back to top
6.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 12 января, 2025

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. «Юность» на фестивале в Москве

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться

История первая

История вторая

История третья

История четвертая

В июле 1957 г. в Москве под девизом «За мир и дружбу» с огромным успехом прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Он стал событием огромного значения для Советского Союза. В Москву приехали 34 тысячи иностранцев из 131 одной страны мира, в разнообразной одежде, разного цвета кожи. С ними было можно практически свободно общаться, настолько близко, что спустя девять месяцев появился такой термин «как дети фестиваля». Куда уж ближе!

Год в истории 1957. Фильм о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов

Делегация Узбекистана насчитывала 211 человек, из которых 25 составляли эстрадную группу. В богатой культурной программе фестиваля был предусмотрен международный конкурс эстрадных и джазовых исполнителей. В нем приняли участие и узбекские артисты.

Делегация музыкантов Узбекистана на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Четвертый слева стоит Энмарк Салихов (будущий автор знаменитой «Киз болы»). Рядом Народная артистка СССР Ольга Бардина, следующая Ирина Александрова (балерина театра им. А. Навои), далее Тельман Холдаров (сын основательницы ансамбля «Бахор» Мукарам Тургунбаевой), Феруза Садыкова, Луиза Закирова, справа от нее сзади Батыр Закиров.
Фото: из открытых источников

В составе группы из Узбекистана был эстрадный ансамбль «Юность», созданный на базе любительского музыкального коллектива годом раньше. Сначала он был под крышей Дома пионеров, где он занимал две небольшие комнаты. Потом ансамбль взял под крыло Ташкентский обком комсомола. Поддержку комсомол мог оказать в основном морально-организационную, и чтобы заработать минимальные средства молодые музыканты совершили несколько гастрольных поездок по Узбекистану как профессиональные артисты.

Поначалу ведущими солистками «Юности» были Ольга Бардина и Луиза Закирова. Вскоре в ансамбль пришел двадцатилетний Батыр Закиров, будущая суперзвезда узбекской эстрады. В «Юности» также пели Науфаль Закиров, Ирина Александрова, Феруза и Зарафшан Садыковы, Рано Курбанова, Эдуард Сумароков, Иосиф Азизбаев. В инструментальный квартет «Юности» входили: Энмарк Салихов – музыкальный руководитель (аккордеон), Владимир Свечников (гитара), Халил Хамидов – (кларнет, саксофон) и Е. Резник (контрабас). Годом позже участники «Юности» вместе с музыкантами ташкентского оркестра Дмитрия Соколова стали базовым составом первого Государственного эстрадного оркестра Узбекистана.

Батыр Закиров был наделен уникальным голосом, не сильным (видимо из-за раннего туберкулеза легких), но с неповторимым бархатистым тембром, окрашенным в восточные тона. Он хорошо рисовал, обладал литературным даром. И глаза, эти глубокие грустные глаза…

После восьмилетки юноша поступил в Ташкентскую консерваторию в класс вокала Евгении Ивановны Бузанской. В сентябре 1956 г. попытался перевестись в Московскую консерваторию, но в столице после прослушивания ему было заявлено: «Вы не отвечаете своими данными сегодняшним требованиям современного вокального искусства. Мы не верим в дальнейшее развитие вашего диапазона…». Где были уши у приемной комиссии?

Юноша тяжело переживал отказ. Мало того, по возвращении в Ташкент врачи вынесли вердикт, что из-за его заболевания ему противопоказано учиться пению на консерваторском уровне. Тогда он поступает на режиссёрский факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского и продолжает петь.

Работа в ансамбле морально поддержала и укрепила Батыра. «Наконец у меня появилась отдушина, помогающая не впадать в уныние и меланхолию, — писал он в своем дневнике. – Я стал одним из членов эстрадного ансамбля «Юность», где собралось очень много хороших интересных людей. Будем готовиться к Республиканскому фестивалю… Я с удовольствием посещаю все репетиции».

Луиза и Батыр Закировы. Фото: mytashkent.uz

Представленная на фестиваль программа «Поет Ташкент», была подготовлена под руководством Александра Осиповича Гинзбурга, тогда главного режиссера театра имени Хамзы. В сюжете отражалась тема поездки на фестиваль. «Программа была приготовлена за 15 дней, — вспоминал гитарист Владимир Свечников. – Все тексты написали сами, музыку сочинили сами, смастерили сами декорации и, минуя районные и городские конкурсы, сразу вышли на Республиканский. Репетиции иногда затягивались до утра». Наградой были “Золотая медаль”, звание лауреатов и право на поездку в Москву на Всесоюзный конкурс самодеятельных коллективов.

Александр Осипович Гинзбург Фото: из открытого источника

17 мая 1957 г. Батыр Закиров записал в дневнике: «Конкурс в Москве для нас прошел благополучно. Выступали в Доме киноактера. Переполненный зал долго аплодировал. После выступления гости-москвичи искренне поздравляли нас с успехом. А итогом всех волнений и тревог оказалась бронзовая медаль и включение ансамбля «Юность» в состав официальной советской делегации на Всемирный фестиваль молодежи и студентов».

Выступления в фестивальной Москве проходили в основном на открытых площадках. Программа была выстроена в жанре эстрадного ревю. Действие развивалось непрерывно, песни перемежались с танцами и репризами столь тесно, что публике некогда было и аплодировать.

Музыкальный руководитель «Юности» Энмарк Салихов (впоследствии автор знаменитой «Киз-болы») дебютировал в Москве с «Песней о Ташкенте» и «Фестивальным маршем», специально написав их для этой поездки.

«Песня о Ташкенте» Энмарка Салихова в исполнении Валерия Ободзинского

Луиза Закирова впервые исполнила на фестивале веселую узбекскую народную песенку «Наманганские яблоки» в аранжировке Шарифа Рамазанова, ставшую впоследствии реальным хитом всесоюзного масштаба, который исполняется и сегодня. «Перед поездкой в Москву, — вспоминает певица, —  я обратилась к маме с просьбой подсказать, какую узбекскую песню мне исполнить на фестивале, и она напела «Наманганни олмаси». Мы попросили композитора Шарифа Рамазанова сделать к ней легкую аранжировку, и получилось просто отлично!.. Песни, которые мы исполнили с Батыром, стали визитной карточкой нашей делегации»[1]. «Наманганские яблоки» пели многие. Есть даже версия, что первой ее исполнила Эльмира Уразбаева. Сегодня она широко известна в исполнении Азизы Мухамедовой. 

В этом ролике «Наманганские яблоки» в исполнении Луизы Закировой звучат с патефона, который тогда был фактически единственным бытовым звуковоспроизводящим аппаратом.

Музыкальным шедевром выступления на фестивале стала арабская песня «О, светоч грез моих» (Ya zahratаn fi khayali), египетского певца и композитора Фарида аль-Аттраша (Farid El Attrache) на стихи Салеха Джавдата (Saleh Jawdat). На фестивале Батыр Закиров исполнил ее в первый раз. Следующим утром он, как говорится, проснулся знаменитым. Впоследствии под названием «Арабское танго» песня обрела всесоюзную популярность и часто звучала по всесоюзному радио уже в аранжировке Яна Френкеля.

Египетская песня «О, светоч грез моих», ставшая известной как «Арабское танго»

Песня появилась на советской эстраде благодаря дирижеру оркестра Александру Двоскину, который предложил «порыться» в музыкальном фонде Узбекского радио. Рассказывает Луиза Закирова: «Сын друга нашей семьи Дони Зокирова, работавший главным музыкальным редактором Узбекского радио, пригласил нас с Батыром к себе, чтобы мы могли подобрать что-нибудь из музыкального фонда. Нам хотелось отойти от традиционного подхода и сделать акцент на свою национальную идентичность, что в те годы практически никто не делал.

Внимательно ознакомившись с фонотекой, мы впервые открыли для себя арабские песни. В них было нечто близкое нам – родной колорит и восточное звучание. Мы оказались в восторге от знаменитого на весь мир певца, одного из крупнейших арабских музыкантов ХХ века, Фарида Аль-Атраша, первого исполнителя «О, светоч грез моих» («Арабского танго»). Он спел ее в 1947 г. в фильме «Любовь моей жизни»[2]. Анатолий Кабулов и Иосиф Азизбаев попросили известного арабиста профессора Завадского перевести текст и сделать транскрипцию песни. И по сей день творчество Батыра Закирова для большинства начинается с этой красивой нестареющей песни, которая была фирменным номером певца.  

Ya zahratаn fi khayali в современном исполнении в саундтреке фильма Beirut Hotel (2011).

В исполнении Батыра Закирова на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов» в Москве впервые прозвучала и веселая индийская песня «Арзи Хамари» (Arji Hamari Yeh Marzi) из фильма   «Naukri»/«Cлужба» (1954).  

Батыр Закиров исполняет индийскую «Арзи Хамари». Аккомпанирует эстрадный оркестр Узбекистана, подробный рассказ о котором последует в будущем.

«Арзи Хамари»закрепила успех Батыра после исполнения «О, светоч грез моих».  Говорят, что именно с нее началась любовь советских слушателей к индийским фильмам и индийским песням, особенно в республиках Средней Азии. Обратившись к восточной музыке, Батыр Закиров открыл многим тысячам слушателей ее экзотический шарм, за которым спустя десять лет отправились в Индию The Beatles.

«Арзи Хамари» (Arji Hamari Yeh Marzi) в оригинале. Судя по написанию и звучанию, правильное название должно быть «Арджи Хамари». Фильм рассказывает о судьбе молодого безработного, который, отчаявшись найти работу (службу), решил покончить с собой. Но в последний момент, когда юноша уже собирался осуществить свое намерение, любимая девушка спасает его.

 «В заключительном концерте фестиваля, — пишет музыковед, профессор Рауф Кадыров, — от нашей страны выступили два коллектива: ленинградский ансамбль «Дружба» с начинающей певицей Эдитой Пьехой, исполнившей вместе с Владимиром Трошиным «Подмосковные вечера» В. П. Соловьёва-Седого и ансамбль «Юность» из Узбекистана. В итоге оба коллектива стали лауреатами Фестиваля…. «Юность» встречали в Узбекистане как национальных героев».

Вслед пришло письмо из Министерства культуры СССР с указанием организовать на базе ансамбля «Юность» театр эстрадных миниатюр. Однако, не сложилось.

Александр Попов

Продолжение следует

На заставке: Артисты эстрады Узбекистана с Леонидом Утесовым

Автор благодарит Людмилу Бессарабову (вдову композитора Энмарка Салихова), Людмилу Крутикову-Францкевич, Рауфа Кадырова, Тимура Кабулова, а также портал «Письма о Ташкенте» за помощь при подготовке этой истории. Фрагменты дневника Батыра Закирова предоставлены Луизой Закировой.



[1] Из интервью Луизы Закировой Мавлону Шукурзода в США, опубликованное на портале “Письма о Ташкенте”.

[2] Там же.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таксистам и отечественным автоперевозчикам даётся карт-бланш

Президент Шавкат Мирзиёев 11 января ознакомился с презентацией по мерам дальнейшего развития транспортно-логистической системы. За последние семь лет парк отечественных...

Больше похожих статей