В начале апреля в издательстве «Complex Print» вышла монография «Тамара Аванесовна Головянц – человек, влюбленный в музыку и жизнь». Ее автор – Ольга Никольская, наша землячка, ныне проживающая в Москве, посвятила свой опус памяти любимого учителя.
О чем эта книга? О жизни и деятельности музыковеда, кандидата искусствоведения, профессора кафедры Истории музыки и критики Государственной консерватории Узбекистана Тамары Аванесовны Головянц (1929-2017). Я прочла ее запоем за одну ночь. Она меня «зацепила», заставив пережить сильные эмоции. Через несколько дней стала ее перечитывать, смакуя страницу за страницей. Читалась книга так хорошо, что местами, несмотря на всю серьезность, она воспринималась как увлекательный рассказ, но иногда щемило сердце…
Время многое стирает, остается священная память. И Ольга Никольская приглашает всех, кто знал, уважал и любил профессора Головянц, пройти вместе с ней по страницам ее книги, написанной сердцем, в чем я абсолютно уверена.
Невольно вспомнились слова римского военачальника и политического деятеля Марка Туллия Цицерона: «Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей». А что для нас благодарность? Как часто мы благодарим близких людей, Вселенную, Бога? Напомню, читатель, известную истину: «Ты есть то, что ты транслируешь миру», которая свидетельствует, что случайностей не бывает, ведь Вселенная реагирует на то, что мы излучаем – это касается наших мыслей, слов, действий. Так, люди, излучающие негатив, его же и получают обратно, как подтверждение своего послания. Когда же мы благодарим, выражая признательность за сделанное добро, внимание или услугу, – благо нам возвращается!
А монография Ольги Никольской написана талантливо и во благо. Она состоит из четырех глав, первая из которых раскрывает основные биографические вехи профессора Головянц, вторая – посвящена ее педагогической деятельности, третья – научным работам Тамары Аванесовны, в четвертой – собраны воспоминания близких, коллег и учеников, подготовленные специально для данного издания. В приложении представлены библиографический справочник основных научных трудов профессора Головянц, а также темы дипломных и диссертационных исследований ее выпускников. Книга адресована широкому кругу читателей: музыкантам и любителям музыки, студентам музыкальных учебных заведений и всем тем, кому интересны история музыкальной жизни и культуры Узбекистана.
Автор не нудно описывает творческий путь своего педагога, а показывает его сквозь призму своего восприятия, через воспоминания о своей героине. Она рассказывает нам о той Тамаре Аванесовне, какой знала ее только она. Впрочем, и другие ее ученики, коллеги и близкие тоже поделились своими искренними воспоминаниями. Мы узнали, какой замечательной, доброй, отзывчивой и щедрой она была, как нежно любила своих близких, как многим помогала в трудные моменты жизни. Действительно, по натуре Тамара Аванесовна была человеком энергичным, порывистым, остроумным, обаятельным (и внутренне, и внешне), невероятно работоспособным и целеустремленным. А за всем этим – глубокий ум, ранимость, душевная чистота. Она мгновенно проникала в суть сложнейшего вопроса и непременно находила верное решение, вдобавок была открыта и проста в общении, всегда протягивала руку помощи, оказывала поддержку.
Т.А.Головянц после творческой встречи в Союзе композиторов и бастакоров Узбекистана
В книге, наполненной бытовыми подробностями и яркими характеристиками людей, с которыми Головянц приходилось работать, автор метко расставил нужные акценты. Именно поэтому монография получилась живая и динамичная. Она достаточно легко читается, наполнена любовью и позитивом, понятна широкому кругу людей, особенно родственникам главной героини опуса. Здесь читатель найдет немало интересных пластов биографии Тамары Аванесовны, связанных с годами ее учебы как в музыкальном училище имени Хамзы, так и в Ташкентской консерватории, творческими поездками во Всесоюзные Дома творчества композиторов, являвшихся уникальным явлением культуры прошлого столетия. В историческую атмосферу того времени погружают и курсы повышения квалификации, которые Головянц проходила в Московской консерватории, а спустя десять лет в Ленинградской. Главным делом ее жизни и большой любовью было служение Музыке, которой она отдала свыше шестидесяти лет и которая неоднократно помогала ей в сложных жизненных ситуациях. Многие ее научные труды были посвящены исследованию музыкальной культуры Узбекистана. Достаточно назвать такие ее работы, как «Камерно-инструментальная ансамблевая музыка Узбекистана», «Совет Варелас. Жизнь в музыке» (в соавторстве с И.Галущенко), «Композитор Нурилла Закиров», два издания справочника «Композиторы и музыковеды Узбекистана» (в соавторстве с Е.Мейке), а также учебно-методические пособия, научные статьи и публикации в периодической печати.
Т.А.Головянц с ученицами
Не обделил Господь Тамару Аванесовну и педагогическим даром. Это был ее Эверест, за которым скрылись вершины ее лекций, сочетавших в себе способность к проницательному анализу с даром широких обобщений и метких сравнений. Моя память и сегодня цепко хранит как эти лекции, так и профессора Головянц – патетичную и восторженную, когда она говорила о великой музыке и ее авторах – Брамсе, Григе, Малере, Пуччини, Дебюсси, Равеле и многих других, щедро играя их опусы на рояле. Так же без устали она могла проводить и многочасовые экзамены.
Большой трагедией для Тамары Аванесовны была смерть ее мужа – композитора Совета Афанасьевича Вареласа, ближайшего ее друга и соратника. Она мужественно перенесла утрату и сразу вышла на работу. Видимо, музыка, и общение со студентами приносили успокоение ее душе. Будучи незаурядным и талантливым педагогом, она жила в своих учениках, растворялась в них, постоянно узнавала, все ли у них благополучно, не нужна ли помощь в виде каких-либо книг, нот, записей. И если оказывалось, что нужна, то всегда приносила необходимое. Из ее класса по специальности вышло более пятидесяти дипломированных музыковедов-историков, многие из которых сегодня успешно работают в самых разных сферах музыковедения и не только, причем как в Узбекистане, так и далеко за его пределами.
Автор книги, ученица Т.А. Головянц Ольга Никольская
Среди них и автор данной монографии Ольга Никольская – музыковед, кандидат искусствоведения, участница различных научных конференций, автор более 15 статей в научных изданиях и более 20 публикаций в периодической печати Ташкента и Москвы.
Выпускница РССМШИ им. В.А.Успенского и Ташкентской консерватории, она с отличием окончила оба учебных заведения, потом поступила в аспирантуру. Диссертацию на тему «Эволюция претворения марша в композиторском творчестве» О.Никольская написала под руководством профессора Т.А. Головянц – впоследствии эту работу рекомендуют к защите. А учебу она совмещала с преподаванием в РССМШИ им. Успенского и игрой на сцене народного театра-студии «Логос». В течение шести лет театр был ее серьезным увлечением.
В 2004 году Никольская переезжает в Москву, где кардинально меняет род своей деятельности, начиная работать офис-менеджером в крупном холдинге. И в этой перемене не было ничего удивительного – у Ольги просто талант совмещать несовместимое, ведь идея довести диссертацию до защиты ее не оставляла. Поэтому в 2005 году она поступает в качестве соискателя в Российскую академию музыки имени Гнесиных, и через пять лет под руководством доктора искусствоведения, профессора Т.В. Цареградской успешно защищает диссертацию, написав, по сути, новое исследование. Причем без отрыва от основной работы. А через два дня после защиты Ольга приступает к учебе в Высшей школе экономики по направлению маркетинг, где она систематизирует наработанный практический опыт.
С 2009 года по настоящее время Никольская работает в ведущих российских компаниях на руководящих позициях в сфере маркетинга, занимаясь продвижением различных товаров и услуг: организовывает участие компаний в международных выставках, проводит крупные мероприятия, пишет тексты для буклетов и социальных сетей, делает креативные презентации. Ну а музыка остается значимой частью ее жизни, своеобразным профессиональным хобби. Так, с 2020 года она ведет в Инстаграм свой канал о музыке, пишет рецензии на новые музыкальные постановки и концерты, а в апреле вышла обсуждаемая книга.
С дочерью Еленой и внучкой Ниной в Хельсинки
Впрочем, вернусь к ее четвертой главе «Тамара Аванесовна в воспоминаниях близких, коллег и учеников». Каждый из двенадцати ее участников, в числе которых и автор этих строк, посчитал своим долгом сохранить для потомков память о замечательном музыковеде и человеке. Наше общение с Тамарой Аванесовной дарило нам ни с чем несравнимую радость. В любое мгновение она находила возможность говорить о главном – об искусстве, о музыке, о музыковедении. Она обладала даром быть всем нужной – и к ней шли за советом. Помню, как она говорила, что «настоящий историк музыки должен владеть материалом всей истории музыки». Поэтому не случайно, будучи по педагогическому профилю «зарубежницей», она могла свободно читать лекции и по русской музыке. В этих воспоминаниях вырисовывается образ истинного профессионала, лектора, светлого и доброго человека, незаурядного организатора. Авторы пишут также о принципиальности и бескорыстии Тамары Аванесовны, которые всегда оставались примером для ее учеников. «Ее человеческому и профессиональному бесстрашию, я пыталась следовать всегда, глубоко уверовав в то, что именно такая несгибаемая позиция дает основной жизненный стимул, вызывающий уважение руководства и коллег» – вспоминает Марина Дубровская, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой этномузыкознания Новосибирской консерватории.
Другая ученица Головянц Ирина Меламед (ныне преподаватель теоретических дисциплин одной из московских музыкальных школ) колоритно воссоздает не только любимый образ Тамары Аванесовны, но и атмосферу ее гостеприимного дома, где «легко дышалось, из него не хотелось уходить. Здесь жили подлинная любовь, дружба и уважение между всеми членами семьи, от мала до велика. Здесь я наблюдала ту высокую культуру семейного общения, которая и является истинным мерилом личности, ведь в семье мы играть не можем, мы такие, какие есть».
С мужем С.А.Вареласом
Дом Тамары Аванесовны Головянц и Совета Афанасьевича Вареласа был одним из открытых домов Ташкента, в котором кроме множества студентов, бывали друзья, коллеги, родственники. «Здесь всех встречали со знаменитым восточным гостеприимством, – вспоминает Ирина Меламед, –искренней радушной улыбкой, сажали за длинный стол в уютной кухне и вкусно кормили. И в этих непринужденных беседах за супом и чаем с вареньем и непременной домашней выпечкой вдруг приходило решение, которое до этого не давалось, что-то прояснялось, появлялись новые мысли… Она никогда не давила, не настаивала на своем, скорее мудро, через беседы, примеры, рассуждения, позволяла самой прийти к верному решению. Поэтому после угощения я шла в гостиную, садилась за стол и записывала».
О.Никольская в гостеприимном доме любимого педагога
А вот как Ольга Никольская вспоминает свои индивидуальные занятия, которые чаще всего проходили у Тамары Аванесовны дома: «Урок почти всегда предварялся вкуснейшим перекусом, а то и сытным обедом. Душевный покой и умиротворение, которые я испытывала, поедая сдобную восхитительную воздушную булочку, запивая ее чаем, забыть невозможно. Чаще всего моя трапеза сопровождалась обсуждениями насущных проблем музыкознания, которые Тамара Аванесовна вела в своей непринужденной манере, нарезая овощи для приготовления очередного блюда для всей семьи. Для нее творчество и быт были неразделимы и гармонично вписывались в ее мироощущение, которое, мне кажется, передавалось всем вокруг.
А еще Тамара Аванесовна обладала удивительным талантом находить в сложных жизненных ситуациях простые, но очень верные решения. Для всех своих учеников она была куда больше, чем просто прекрасный преподаватель. Стоило с ней поделиться какой-то проблемой, как она тут же предлагала пути ее решения. Любой ее совет был безошибочен и точно попадал в цель».
С семьей сына Анатолия Вареласа
Обаяние личности Головянц действовало на студентов безотказно, да и сама Тамара Аванесовна любила их, не случайно все они, специализирующиеся в ее классе, быстро становились и ее друзьями, и друзьями ее дома. И практически каждый из них с огромной теплотой выражает благодарность своему Учителю за судьбоносную роль в их жизни. Эти слова рефреном проходят через страницы книги, которая заряжает оптимизмом. Написанная просто и с большим достоинством, она не может оставить современного читателя равнодушным. Уверена, она заденет и душу нынешнего нашего студенчества, пробудет у него интерес к этой неординарной личности, у которой нам, в отличие от них, посчастливилось учиться. Кстати, советую прочесть молодым музыкантам и книги самой Тамары Аванесовны, которые будут им крайне полезны.
Завершая свои размышления о новом издании, напомню исполненное мудрости высказывание поэта и мыслителя Алишера Навои: «Не могут люди вечно быть живыми, но счастлив тот, чье будут помнить имя», являющееся ярким подтверждением примера уважения и любви его автора к своему Учителю для грядущих поколений.
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива А.С.Вареласа