back to top
6.6 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Фирудин Сафаров – человек-эпоха (к 90-летию со дня рождения)

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Один из  известных режиссеров, которого бурными овациями  встречали зрительные залы театральных  площадок не только Узбекистана, но ближнего и дальнего зарубежья, Фирудин Саттарович Сафаров, сегодня отмечает свой 90-летний юбилей. Эта дата дала возможность рассказать об этом титане оперы, во многом завоевавшему любовь и признание поклонников, благодаря   своему эмпирическому   подходу к оперному искусству.

Достаточно вспомнить такие его блестящие постановки как «Фауст», «Отелло», «Самсон и Далила», «Петр Первый», «Огненный ангел» и многие другие. Известный своим новаторским подходом к каждому спектаклю, Сафаров давал им новую актуальность, новое проникновение, превращая в открытие. И его живые, сражающие свежестью творения, всегда получались  яркими,  зрелищными и невероятно динамичными. Они становились откровениями, излучавшими мощную энергию. Поэтому неудивительно, что всем им была уготована долгая сценическая жизнь, ведь ни одно из его прочтений не оставляло зрителя равнодушным, оставаясь  с ним в течение длительного времени.

На счету Сафарова свыше шестидесяти спектаклей из сокровищницы мировой музыкальной культуры и композиторов Узбекистана, многие из которых стали театральной классикой. И в каждом из них он рассказывал свои истории, относясь при этом бережно и к первоисточнику, и к либретто. К этому следует добавить   и постановки различных праздничных концертов, включая «Дни литературы и искусства Узбекистана», которые с большим успехом проходили в России, Украине, Азербайджане, Таджикистане.

Являясь народным артистом Узбекистана и Азербайджана, профессор Фирудин  Сафаров, награжденный за заслуги в общественной и музыкальной деятельности орденом  «Буюк хизматлари учун» в Узбекистане и медалью «Тарагги» («Прогресс») в Азербайджане, своим многолетним трудом делал немало для дружбы этих двух народов, объединяя их культуры.

Он отдал сорок шесть лет Государственному академическому Большому театру имени Алишера, воспитав несколько поколений певцов, способных воплощать сложные режиссерские задачи. Преподавал Фирудин Саттарович и в Государственной консерватории Узбекистана: впоследствии многие его ученики стали солистами ташкентского Большого театра. Есть среди них и те, которые сегодня успешно работают в известных оперных театрах Италии, Германии, Австрии, России  и других странах.

А начиналась его творческая биография в Баку, где он родился 1 августа 1933 года.  С детства любил учиться, занимаясь музыкой и спортом. Великолепно играл в футбол, настольный теннис, шашки и шахматы. А когда поступил в  Азербайджанскую государственную консерваторию имени У. Гаджибекова по классу ударных инструментов, освоил барабаны, литавры, ксилофон, маримбу, вибрафон, продолжая успешно играть в футбол в составе Национальной сборной команды Азербайджана, успевая по вечерам выступать с инструментальным ансамблем на эстраде городской танцплощадки. За его плечами и престижный Всесоюзный конкурс эстрады, на котором он занял первое место как лучший ксилофонист, и театроведческое отделение Азербайджанского государственного театрального института. Учебу в этом вузе энергичный Сафаров успешно совмещал с работой в симфоническом оркестре Бакинской консерватории. И это еще не все. Далее был факультет оперной режиссуры Ленинградской государственной консерватории  имени Н. Римского-Корсакова, где он учился у выдающихся мастеров: народного артиста России, лауреата Государственной премии, главного режиссера ряда крупнейших театров России Е.Соковнина, патриарха классической музыкальной комедии, кинорежиссера Я.Фрида, историка театра с энциклопедическими знаниями Исаака Гликмана, известного музыковеда, профессора Анатолия Дмитриева.

На родину Фирудин Сафаров вернулся, будучи дипломированным специалистом. Работая главным режиссером Государственного академического театра оперы и балета имени Ахундова, он поставил на его сцене такие спектакли, как «Кер-оглы» и «Лейли и Меджнун» У. Гаджибекова,  «Пиковую даму» П. Чайковского, «Оптимистическую трагедию» А. Холминова, «Ван Гога» Н. Кодаллы. Уже тогда он охотно шел на эксперименты, опережая время, был принципиален и строг   как в трактовках классики, так и в работе с артистами, проявляя при этом характер и профессионализм. Вскоре о нем заговорили как о талантливом самобытном режиссере. Поэтому неудивительно, что в 1977 году он получил приглашение от руководства ташкентского Большого театра  поставить оперу «Пиковая дама», а после ее успешной премьеры – предложение занять должность главного режиссера ГАБТа имени А.Навои.

Так в жизни Сафарова наступил период, который его окружение называет периодом подлинного расцвета и творческого счастья. Здесь в лице главного дирижера театра, народной артистки СССР Дильбар Абдурахмановой он нашел единомышленницу, в тандеме с которой один за другим поставил немало шедевров, приятно удививших интересным замыслом,  свежестью прочтения, скрупулезной работой с певцами, благодаря которой режиссер добивался от них  виртуозной актерской игры. Все свои оперы он ставил так, как будто снимал фильм. Тонкий психологизм присутствовал практически в каждой сцене, будь то «Трубадур», «Травиата» Д. Верди, «Кармен» Ж. Бизе,  «Любовный напиток» Г. Доницетти» или «Петр Первый» А. Петрова, «Огненный ангел» С. Прокофьева, «Проделки Майсары» С. Юдакова  и многие другие, с которыми он немало экспериментировал. Эти постановки  вдохнули   свежее дыхание в ташкентский оперный театр.

У него был азарт и бесконечное желание работать. И еще была большая радость – театр, ставший его судьбой и жизнью, как и опера. Его таланта и энергии хватало на все. Именно здесь раскрылся его  постановочный и педагогический опыт, знание театральной специфики, а невероятная работоспособность и ответственное отношение к делу нашли наилучшее применение и большую пользу.

В течение четырех десятков лет Фирудин Саттарович вел с Дильбар Гулямовной огромную и трудоемкую работу по репертуару театра, по воспитанию  молодого поколения певцов. А в марте 2018 года этой блистательной первой женщины-дирижера на Востоке, не стало. Он тяжело переживал ее уход. Его привлекали в ней яркий темперамент, профессионализм, горение и полная самоотдача дирижера, заражающая певцов и музыкантов. Она ценила в нем мастерство, честность, влюбленность в профессию и музыку, а также стремление поднять на высокий уровень исполнительства мировой классики узбекские  национальные кадры и благодарна за рождение в ней оперы, ведь до встречи с ним она была асом балетного дирижирования. Они оба всю жизнь были фанатично преданы своему делу, являясь непререкаемым авторитетом, совестью и камертоном Узбекского театра оперы и балета.

Кстати, Фирудин Саттарович, как и Дильбар Гулямовна, неоднократно получал лестные  предложения из других театральных коллективов бывшего Союза, но он, как и она, остался верен ташкентскому Большому, в котором создал свой театр – театр Сафарова. Он никогда не вел праздный образ жизни, находясь в постоянном поиске. Его последняя совместная работа с Дильбар Абдурахмановой – «Аида» Д.Верди, которая и сегодня с успехом идет в театре. Без нее он поставил «Иоланту» П. Чайковского. А потом наступил мировой коллапс – пандемия коронавирусной инфекции, обрушивший привычный образ жизни миллионов людей практически на три года. Заболел ковидом и Фирудин Саттарович. Его срочно госпитализировали. И, несмотря на преклонный возраст, он  поборол  недуг. Потому что был и остается сильным человеком. А выйдя из больницы, принялся за репетиции «Севильского цирюльника» Д. Россини. В планах у режиссера были постановки «Дон Жуана» В.Моцарта и «Бориса Годунова» М. Мусоргского…

Пытаясь определить суть искусства Фирудина Сафарова  и его значение для оперного театра как Узбекистана, так и Азербайджана, отмечу, что он без сомнения является примером сочетания самых разных сторон и качеств режиссерского профессионализма. Сюда следует включить еще  темперамент, большую человеческую и художественную культуру, широту театральных и общехудожественных горизонтов, а также интерес ко всему, что его окружает. Сафаров – уникальное  явление в нашей культуре. Он – человек-эпоха. Вся его жизнь была и остается с людьми, хранящими и развивающими оперный театр.

Однако только ли спектаклями исчерпывается значение Фирудина Сафарова для современного музыкального театра? Далеко нет. Он замечательный педагог, автор либретто и трудов об искусстве оперы. Его творческая деятельность обогащает эмоциональный мир зрителей такими знаниями, которые невозможно почерпнуть ни из каких других источников, оно делает их значительно более зрелыми, проницательными, глубокими. Это удел счастливых художников – быть желанными и дорогими спутниками жизни их зрителей. И Фирудин Сафаров – один из таких творцов, который яркой вспышкой озарил, направил и определил движение ташкентского Большого театра на многие годы к его сегодняшнему дню!

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото: из открытых источников (1)  и Ю.Полянского (2-5).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей