Каждого, кто прибывает в Каршинский аэропорт, на пути в город встречает как дорогих гостей монументальный знак областного центра – «Музыканты». Историю монумента, который украшает местность уже три десятилетия, в области, пожалуй, никто и не знает. Помню, как впервые увидела его в 2000 году, прилетев по делам в Карши. Поразилась выразительности высоко парящей над землёй и сверкающей в лучах солнца монументальной композиции. Но если о названии можно было догадаться, то имени автора никто назвать не мог.
Лишь спустя время, в 2014 году, познакомившись с Александром Александровичем Волковым, младшим сыном всемирно известного народного художника А. Н. Волкова, с удивлением узнала, что он как раз и является создателем восхитившего меня в своё время монумента и собирается поехать в Карши взглянуть на свою работу. Это была единственная встреча автора со своим произведением.
С тех пор прошло ещё девять лет. Я несколько раз встречалась с автором «Музыкантов», с большим интересом изучила историю семьи Волковых, написала биографический очерк в 13 частях об этой замечательной династии художников, вписавших яркие страницы в искусство изобразительной пластики и жизнь нашей страны.
С тех пор поддерживаю дружеские отношения с семьёй Волковых, не раз бывала на выставках в Ташкенте, Нукусе и Москве, где выставлялись работы Александра Николаевича Волкова, его сыновей Валерия и Александра и внука Андрея.
Август — особенный месяц в семье Волковых. 31 августа 1886 года родился основатель династии, автор «Гранатовой чайханы» и десятков других известных полотен Александр Николаевич Волков. И день этот совпал в современности с Днём Независимости страны. Более того, 27 августа 1937 года появился на свет младший сын художника Александр, в семье которого в свой срок, 31 августа 1968 года, родился сын Андрей — представитель третьего поколения художников Волковых. Каждый из этих мастеров кисти на том или ином этапе творчества воспевал любимый край – Узбекистан.
И вот узнаю, что в свои 85 лет Александр Александрович Волков вновь готов отправиться в Карши, да врачи не велят совершать перелёты и длительные поездки. Художник поделился причиной, которая зовёт в путь и лишает в последнее время покоя. Монументальному знаку в Карши, который около 30 лет стоит на перекрёстке каршинских степных ветров, требуется помощь.
Редакция «Новостей Узбекистана» попросила художника рассказать о создании памятника и проблемах, которые беспокоят автора.
Александр Александрович Волков откликнулся и прислал в адрес газеты не только рассказ, но и обращение.
«В конце 1980-х годов в Московский комбинат скульптуры пришёл заказ на монументальный знак для въезда в областной центр Кашкадарьи – город Карши. Художественный совет комбината предложил выполнить этот заказ мне как человеку, хорошо знающему узбекские традиции. Для согласования условий заказа с местной властью меня отправили в командировку в Узбекистан, где я родился и жил до поступления в Строгановское училище в Москве.
И вот я в Карши. Здесь меня тепло встретила администрация города во главе с председателем городского совета Рузымурадом Шадыевым. Был собран небольшой совет специалистов: главный архитектор города, советник по строительству, другие работники – всего человек пять. Мне объяснили задачу, показали архитектурную ситуацию, где должен стоять монументальный знак. Точка для его установки была выбрана около аэропорта – на круговой развилке.
Место для монументального знака руководство города определило единодушно. А вот как он должен выглядеть, заказчики не знали. В те годы было модно при въезде в город делать композиции на тему, чем этот город славен: промышленностью, сельским хозяйством, воинскими доблестями.
Мы отправились на место, выбранное для установки знака. Я увидел открытое для взгляда свободное пространство, рядом никаких строений, архитектуру которых мне пришлось бы учитывать.
Точка мне очень понравилась. С одной стороны к ней вела дорога от аэропорта, далее шла круговая развилка. Следовательно, скульптура получала круговой обзор. Поскольку планировка была заточена под автомобильное движение и не предполагала пешеходного передвижения, я пришел к выводу, что нужно установить знак, образ которого будет понятен на расстоянии.
Попросил несколько дней на выполнение эскиза. Поразмыслив, решил создать скульптурную композицию, символизирующую встречу гостей, въезжающих в город. Она должна быть видна отовсюду – на большом расстоянии и с разных сторон. А при объезде по кругу у скульптуры с любой точки обзора должен быть фасад.
В Средней Азии принято с почётом встречать гостей под звуки национальной музыки, приглашая для этого народных музыкантов. Я хорошо помнил, как в любой местности Узбекистана в дни народных или семейных праздников по всей округе разносятся зычные звуки карная, ритмичная дробь дойры и барабанов-нагора.
И задумал расположить фигуры карнайчи таким образом, чтобы они стояли по три стороны композиции и карнаи напоминали лучи солнца. А дойристы держали бы свои бубны как маленькие солнца в перекрестке карнаев!
Композицию решил установить на достаточной высоте , чтобы смотрелась издалека, а круговое движение как бы подчёркивало направление в славные исторические края, где при встрече гостей всегда звучит музыка.
Слепив из пластилина эскиз, я пришёл на утверждение в горсовет. Идея скульптуры понравилась, но принять её к исполнению оказалось трудной проблемой. Мешал стереотип, по которому скульптура должна нести идеологическую нагрузку, прославляющую и утверждающую советскую власть. А в моём макете – фигуры в традиционных национальных халатах, с древними инструментами в руках – и никакой современной тому времени идеологии. Главное, говорили члены комиссии, что на въездах в другие города республики они не видели ничего подобного. Хотя сама затея им очень понравилась – и человечностью, и национальными традициями.
Не решаясь вынести вердикт, предложили показать макет на заседании в обкоме. Спустя несколько дней собрались в кабинете первого секретаря обкома, куда были приглашены и его заместители. Представили макет, сокрушаясь, что ничего подобного в других городах не видели. Первый секретарь после некоторого размышления сказал: «Нигде такого нет, а мы поставим».
Так решилась судьба монументального знака для древнего города Карши.
Мне подписали заказ и командировочные документы, и я улетел в Москву. Выполнил эскиз. На худсовете Московского комбината скульптуры его приняли. Сделал рабочую модель, и мы вместе с архитектором И. Студеникиным, которому следовало решить вопросы архитектурной составляющей композиции, полетели в Карши на утверждение проекта.
Сначала я думал установить композицию на постамент высотой метров в пять. На месте пришли с архитектором к выводу, что лучше поднять постамент до уровня 20-25 метров.
Мы, конечно, учитывали, что фигуры на такой высоте будут испытывать большую ветровую нагрузку. В таких случаях в мировой практике предлагалось не литье из металла, что делает композицию слишком тяжелой, а создание скульптуры методом выколотки из металлического листа. Так например сделана квадрига Апполона (колесница) на портике Большого театра в Москве. И мы решили делать композицию в кованом алюминии.
Процесс создания многофигурной композиции трудоёмкий.
Сделав рабочую модель в масштабе 1/10, я ещё раз показал проект худсовету и приступил к выполнению композиции в глине.
После выполнения скульптуры в натуральную величину из глины,
с неё была снята гипсовая форма – гипсовая модель в 5,5 метра. По этой форме скульптуру отлили в бетоне. Далее бетонную скульптуру разделили на блоки, по которым выколачивалась оригинальная скульптура из алюминиевого листа.
И вот блоки готовы. нужно было собрать их вместе на заранее заготовленном каркасе. Работа тонкая, в ней требовалась точная подгонка блоков между собой. Московская бригада мастеров выколотки под моим авторским надзором с этой задачей с честью справилась. Художественный совет скульптуру одобрил. Таким непростым и трудоёмким было рождение монументального знака «Музыканты».
Оставалось переправить скульптуру из Москвы в Карши. В собранном виде она была очень объёмной. Для перевозки пришлось разрезать её на части, чтобы собрать непосредственно на месте. Скульптуру и всю техническую документацию по сборке мы отправили в Карши.
Шёл 1991 год. Меня как автора должны были вызвать на установку монумента. И тут произошёл развал нашей единой страны – СССР. Таких глобальных перемен мы не ожидали. Вместе со сменой эпохи и парада новых независимых республик бывшего Союза сменилась администрация города. Я не нашёл новых контактов, не смог поехать на место и не знал о дальнейшей судьбе своей работы. Друзей и знакомых у меня в Карши не было, и я решил, что скульптуру не установили.
Где-то в конце 90-х знакомый ташкентский скульптор полетел в те края по делам, и я попросил его справиться о моей скульптуре. Каково же было моё удовлетворение, когда оказалась, что скульптура стоит! Я получил её фотографию. Не знаю, кто собрал её, кто сваривал внутренний каркас. Но всё соответствовало моим чертежам, приложенным при отправке груза. Правда, немного изменили сам постамент, но сохранили его высоту.
Только лишь в 2014 году мне удалось вновь посетить Узбекистан. Приехав из Москвы в Ташкент, я с небольшой группой друзей отправился на поезде в Карши. Утром мы решили посмотреть памятник. Спустя почти четверть века я увидел дело моих рук. Впечатление было грандиозное! Мы ходили вокруг памятника, парившего в синеве на высоком постаменте, фотографировали его в разных ракурсах. И тут к монументу подъехали открытые лимузины с молодожёнами. Они трижды торжественно объехали памятник по кругу, снимая церемонию на видео. Местные друзья разъяснили, что в Карши сложилась традиция: в день бракосочетания новобрачные обязательно приезжают фотографироваться к памятнику «Музыканты» – как в Питере к памятнику Петру Первому или в Москве к Вечному огню у памятника Неизвестному солдату.
Конечно, я был взволнован. Монументальный знак города Карши поистине обрёл символическое значение.
Мы вернулись в центр города. День был предпраздничный. И как же приятно мне было увидеть, что на одном из огромных баннеров, установленных перед зданием местного театра по случаю праздника, была изображена моя скульптура с летящими над нею в синем небе белоснежными голубями.
Чем не символ города, подумал я! И попросил местного художника при случае сообщить в хокимият, что автор жив и здоров. Никто в городе к тому времени знать не знал имени скульптора и архитектора – авторов памятника. Но, видимо, новый состав хокимията так и остался в неведении.
Прошло девять лет. Не так давно я увидел в сети Фейсбук публикацию известного журналиста Бахтиёра Насимова, к которой были приложены фотографии моей скульптуры «Музыканты». Журналист написал о скульптуре и просил хокимият установить на постаменте памятную табличку с именем автора.
Было в подборке фотографий одно видео. Никто не обратил внимания, что на нём запечатлено тревожное обстоятельство. Мне же как автору оно сразу бросилось в глаза. Видимо, в момент съемки дул сильный ветер. И скульптурная композиция… ожила! Центральная фигура раскачивалась в своей верхней части – музыкант словно поводил карнаем при игре. К тому же, я заметил, что у одного из дойристов в плече произошёл отрыв рукава и рука слегка осела.
Эти повреждения скульптуры страшно беспокоят меня. Скульптура полая, возможно, там произошел её разрыв с каркасом. В непогоду сквозь щели внутрь могут попадать дождь и снег. При морозе может образоваться лед. И скульптура начнёт разрушаться. При ураганном порыве ветра может оторваться и какая-либо деталь.
Но ведь всё это можно предотвратить. О чём я как автор прошу руководителей области и соответствующие республиканские ведомства по охране культурных ценностей.
В Карши, как и в других городах, идёт интенсивное высотное строительство и есть необходимая для ремонта высотная техника. Рядом аэропорт с его мастерскими и специалистами по сварке алюминия.
Конечно, нужно обследовать скульптуру на месте. Понять причины разрушения и, пока не поздно, укрепить внутренний каркас, заварить дыры в плече фигуры дойриста.
К сожалению, состояние здоровья не позволяет мне добраться до Карши. Но ведь нашлись специалисты, которые в своё время установили памятник, не вызывая для этого автора.
Прошу всех, кто может помочь, о содействии».
Редакция, в свою очередь, обращается вслед за Александром Александровичем Волковым к хокимияту города Карши, областному хокимияту Кашкадарьи, Министерству культуры Узбекистана и руководству Академии Художеств Узбекистана с просьбой. преддверии Дня независимости Республики Узбекистан решить вопрос о спасении монументального знака города Карши от дальнейшего разрушения. И просит установить в нижней части постамента небольшую памятную табличку с именами авторов: скульптора А. А. Волкова и архитектора И. М. Студеникина.
Публикацию подготовила Тамара Санаева.
Фото А. А. Волкова и Б. Насимова.