Международные миссии по наблюдению за выборами в последние годы активно стремятся к сотрудничеству с избирательными органами нашей страны, выполняя свои функции самостоятельно, независимо и гласно, в соответствии с положениями Конституции и законов Республики Узбекистан, международными принципами проведения демократических выборов, руководствуясь принципами политической нейтральности, беспристрастности, невмешательства в ход избирательного процесса.
Эффективным средством обеспечения открытости избирательной кампании является институт наблюдателей за выборами. В этой связи применение на практике общепризнанных избирательных стандартов в качестве критериев оценки избирательного процесса в различных странах получило развитие института международных наблюдателей за выборами. Наблюдение за выборами есть нечто большее, чем техническая процедура, так как оно прямо связано с соблюдением прав и свобод человека, оно может предотвратить их нарушение во время выборов.
Международными организациями и, в том числе ОБСЕ, разработана методология наблюдения за избирательным процессом, начиная с подготовки к выборам, и заканчивая подведением их итогов. Долгосрочное наблюдение за выборами требует присутствия международных наблюдателей в разные периоды избирательного процесса. Это позволяет сделать выводы о ходе этого процесса, который ОБСЕ делит на четыре периода: предвыборный период, день выборов, период наблюдения после выборов и продленный период наблюдения по завершению выборов.
В период пребывания в нашей стране иностранные (международные) наблюдатели должны руководствоваться Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями Центризбиркома, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов, иметь при себе мандат, выданный избиркомом, и, предъявлять его по требованию организаторов выборов, выполнять свои функции по осуществлению международного наблюдения за выборами, руководствуясь принципами объективности, политической нейтральности, отказа от выражения каких-бы то ни было предпочтений по отношению к избирательным комиссиям, государственным органам, должностным лицам, участникам избирательного процесса, не вмешиваться в избирательный процесс, основывать свои заключения на проведенном наблюдении и фактическом материале.
Основным институтом ОБСЕ, отвечающим за процесс мониторинга избирательного процесса и наблюдение за выборами в странах-участницах, является Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ.
Международное наблюдение за выборами осуществляется в интересах населения страны, в которой проводятся выборы, и в интересах международного сообщества. Наблюдение ориентировано на сам процесс и не касается каких-то конкретных результатов голосования, оно касается результатов выборов лишь в той мере, в какой это связано с их честным и точным объявлением в условиях транспарентности и в установленные сроки. Международные наблюдатели также проявляют большой интерес вопросам активного участия в этом процессе избирателей, наличия атмосферы открытых дебатов и свободных дискуссий между кандидатами на выборную должность и избирателями, распространения наглядной агитации, обеспечения балансамежду кандидатами при освещении их программ в СМИ и др.
Международное наблюдение за выборами должно проводиться при уважении суверенитета страны, в которой они проводятся, и прав человека населения страны. Международные миссии по наблюдению за выборами должны уважать законы принимающей страны, а также проявлять уважение к национальным органам власти, включая избирательные органы, и осуществлять деятельность таким образом, чтобы она была совместима с уважением и поощрением прав человека и основных свобод.
В Избирательном кодексе Узбекистана учтены как международные обязательства нашей страны, так и накопленный структурами избирательной системы опыт организации и проведения выборов. В избирательной практике Узбекистана сформировалась модель при которой права и обязанности международных наблюдателей определяются государством юридически обязательным правовым актом, тем самым гарантируется единая практика создания условий для их деятельности. Причем Избирательным кодексом предусмотрено, что иностранный (международный) наблюдатель имеет те же права, что и внутренний наблюдатель (Ст.33 Избирательного кодекса).
Динамика международного наблюдения за выборами в Узбекистане свидетельствует о том, что участие иностранных (международных) наблюдателей в последние годы увеличивается. На примере выборов Президента Республики Узбекистан эти показатели выглядят следующим образом: если на выборах 2015 года участвовало 296 иностранных наблюдателей, 2016 года — 555, то на выборах 2021 года — 971.
Резюмируя хотелось отметить, что нынешние выборы в Узбекистане проходят в условиях кардинальных перемен и демократических реформ. В Узбекистане формируется новая политическая среда, и международное сообщество уделяет этим изменениям все больше внимания.
Омон Мухамеджанов, доктор юридических наук, профессор ТГЮУ