионах, куда зрители приходили семьями. В концертную программу непременно включалась наиболее популярная песня страны, где выступал ансамбль. Гонораров не платили, суточные – 20 долларов. Казалось – мизер? Но, вот для сравнения, министр культуры Лаоса в то время получал 8 долларов в месяц.
В 1982 г. в зарубежную поездку власти не выпустили Ригера и Ушакова. Их заменили Юсуп Рахматулаев (клавишные) и Алексей Найда (гитара), добавился также гитарист Владимир Болдин. Но на гастролях внутри страны все работали вместе.
На следующий год Алёшина забрали в армию, Ригер, Ушаков и Найда покинули ансамбль. На их место пришли новые музыканты. Ефим Ригер стал музыкальным руководителем академического русского театра им. М. Горького. Здесь он, Александр Ушаков и Сергей Алешин (по возвращении из армии) занялись подготовкой музыкального спектакля «Все Звезды» (шоу двойников). Он произвел фурор в эстрадно-музыкальном мире тех лет… Позже Ригер, по слухам, уехал в США.
В Европе ансамбль выступал в основном в Германии, Австрии, Швейцарии и не по одному разу. Им аплодировали в лучших залах. «Подолгу, — говорит Мила, работали в Берлине в крупнейшем концертном зале мира Европы Friedrichstadt-Palast со многими звёздами мировой эстрады. В 1984, 86 гг. дважды выступали в музыкальной передаче телевидения ГДР «Пестрый котел (Ein Kessel Buntes)».
Попурри из песен «Садо», где звучат в том числе «Не смущайся», «Цыганский хор» и арабская «Хилийля», записанные в Берлине.
В Интернете можно найти прозвучавшую в элегантной аранжировке арабскую народную песню «Хилийля» и пугачевский «Цыганский хор». Причем «Хор» «Садо» сняли просто с голоса Ильи Резника, как он ее им напел. Однако, если исполненная в Берлине арабская «Хилийля» в репертуаре ансамбля из Узбекистана выглядела вполне органично, вспомним хотя бы арабские песни Батыра Закирова, но о «Цыганском хоре» из Узбекистана сказать такое трудно. Поэтому к следующей поездке в ГДР подготовили исконно узбекский хит «Наманганские яблоки».
«САДО» в Берлине. «Наманганские яблоки» звучат в крупнейшем в Европе концерном зале Friedrichstadt-Palast
Во вторую поездку в ГДР «Садо» после записи для «Пестрого котла» в городе Котбус, совершили месячный гастрольный тур по стране, выступали в Ростоке, Лейпциге, Хале, других городах, а также в гарнизонах Группы советских войск в Германии и Национальной народной ГДР. Вместе с ансамблем работал артист-кукольник Андрей Петровец. Его оригинальные репризы давали вокалисткам возможность сменить костюмы и пользовались немалым успехом. В одном из его номеров дойра, например, превращалась в… большую куклу-девушку с глазками, губками, в платьице с пахтой…
В 1985 г. «Садо» приняли участие в двухнедельной культурной программе крупной международной выставки в швейцарском Базеле, где в советском павильоне Узбекистан устроил «чайхону». Здесь подавали плов и другие узбекские вкусности, звучала музыка. «Садо» выступили и там, приняв участие в международном гала-концерте. Мила тогда только что стала мамой и вместо нее в Швейцарию поехала Наталья Нурмухамедова, еще одна звезда узбекской эстрады, которую за рубежом называли «Леди ироничного джаза».
В первой половине 1980-х гг. «Садо» дважды – в 1982 и 1984 гг. — выступали в Афганистане, где в то время шла война. Побывали в Кабуле, Кундузе, Мазари-Шарифе. Обе поездки по две недели.
Жили в вертолетном полку. Передвигались на вертолетах. «В первую поездку, — вспоминает Кумуш Раззакова, нас обстреляли. Возвращались с концерта, летели на двух машинах. В первой аппаратура, во второй ансамбль и сопровождавшие нас военные. Летели ночью, хотя это не положено, но вылет задержался из-за проблем с топливом. Вдруг видим в иллюминатор красные пульсирующие точки. Спросили, что это? ЕвгенийШиряев, который был с нами, ответил то ли в шутку, то ли всерьез, мол, пилоты окурки выбрасывают в окна вертолета. Мы недоверчиво согласились, так много курят?! Уже когда приземлились, нам все-таки сказали, что это душманы обстреливали трассирующими пулями вертолет с горы. Но не дотянулись».
Другой опасный эпизод был под Мазари-Шарифом в 1984 г., когда душманы обстреляли колонну с ансамблем на земле. Машина с аппаратурой перевернулась, блеснул огонь. Всех музыкантов сопровождавшие их афганские военные затолкали под сиденья. Автобус помчался, вырываясь из-под обстрела. Прорвались. Потом три часа давали концерт на советско-афганском азотно-фосфатном заводе.
В Афганистане у Азизы случилась первая любовь. Это был старший лейтенант Сергей, высокий, сильный парень из Сибири, старший по команде сопровождавшей ансамбль. Его сердце тоже открылось яркой восточной красавице. И произошло то, что произошло.
Потом Сергей приезжал в Ташкент. Просил руки. Хотел увезти в Сибирь. Мама Азизы сказала ей: «Решай сама». Азиза отказала сибирскому парню. Почему? В одном из интервью она объяснила это тем, что должна была заботиться о семье, о рано оставшейся без мужа маме, о разведенках-сестрах с детьми. «Я сказала Сергею, что должна подумать. Но пока я думала, он у себя на родине успел жениться».
Мне посчастливилось быть знакомым с мамой Азизы. Это был очень душевный, теплый человек, полный мыслей о дочерях.
Александр ПОПОВ
Автор благодарит за помощь при подготовке материала Азизу Мухамедову, Кумуш Раззакову, Милу Романиди и Сергея Алешина.
Фотографии из архивов Кумуш Раззаковой, Сергея Алешина и открытых источников
Продолжение следует
Кумуш Раззакова, любезно уточнила:
— На фото «Владимир Барамыков и Кумуш Раззакова со школьниками Лаоса», Владимир и Кумуш изображены со школьницами Мадагаскара;
— На фото «Выступление в Германии…» изображено выступление в студии Останкино Центрального телевидения СССР.