История 18. Часть II. «Как «Синтез» стал «Наво». Третий состав
В середине второй половины 1980-х годов название «Наво» стало редко появляться на концертных афишах, он перестал появляться на телеэкране, по радио изредка звучали старые песни… Появилось устойчивое мнение, что «Наво» на грани распада. Одновременно стало известно, что прекратил существование ансамбль «Садо». Через некоторое время я узнал, что его бывший руководитель Владимир Барамыков теперь набирает новый состав «Наво». Вместе с ним в «Наво» пришла из «Садо» Кумуш Раззакова. В июне 1988 г. в интервью для газеты «Комсомолец Узбекистана» Володя рассказывал мне почему, на его взгляд, в старом составе «Наво» появились проблемы: «В эстраде долголетнее сотрудничество отнюдь не правило, меняются принципы исполнителей, творческие задачи и формы, происходят миграции из коллектива в коллектив… Аналогичные процессы происходят, например, в рок-музыке. В нашем случае добавляется дефицит репетиционных помещений, не говоря уже о постановочной части вкупе с потогонной системой работы, сплошное «давай-давай». От всего этого очень устаешь. Ансамбли как и театры, живут определенное время. Виталий Зубарев из старого состава «Наво» ушел в рок-группу «Рейс-09», Баходыр Халиков — в кооператив. Надира Султанова стала работать с Мансуром Ташматовым. Татьяна Губанова вышла замуж и уехала в ГДР».
Новый состав был сформирован к маю 1987 г. В ансамбль вошли восемь человек: универсальные исполнители, братья-близнецы из Андижана Хасанбек (Хасан) и Хусанбек (Хусан) Джураевы — выпускники Ташкентского театрально-художественного института (1988 г.) и музыкальной школы им. Глиэра: най, рубаб, дойра, карнай, клавишные, даже виолончель (красивые, высокие парни образовали вокальное трио с Кумуш Раззаковой); Олег Круглов (муз. рук) — клавишные и Камол Казаков — кларнет, саксофон (оба из института культуры); бас-гитара — студент эстрадно-цирковой студии Марат Шункаров; ударные — Шамиль Курамшин и Владимир Барамыков (худ.рук., гитара).
Во время отборочного прослушивания братья Джураевы вдвоем за роялем спели две свои песни и Владимир Барамыков сразу увидел их в вокальном трио вместе с Кумуш Раззаковой. Братья вспоминают Владимира с теплотой и благодарностью, с глубоким уважением называя его «устоз» (учитель).
Ансамбль «Наво» в программе «Утренняя почта» (1989). Поют Кумуш Раззакова и братья Джураевы. В съемке принимали участие девушки из Республиканского дома моделей Узбекистана.
После формирования новой программы, над которой ансамблю помогали работать Давид Тухманов и Юрий Энтин, музыканты отправились в гастрольную поездку. Сначала фестиваль «Красная гвоздика» (1987) в Иваново, оттуда — во Владимир… Ненадолго вернулись в Ташкент, и снова поездка, в Киев, на декаду литературы и искусства Узбекистана. Потом полтора месяца в Африке с бригадой Москонцерта — Эфиопия и Руанда, затем концерты в Нагорном Карабахе. Домой вернулись к Новому году, а затем Москва, несколько концертов в концертном зале «Россия» и, не заезжая в Ташкент, на гастроли в Азербайджан… Обновленный состав быстро стал на «гастрольные колеса».
Одновременно началась подготовка к передаче Центрального телевидения «Оранжевый микрофон-89». Для неё в беломраморном интерьере был снят элегантный лирический клип «Лунная дорожка», где пели Кумуш Раззакова и братья Джураевы — уникальное трио, подобного которому не было на эстраде СССР.
«Лунная дорожка». Одна из работ нового состава «Наво», подготовленная к передаче «Оранжевый микрофон-89». Это русскоязычная версия Lullaby of Birdland [1] из репертуара Эллы Фитцджеральд (текст и музыка: George Shearing и George David Weiss).
«Первая леди джаза» поет с американским джазовым напором, изящно использует скет. «Лунная дорожка» Кумуш и братьев Джураевых звучит мягче, лиричнее. Оригинал песни в исполнении американской певицы удалось отыскать в архивах you tube благодаря помощи Хасана Джураева.
Еще в 1988 г. была задумана программа, обращенная к теме Чиланзара, крупного спального района Ташкента с особым образом жизни, со своими традициями и героями. Здесь идея как бы перекликалась с сериалом о городах Узбекистана ансамбля «Ялла». Тексты для нее написал поэт-песенник Юрий Энтин. Большую часть музыкального материала подготовил талантливый молодой музыкант Руслан Ташбаев (Шарипов). Премьера планировалась на весну 1989 г. во Дворце Дружбы народов СССР.
Песня «Хасан и Хусан» (муз. Давид Тухманов, сл. Юрий Энтин), 1988 г., из невышедшей «чиланзарской программы». Поют братья Джураевы. Фотография с Кумуш Раззаковой выставлена автором ролика ошибочно.
Между тем по стране, подскакивая на ухабах и расплескивая мутную воду перемен, катила перестройка, менялись музыкальные приоритеты, одни ансамбли выносило на гребень популярности, другие уходили со сцены. Спустя несколько месяцев работы с «Наво» Руслан Ташбаев неожиданно прервал работу над «чиланзарской программой», она так и не дошла до сцены. Но несмотря на фактический распад структуры эстрадного дела в республике коллектив продолжал выступать.
В 1992 г. Владимир Барамыков возглавил студию UNA Records, где показал себя грамотным, творческим звукорежиссером. Одновременно он стал продюсером своей супруги Заслуженной артистки Узбекистана Кумуш Раззаковой. Он много работал для кино, приходилось решать множество текущих проблем, вызванных воцарившимся на эстрадной сцене хаосом. Владимира больше не хватало на все. Поэтому в 1993 г. Владимир Валентинович Барамыков сложил с себя обязанности руководителя ВИА «НАВО» и передал его братьям Джураевым.
В разное время в «Синтезе» и «Наво» играли также: бас-гитаристы С. Назаров (вокал), Равшан Фарманов, Сергей Гилёв, гитаристы А. Тимофеев (соло-гитара), Г. Биркин, Э. Зайниев (соло-гитара), Н. Баширов (ритм-гитара, вокал), Р. Низаев (тромбон), Р. Батыршинов (тенор-саксофон), В. Пивоваров (ударные, вокал), выступали вокалисты Н. Тухтамышев, Казим Каюмов и Б. Халиков. Вместе с ансамблем выступали Мансур Шашматов, Эслон Кандов, Зиёд Ишанходжаев.
Автор благодарит за помощь при подготовке публикации Наталью Нурмухамедову, Кумуш Раззакову и Хасана Джураева.
На заставке: Третий состав «Наво». Слева направо (стоят): Хасанбек Джураев, Кумуш Раззакова, руководитель ансамбля Владимир Барамыков, Хусанбек Джураев. сидит Олег Круглов – клавишные. Фото из архива Хасанбека Джураева.
Александр ПОПОВ
Продолжение и другие подробности этой музыкальной истории следуют
[1] «Birdland» — знаменитый джазовый клуб, открытый в центре Манхеттена в декабре 1949 года. Его называли «Джазовый угол мира». Здесь выступали джазовые звезды первой величины. Выбор названия связан с великим альт-саксофонистом Чарли Паркером. Он был одним из создателей ошеломляющего энергетикой и мощью стиля «бибоп». Паркеру подражали, у него учились, его виртуозной игрой восхищались. В честь Паркера в названии клуба и появился его сценический псевдоним «Бёрд».
После публикации с автором связался Хасан Джураев и попросил добавить в число музыкантов, выступавших в «Наво» Руслана Шарипова (клавишные), Хуснутдина Холикова (клавишные) и Бахтиёра Шокирова (соло-гитара). Кроме того, с «Наво» также выступал Исмаил Джалилов