back to top
2 C
Узбекистан
Суббота, 11 января, 2025

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Три голоса «Садо». Путь к успеху

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться

История двадцатая. Часть 1

На советской эстрадной сцене ансамбль «Садо» («Эхо») был уникальным, остро современным, блистательно-самобытным явлением с ярким национальным колоритом европейского уровня. Единственным в своем роде в СССР.

Когда в 1978 г. закрыли Ташкентский мюзик-холл, на его «руинах» остались музыканты, исполнители, балетные артисты… Около 40 человек. Было решено создать из этих «остатков» многожанровый гастролирующий коллектив «Навруз», предложив возглавить его известному в Ташкенте музыканту Владимиру Барамыкову. Но тот не увидел перспективы в таком громоздком и трудно управляемом коллективе. Однако, он обратил внимание на входивший в его состав интересный вокальный квартет «Садо». Квартет был создан на основе творческого конкурса, объявленного годом раньше. Это были талантливые певицы: Мила Романиди, Кумуш Раззакова, Алла Бояркина и Наталья Синякова. Тогда на мировой сцене женские дуэты, трио или квартеты были в моде. Как говорят сейчас “в тренде”.

Первый состав «САДО». Слева направо: стоят — Мила Романиди, Алла Бояркина, сидят — Наталья Синякова, Кумуш Раззакова

«Садо» обычно выходили на сцену в финале после выступления «Навруза», чтобы сделать красивую коду[1] концерту. Иногда подпевали Луизе Закировой. Поразмыслив, директор «Узбекконцерта» Амо Рубенович Назаров и известный ташкентский композитор Евгений Александрович Ширяев предложили руководить квартетом Владимиру Барамыкову, которого хорошо знали в музыкальной среде Ташкента. В 1967 г. он стал одним из двух создателей первой любительской рок-группы Узбекистана «Киберги» в Ташкентском государственном университете. Их дебютный концерт состоялся 8 (7?) марта 1967 г. Это официальная дата рождения рока в Узбекистане. К слову, в «Кибергах» начинал Фарух Закиров. Помимо музыкального таланта Барамыков, обладал хорошими организаторскими способностями. «Киберги» успешно гастролировали по республике, выступали в Таджикистане, на Украине, в Новосибирском академическом городке, который тогда был очень продвинутым местом. Группа первой в Ташкенте обзавелась собственной аппаратурой. Концерты «Кибергов» в ташкентском Доме Знаний, в парке им. Тельмана проходили с феноменальным успехом. Но ко времени создания «Садо» ансамбль уже несколько лет не существовал.

Квартет «Садо» проработал около полутора лет. После чего руководство Узбекконцерта решило вывести его из «Навруза» и провести реорганизацию в коллективе. Из четырех вокалисток в составе остались две: Мила Романиди и Кумуш Раззакова. «Тогда, — вспоминает Мила, в Узбекконцерте появилась идея создать квартет по типу шведской группы «АББА», но затем остановились на трио типа «Арабесок».

Здесь уместно напомнить о неожиданной связи между «арабесками» и «Садо» — это узбекские корни. Отец самой «долгоиграющей» «арабески» Микаелы Роуз, которая выступала в группе почти с самого начала был узбек из Бухары. Каким-то образом более полувека назад он оказался в Германии и случилось то, что случилось. У Микаелы в Узбекистане двоюродные брат и сестра, что подтверждено генетическим анализом.  

Но, вернемся к “Садо”. Нужна была третья вокалистка.

Вот что рассказывает об этом живущий сейчас в Санкт-Петербурге барабанщик Сергей Алешин: “В первый аккомпанирующий состав «Садо» вошли: руководитель — Владимир Барамыков (бас-гитара), Виталий Зубарев (гитара), Ефим Ригер (клавишные), Игорь Даниловский (вокал, гитара) и Сергей Алёшин (ударные). Потом Зубарев и Даниловский покинули ансамбль и сложился второй состав: Владимир Барамыков (бас-гитара), Ефим Ригер (клавишные), Александр Ушаков (гитара), Улугбек Махмудов (рубаб, гитара) и Сергей Алёшин (барабаны).

Третья вокалистка нашлась в музыкальной школе им. В. А. Успенского. Школа была престижная. В том числе потому, что сюда набирали действительно талантливых ребят. Талантливой ученицей была и Азиза Мухамедова, которая училась тогда в 9 классе на отделении фортепиано. Она и стала третьей вокалисткой, исполнилось ей в ту пору 16 лет. Так сложился классический состав «Садо». Датой образования ансамбля считается 12 августа 1980 г.

«Но нас предупредили, — рассказывал в одном из интервью Владимир Барамыков, — что будут проблемы, ведь она еще школьница, поэтому совмещать учебу и гастроли будет сложно. Основную гастрольную нагрузку взяли на себя Кумуш и Мила, план-то у нас был 19 концертов в месяц! По рядовым концертам продолжали ездить в составе дуэтом, а на главных — выходили тройкой».

Классический состав «Садо». Слева направо. Кумуш Раззакова, Мила Романиди, Азиза Мухамедова.

 Репертуар ансамбля строился в основном на местном материале, в нем звучали также песни других союзных республик, очень хороши были попурри на темы украинских, молдавских, грузинских песен. Исполняя их, участницы ансамбля отмечали это какими-то деталями в своих костюмах. В подготовке программ принимали участие композиторы Раймонд Паулс и Евгений Ширяев, поэты Илья Резник и Николай Волков… Это были, к примеру, песни «Самарканд» и «Не смущайся».

Примечательно, что автором слов песни «Не смущайся» на музыку Раймонда Паулса был глава республики Узбекистан тогдашний Первый секретарь ЦК Компартии УзССР Шараф Рашидов. Илья Резник написал на его стихи русский текст. К тому времени эстрадный успех пришёл ещё к одной песне на стихи Рашидова – «Влюбился я» в исполнении азербайджанского певца Полада Бюль-Бюль оглы (ныне посол Азербайджана в России), которая стала лауреатом на конкурсе «Песня-78». Партийный секретарь Шараф Рашидов кроме стихов писал романы, повести, занимался публицистикой, литературной критикой. Его сочинения изданы в пяти томах.

«Не смущайся» звучит с проигрывателя.

Музыканты «Садо» изобретательно использовали узбекские инструменты, особенно хорошо звучала дойра, задавая ритмический настрой. Для создания оригинального сценического образа «Садо» активно использовали национальные мотивы, как в костюмах, так и в оформлении сцены. Молодые вокалистки изящно двигались, превращая каждый номер в маленький музыкальный спектакль. Не много было тогда в СССР эстрадных коллективов, которые столь органично умели сочетать традиции национального мелоса с современными способами подачи.

Популярность «Садо» быстро росла. Узловым моментом стало участие ансамбля в 1981 г. в одном концерте с Аллой Пугачевой. «Мы выступали на разогреве в концертно-спортивном комплексе «Юбилейный» в Ташкенте, – вспоминает Кумуш Раззакова. Помимо нас были Наталья Нурмухамедова, Эсон Кандов, «Наво», другие музыканты из Узбекистана. Публика встречала некоторых земляков свистом: «Пугачеву давай!». К нам это не относилось. «Садо» тогда выходили на пик своей популярности и у нас уже была армия поклонников».

Артисты «Садо» и другие музыканты вместе с Аллой Пугачевой в Ташкенте

За первые два года существования музыканты «Садо» приняли участие в съёмках трех фильмов:  «Какие наши годы» (1980) Эльёра Ишмухамедова, считающийся продолжением знаменитой ленты «Влюбленные», а также «Оглянись на себя прохожий» и «Три дня и два года» (оба 1981 г.), В 1984 г. ансамбль снялся в фильме «Невеста из Вуадиля». Посмотреть фильм можно здесь.

Очаровательное женское вокальное трио стало звездой республиканского масштаба. Руководство «Узбекконцерта» готовило трех звезд из Узбекистана к выходу на международную сцену, но сначала нужно было откатать программу по республике и Советскому Союзу.

В 1981 г. «Садо» приобрела громкую всесоюзную известность. Её принесла уже названная трогательная «Не смущайся». С ней ансамбль успешно принял участиев передаче «Песня-81»на Центральном телевидении в «Останкино» в Москве. Азиза к этому времени уже закончила школу.

В августе того же года «Садо» произвели фурор на II Всесоюзном конкурс песен стран Социалистического содружества в Ялте. К выступлению вместе с Раймондом Паулсом и Ильей Резником они подготовили цикл песен, посвященных Узбекистану. Для репетиций перед конкурсом ансамблю был предоставлен зал санатория «Узбекистан» в Ялте, где музыканты и разместились.

По условиям конкурса нужно было исполнить пять песен: одна родного края, другая — ни разу до этого не звучавшая со сцены и три песни стран социалистического содружества. Готовясь к выступлению, ансамбль много репетировал, были пошиты новые костюмы.

«Садо» выпало выступать первыми. Самая худшая позиция на таких конкурсах. Первых обычно забывают к концу. Но «Садо» реально оказались Первыми. Это было настоящее шоу, красочное, стремительное, с отличной режиссурой. Запомнилось всем!

«Наш выход на открытии в первом туре, — вспоминал в одном из интервью Владимир Барамыков, — произвел сильное впечатление на жюри. Только представьте зазывные первые звуки вступления двух карнаистов в песне «Самарканд». Потом ансамбль исполнил афганскую «Зикура» и вьетнамскую «Хен хан гия гия о»… Эти призывные ноты начала конкурса врезались в память жюри…

К следующему туру у нас был сюрприз — попурри из песен стран соцсодружества. Фрагментарно насыщенная укладка нескольких песен давала возможность, во-первых, за минуту с небольшим понять, что это за произведение и к какой стране оно относится, а, во-вторых, значительно сокращало исполнительское время.

Эффект перевоплощения, быстрой смены мелодической структуры с использованием костюмированного переодевания или элементов атрибутики, относящейся к той или иной песне – все это вносило окраску театрализованного представления. (Говорят тогда такой прием был впервые использован на советской эстраде, А. П.). Заводная венгерская песня «Кэтика» переходила плавно в польскую «Живна росса» – на голову надевались сплетенные венки. Из польской мелодики вырастала вьетнамская экзотическая песня «Хоп кон гия гия о…» с надеванием вьетнамских соломенных шляп. Все это сопровождалось безукоризненной хореографией.

Завершающим триумфом была песня «Мода, мода, мода», где девочки за секунды были переодеты двумя костюмерами в новые модные современные костюмы. И вот… звучит последний аккорд… Зал взорвался громкими аплодисментами и минут пять не отпускал ансамбль со сцены! Жюри поднимается со своих мест и стоя аплодирует в такт публике… Это была победа».

Попурри «Садо». Качество изображения оставляет желать лучшего, но что есть. Ролик начинается с песни «Самарканд», далее песни, прозвучавшие в Ялте: венгерская «Кэтика», польская «Живна Роса», вьетнамская Хоп кон гия гия о» и финальная «Мода, Мода».

Жюри, однако, размышляло два дня. Всё это время ансамбль находился в тревожно–радостном состоянии. Ожидание было не напрасным. Первое место единогласно было присуждено ансамблю «Садо»!

Прогулка по Ялте после победного выступления (1981)

Владимир Барамыков получил еще и диплом «За лучшую постановку концертной программы». На следующий день о победе «Садо» знал весь Узбекистан.

Александр ПОПОВ

Автор благодарит за помощь при подготовке материала Азизу Мухамедову, Кумуш Раззакову, Милу Романиди и Сергея Алешина. 

Фотографии из архивов Кумуш Раззаковой, Сергея Алешина и открытых источников

Продолжение следует


[1] Кода — (итал. coda, от лат. cauda — хвост) — завершающий раздел любой муз. пьесы, не принадлежащий к числу основных частей её формальной схемы.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Батыр Закиров and Фрэнк Синатра: в ожидании премьеры

                                                                                                                                                                                                          В зале Ташкентского Дома Музыки полным ходом идут репетиции музыкального спектакля "БАТЫР ЗАКИРОВ AND ФРЭНК СИНАТРА", премьера которого назначена...

Больше похожих статей