back to top
19.4 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 мая, 2024

Оппенгеймер: «Сработало!»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

Именно это восклицание было произнесено Робертом ́Оппенгеймером, выдающимся американским учёным, физиком-ядерщиком ХХ века во время первого испытания атомной бомбы в Нью-Мексико в июле 1945 года.

Как бы вы себя чувствовали на месте Оппенгеймера в этот исторический момент? Режиссёр Кристофер Нолан задаётся этим вопросом, пытаясь передать в своём фильме зрителю дух эпохи первой половины прошлого столетия, а ирландский актёр Киллиан Мерфи отлично справился с поставленной задачей.

Слева — Киллиан Мерфи в роли Оппенгеймера, справа фото Роберта Оппенгеймера

Фильм вышел на экраны очень своевременно. Начало нового тысячелетия ознаменовалось новыми «ядерными» вызовами для человечества. Захваченная в Украине и удерживаемая войсками РФ по сегодняшний день самая крупная в Европе Запорожская АЭС, захват Чернобыльской АЭС 24 февраля 2022 года, постоянные угрозы применения ядерного оружия в отношении безъядерной Украины и стран ЕС, вызывали в первое время глубокое чувство тревоги.

Сегодня уже широко известно, что при возможном применении ядерного оружия, армию агрессора ждут необратимые последствия посредством применения конвенционального превосходства стран НАТО, цивилизованный мир не хочет неоправданных жертв мирного населения и не пойдёт на ядерные провокации.

В свете текущей мировой повестки фильм о создателе атомного оружия пропустить было конечно невозможно. Такого рода оружие хоть и является собственностью конкретных государств, но тотальная разрушительность делает его общей опасностью для всех. Оно, словно эпидемия, выходит за границы и не обращает внимание на национальность, расу и разницу взглядов и идеологий.

«Выдающиеся научные открытия делаются не потому что они полезны, а потому, что они оказались возможными», говорил Оппенгеймер. Мы были обречены познакомиться с ядерной энергией.

Датский физик-теоретик Нильс Бор утверждал, что наука должна искоренять предрассудки, а не искать абсолютную истину: открытие того факта. что Земля вращается вокруг Солнца, постепенно искоренило предрассудок, что Земля является центром Вселенной; открытие микробов постепенно искоренило предрассудок, что болезнь — это кара божья, а открытие эволюции, что человек — это венец творения.

Гитлеру неоднократно пытались донести суть процесса термоядерного синтеза, но он не слишком понимал и не очень верил в степень разрушительности этого оружия. К тому же, политика антисемитизма выдавила лучшие умы из Германии, в т.ч. того же Эйнштейна, что привело к острой нехватке интеллектуального ресурса, тем не менее нацисты работали над проектом создания ОМП.

Роберт Оппенгеймер на обложке журнала «Time», 1954 год.

«Манхэттенский проект» США был ответом на небезосновательные разведданные о разработке атомного оружия в Германии, это был естественный ответ на исходящую потенциальную угрозу со стороны Гитлера.

Так какой же вывод мы должны сделать в ситуации, когда обладание ядерным оружием стало признаком особого статуса в сегодняшнем сложившемся миропорядке и девять государств-обладателей ядерных боеголовок вовсе не собираются расставаться с т.н. оружием сдерживания, а другие стремятся получить его при первой возможности?

И нужно учесть, что сколько бы мы ни говорили о полном избавлении от ОМП (оружия массового поражения), существующая данность не меняется и нам придётся жить в мире, где осознанное самоуничтожение всего человечества не является сценарием, близким по вероятности к нулю.

Кстати, о нуле. Был момент, когда ученые Манхэттенского проекта поняли, что они не могут полностью исключить возможность цепной реакции от атомной бомбы, в результате которой мог быть уничтожен весь мир.

«Не имея возможности полностью исключить такую возможность, они пошли дальше и нажали на кнопку. Просто представьте себе атмосферу в комнате, это невероятно, невероятно драматичный момент, в который можно перенести зрителя», — говорит Нолан. Действительно, риск — благородное дело, особенно если ведущие математики в своих расчетах прогнозируют возможность подобного развития событий близким к тому самому нулю.

«Меня взволновало интеллектуальное любопытство и авантюризм 1920-х годов, которые разделяли сверстники Оппенгеймера. Это была революция не только в физике, но и в музыке Стравинского, литературе, живописи Пикассо», — продолжает Нолан, и мы видим эти размышления главного героя в самом фильме.

Роберт Оппенгеймер родился в семье еврейских эмигрантов из Германии. Отец — состоятельный импортёр тканей, мать — художница. В их довольно благополучной семье была коллекция картин художников-модернистов от Ван Гога до Пикассо, что не могло не повлиять на становление учёного-интеллектуала, а способности отца как организатора большого бизнеса передались и сыну — руководителю одного из самых масштабных проектов в мире, в котором было задействовано 6000 человек.

Оппенгеймер произносит речь во время визита в Израиль в 1966 году.

Р.Оппенгеймер был номинирован на три Нобелевские премии, но так и не получил ни одной. Причиной этому, по мнению современников, было то, что «Оппенгеймер был сверхобразован в тех областях, которые лежат вне научной традиции…», увлекался индусской религией, за шесть недель мог выучить нидерландский, чтобы только прочитать лекцию на этом языке, увлекался французской поэзией 16 века, был слишком неравнодушен к женщинам. Так же был склонен к депрессиям, однажды попытался отравить неприятного ему преподавателя и даже задушить друга, но всё обошлось. Хотя, по мнению других учёных, его исследования о чёрных дырах могли бы обеспечить получение высшей награды, проживи он подольше.

От триумфа научного достижения — к разрушительному осознанию его последствий. Продолжительность фильма — три часа, и этого крайне мало, чтобы объять суть многослойного повествования. Приходить на такого рода картины нужно подготовленными, заранее понимать исторический контекст и быть в курсе основных поворотов в биографии главного героя. Данная картина — это байопик и экранизация по книге Кая Бёрда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея».

Добрая половина фильма в черно-белом цвете, это воссоздание крайне неприятных страниц из жизни Оппенгеймера, режиссёр специально выделяет эти сцены, особо указывая на их историчность, здесь нет художественного вымысла. У истеблишмента США были в отношении учёного подозрения в госизмене, принадлежности или его сочувствии коммунистической партии, однако, этому не было доказательств, комиссия убедилась, что Оппенгеймер был предан США. Это очень волнительные эпизоды, их звездой я бы назвала Роберта Дауни младшего, сыгравшего роль председателя Комиссии по атомной энергии США Льюиса Штраусса.

Ядерная бомбардировка 6 и 9 августа 1945 года японских городов Хиросимы и Нагасаки — это не только огромные жертвы, разрушения и капитуляция Японии во второй мировой войне, но и небывалый вызов всему человечеству. Отметим, что Япония была агрессором, напав на морской флот США, до этого вступив в войну на стороне Германии.

Законов о ядерном сдерживании или применении ОМП на тот момент вообще не существовало, поэтому формально Америка не нарушала законов войны. Но этическая сторона дела до сих пор волнует многих и небезосновательно. Были учёные, которые выступали категорически против бомбардировок, это была очень бурная дискуссия, но они не были услышаны. Была также идея пригласить представителей японского командования в США и продемонстрировать им взрыв на испытательном полигоне, что могло бы изменить ход войны и ускорить капитуляцию без применения ядерного оружия по городам.

Но президент Трумэн принял иное решение, по мнению руководства США японцы не собирались капитулировать и были готовы воевать дальше, что привело бы к ещё большей гибели американских солдат. И конечно, президенту хотелось показать всю военную мощь США, не только агрессоры, но и союзники должны были быть впечатлены разрушительным воздействием ОМП.

Прошло много лет, и не без помощи тех же США, Япония сегодня — третья экономика мира. Несмотря на крайне болезненное историческое прошлое, отношение японской общественности к США очень позитивное. Согласно официальным данным, в 2019 году 78,7% японских граждан положительно относились к США. Для сравнения, только 22,7% и 20,8% положительно относятся к Китаю и России.

Что касается Оппенгеймера, то его взгляды после войны были очень пацифистские, он утверждал, что только взаимный непрекращающийся позитивный диалог между странами-ядерными державами, политика открытости, доступ к секретам для свободного общения представителей научной среды, могут снизить гонку вооружений, а ОМП станет исключительно оружием сдерживания.

Во время «Манхэттенского проекта», где Роберт Оппенгеймер проявил себя как выдающийся организатор, сумевший довести разработку атомного оружия до реальных испытаний на полигоне, никогда не выступал открыто и не подписывал писем в поддержку применения ядерного оружия, но с другой стороны, не высказывался однозначно против.

Это был безусловно очень смелый, тщеславный и сложный человек. Ему было 29 лет, когда он открыл для себя Бхагават-Гиту — религиозно-философскую литературу, которая очень сильно повлияла на него. История написана в древней Индии и переводится как «Божественная песнь», её называют самой популярной «индийской библией». Она повлияла и на миролюбивого Махатму Ганди, и на нациста Генриха Гиммлера, который всегда носил с собой переведённое на немецкий язык издание Бхагавад-Гиты, считая её руководством по жестокости и террору. И Оппенгеймер был под впечатлением от книги, в эпизодах фильма мы не раз слышим фразу: «Теперь я Время (или Смерть) — разрушитель миров».

Немного подробнее остановимся на сюжете этого произведения. Друг против друга стоят две армии, предстоит большое сражение. Принц Арджуна, вождь одного из войск, начинает сомневаться в необходимости боя. С одной стороны, он собирается сражаться за правое дело, но с другой — в противоположной армии много его родственников, друзей и просто достойных людей, наверняка многих из них ждёт смерть в результате этой битвы. Колесницей принца управляет сам бог Кришна. Перед началом битвы между ними завязывается философская беседа, которая составляет большую часть этого произведения.

Кришна убеждает принца, что участие в битве — это его священный долг воина, от которого нельзя отказываться из-за личных привязанностей. В определенный момент он являет Арджуне свою божественную многоликую сущность, сияющую, словно тысячи солнц, одновременно взошедших на небе. В этот момент Кришна произносит ключевую фразу: «Теперь я Время — разрушитель миров» или «Теперь я Смерть — разрушитель миров».

Если переводить более точно, то получится примерно так: «Время Я — мира извечный губитель. Весь этот люд я решил уничтожить. В битву ты вступишь иль битву покинешь, воинам этим пощады не будет». Этими словами Кришна показывает, что только в его божественной власти решать, кому жить, а кому умирать. И это ни коем образом не зависит от принца, поэтому Арджуна должен смириться и выполнить свой священный долг, и если в итоге погибнут его близкие, то это не его вина, а воля высшего божества. В результате, Арджуна полностью убеждённый, просветлённый и избавленный от сомнений провозглашает Кришну своим наставником и вступает в 18-дневную войну… И очень понятно, что так впечатлило того же Гиммлера.

Мы и сегодня видим на мировой политической сцене людей одержимых деструктивными идеями с неуёмным самомнением, им действительно кажется, что перед ними явился сам бог и они всего лишь выполняют его волю. Строится капище в виде «храма Министерства обороны», лидер группы фанатиков уверенно бросает вызов всему человечеству «Мы попадем в рай, а они — просто сдохнут», он явно уверен, что его бронеколесницей управляет сам Кришна. Это и есть новый вызов человечеству, когда ко всему прочему, убеждённый в своей богоизбранности безумец, обладает ещё и ядерным оружием.

Оппенгеймер и Ганди явно дочитали до конца древнюю историю, в отличие от ослеплённых «тысячами солнц». Это испытание не для каждого, трудно в силу особенностей личности и стечения исторических обстоятельств не поддаться искушению, зато удобно снять с себя ответственность за свои действия и свалить всё на «волю божества».

В битве Арджуна, поддержанный Кришной, победил, но ради победы неоднократно, часто под влиянием Кришны, нарушает кодекс чести и прибегает к коварным уловкам, что приводит к гибели многих близких ему людей. После смерти Кришны Арджуна неожиданно ощущает убыль сил, с трудом натягивает свой богатырский лук, а в его волшебных «неиссякаемых» колчанах внезапно заканчиваются стрелы. После позорного поражения мудрец объясняет растерянному герою, что время его земной жизни подходит к концу и предназначенные ему судьбой деяния завершены: Арджуна выполнил волю богов. Вместе с братьями и женой престарелый принц умирает во время последнего странствия в Гималаях и обретает небесное блаженство…

По поводу небесного блаженства у меня большие сомнения, никто ещё нам с того света не рассказал о наличии там гурий, молочных рек и кисельных берегов. В общем, человек всё ещё слаб и главный вывод из вышеизложенного в том, что никому из нас нельзя ни в коем случае давать всю полноту безграничной власти, всегда должна работать система сдержек и противовесов, избирательное право, институты, не позволяющие никому задерживаться у власти больше чем на два срока, иначе идут необратимые процессы, где человек теряет связь с реальностью, деградирует на глазах, впадает в религиозный мистицизм, обуреваем иными разрушительными для общества и мира идеями или становится полностью зависим от ближнего круга, что может привести к непредсказуемым последствиям.

В конце своего жизненного пути Оппенгеймер за свои пацифистские взгляды во время гонки вооружений, был лишен доступа к секретам, а значит способности влиять на внутриполитические процессы в США, но продолжал читать лекции, писать и работать в области физики.

Оппенгеймер был заядлым курильщиком, у него обнаружили рак гортани, лечение не дало эффекта и он умер 18 февраля 1967 года в своём доме в возрасте 62 лет.

Кто-то говорил, что Роберт Оппенгеймер прототип Фауста, продавшего свою душу дьяволу, авторы книги считают его Прометеем, давшим новый огонь и мирный атом человечеству, я же вспомню Булгакова и его Мастера, который заслуживает покой. После смерти учёного, его прах был развеян над островом Сент-Джон, неподалёку от дома, в котором он провёл последние годы. Дом был построен очень близко к воде и однажды неистовый ураган, налетевший со стороны океана, сравнял с землёй последнее прибежище большого учёного. С тех пор места эти пусты и только волны, как и прежде, накатываются на берег и поют свою песнь о храбром принце Арджуне и всемогущем Кришне — тысячеликом разрушителе миров…

P.S. Отдельная благодарность всем, кто причастен в Ташкенте к прокату последних достижений мировой киноиндустрии, это редкий глоток свежего воздуха и возможность чувствовать себя на одной волне с цивилизованным человечеством.

Это просто замечательно, что фильмы не обрезаются и довольно продолжительные эротические сцены, без которых нет полноты картины, в руках гениальных режиссёров, дают возможность всесторонне понять личность главного героя, его отношения со сложными харАктерными женщинами, сыгравшими огромную роль в жизни Роберта Оппенгеймера.

Да, и это странное ощущение, когда после всего увиденного ты выходишь из зала и видишь в ТРЦ навстречу идущих подружек с наглухо закрытым лицом, при этом ловко умудряющихся хрустеть попкорном. В этот момент я чувствую сначала растерянность, но потом мне становится просто смешно. Но надолго ли? Неизвестно.

Белла САБИРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Цветы и единство: фестиваль цветов и культурное сближение

19 мая в Намангане стартовал 63-й международный фестиваль цветов, событие, которое не только украшает улицы города, но и объединяет...

Больше похожих статей