Одна из известных современных композиторов Узбекистана Дилором Сайдаминова в предпоследний день февраля отметила свой очередной юбилей, принимая поздравления от родных, друзей, коллег и ценителей ее творчества. Глядя на эту красивую, энергичную, позитивную женщину, трудно поверить, что ей исполнилось восемьдесят! Ее душа, как и сердце принадлежат музыке, которая хранит в ней все самое лучшее. Она абсолютно не ощущает свой возраст, к которому относится достаточно спокойно. Дилором Ахматовну ценят в музыкальном мире и за творчество, в котором она выступает как композитор-философ, изучивший множество философской литературы, и за потрясающие качества личности – целостной и глубокой.
В честь этой круглой даты запланирован юбилейный концерт, который состоится в эту пятницу, 28 апреля, в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана, где камерный оркестр «Туркистон» под управлением художественного руководителя коллектива, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Эльдара Азимова представит разнообразную программу. Говорить о Сайдаминовой и легко, и сложно. Легко потому, что это профессионал с большой буквы. Сложно потому, что трудно перечислить все ее достижения.
Перед нами музыкант исключительного дарования с солидным послужным списком: член Союза композиторов Узбекистана, Москвы и ASCAP (США), лауреат премии молодежи Узбекистана, ряда республиканских и международных конкурсов, обладатель ордена первой годовщины независимости Республики Узбекистан, а также серебряной медали Global music (США, штат Калифорния) в трех номинациях: «Лучшая мировая музыка», «Лучшая камерная музыка», «Лучший альбом». Не случайно издательство Оксфордовского словаря английского языка (The Oxford English Dictionary) назвал нашу соотечественницу «выдающимся интеллектуалом XXI века». К этому следует добавить видеоклип «Саратон» из компакт-диска «Music of Dilorom Saidaminova» («Музыка Дилором Сайдаминовой»), который получил престижную премию «Best World Beat Music Video» Калифорнийской Музыкальной Академии города Лос-Анджелеса (США).
Музыка стала ее признанием, главным делом ее жизни. Будущий композитор получила первоначальное музыкальное образование в РСМШ имени Р.М.Глиэра. В 1966 году она окончила Ташкентскую консерваторию класс специального фортепиано профессора А.М.Литвинова, в 1967-м – класс композиции заслуженного деятеля искусств Узбекистана и Азербайджана, профессора Б.И. Зейдмана, позже у него же аспирантуру, а затем совершенствовала свое мастерство у профессора Ю.А.Фортунатова в Московской консерватории.
С тех пор прошло около шестидесяти лет. Дилором Сайдаминова проявила себя как удивительно многогранный и чуткий композитор с утонченным вкусом и чувством стиля. За время работы ею написано огромное количество сочинений различных жанров и направлений: от симфоний, инструментальных концертов, камерно-инструментальных, фортепианных опусов до музыки к спектаклям, кинофильмам и песням. Главное, что связывает эти разные опусы – тема родной земли любимой во все времена. Отсюда особая тонкость, чистота и откровенность в передачи чувств. Она ощущает себя частью узбекской культуры, чувствуя это внутри себя на генетическом уровне, ведь родилась Дилором Ахматовна в старом городе в интеллигентной семье, где слышала национальную музыку. Ее отец – Сайидахмад Абдураззакович прекрасно пел и играл на дутаре, а мама – Хамида Захидовна играла на фортепиано и мандолине. В доме царила атмосфера любви, уважения, взаимопонимания и постоянно звучала музыка.
Дилором Сайдаминова с Дмитрием Шостаковичем и коллегами. Съезд молодых композиторов, 1977.
Все это время Дилором шла своим путем, отстаивая право быть самой собой и писать ту музыку, которую чувствует ее душа. Она смогла создать свою вселенную, в которой не принадлежит ни к «авангардизму», ни к «минимализму» или какому-либо другому современному течению, а обладает ярким собственным индивидуальным стилем, синтезирующим черты культуры Запада и Востока. «Меня всегда привлекали труды философов Востока, строение мира, желание разобраться, – говорит Дилором Ахматовна, – как все устроено, интерес к тонким мирам, неосязаемому, невидимому. Может во мне это генетически заложено, ведь мой прадед был потомком пророка Мухаммеда – Сайид».
Ее связи с традициями Востока особенно ярко проявились в триаде ее фортепианных циклов: «Стены Древней Бухары», «Фрески Афрасиаба», «Диалог с Хайямом», которые с удовольствием исполняют узбекистанские пианисты. И не только.
Однако замечу, музыка Сайдаминовой – не для каждого, несмотря на то, что она всегда искренна, всегда с фантазией. Чтобы понять ее звуковой мир, нужно быть подготовленным и знать тот язык, на котором она «говорит», вот тогда перед слушателем и откроются бескрайние вселенные. Это уникальный композитор, придумавший свои правила игры в музыке, в которой привлекает звук, являющийся ее страстью и особым отношением к его звуковой материи. Именно в нем, на мой взгляд, и заключается магнетизм сайдаминовской музыки. Этим и объясняются ее многочисленные находки в области звукотворчества, обогатившим тембровую палитру самых различных инструментов. Дилором Сайдаминова подарила слушателям музыку, в которой мы слышим вздохи, стоны, смех, плач, трепет и т.д. – то есть все оттенки душевных переживаний, а также шелест листвы, капли дождя, дуновение ветра. Так, ее сочинение «By the Sound of Francesca» («По следам Франчески») для голоса и ансамбля, получившее в 1998 году II премию на конкурсе в Мангейме (Германия), представляет собой сонорно-алеаторический опус с отчетливо выраженными элементами минималисткой техники, воспроизводящей звуки природы в самых разных проявлениях.
Карен Хачатурян и Дилором Сайдаминова в Союзе композиторов. Москва, 1988.
«Мы следуем времени во всем – одежде, образе жизни. И в музыке нельзя отставать», – говорит Дилором Ахматовна. – Во многих восточных странах композиторы на основе национальных мотивов пишут современную музыку, такую же практику стараюсь применять у нас. Удачным получилось сотрудничество с камерным оркестром народных инструментов «Согдиана», – говорит композитор. – Первый раз написала для него «Нити туманных снов». Признаюсь, сомневалась, что музыканты меня поймут. Была изумлена и благодарна им, когда услышала их исполнение. С тех пор наше сотрудничество не прекращается. Вместе создали немало произведений. Например, услышав «Мираж», тогдашний председатель Союза композиторов Ахмед Джаббаров, придерживающийся традиционной музыки, сказал, что побывал в пустыне Гоби. Это была та ассоциация, которой я добивалась». От себя добавлю, что у этого автора очень глубокая музыка, в каждом сочинении которого заложен огромный спектр эмоций, уложенный в блестящую форму.
Со скрипачом Дмитрием Германом на концерте фестиваля «Московская осень», Москва, 1997.
Дилором Сайдаминова – самоотверженный творец, отдающий свои способности и талант Родине, родной земле, национальному искусству. Сегодня она входит в число наиболее востребованных композиторов современности, чьи произведения исполняются в США, Европе и странах СНГ. Ее называют классиком современной музыки, удивительно тонко и глубоко чувствующим время, рассказывающим о нем сквозь призму своего композиторского мышления. Основой творчества этого композитора является мир современника, в который автор не только проникает, но и передает его суть в музыкально-поэтических образах. Эта способность делает сочинения Сайдаминовой значимыми и привлекательными, поэтому не случайно, а закономерно ей заказывают музыку известные зарубежные музыканты и коллективы. Отмечу такие опусы, как «Where there is no Time», созданный для ансамбля The Verdehr Trio, композицию «Azon» для ансамбля Bach Choir of Pittsburgh, Концерт для саксофона тенора и симфонического оркестра (для Джеймса Хоулика), «The looking Back» для скрипки и камерного оркестра (для Дмитрия Берлинского), «Shadow of the woman» для виолончели с оркестром (для Сурена Багратуни) и другие. В них вновь по-новому ярко и интересно проявились многоцветные грани блестящего таланта моей героини, которая идет в ногу со временем, не останавливаясь на достигнутом.
Вот и свой юбилей Дилором Сайдаминова встретила в творческом поиске, работая над новыми сочинениями, которые, уверена, станут подлинными жемчужинами в венце современной музыки, ибо она мастер своего дела, давно избаловавший публику премьерами, каждая из которых становится ярким культурным событием. Не станет исключением и юбилейный концерт, в котором музыканты будут играть ее музыку в ее честь.
Пожелаем Дилором Ахматовне долгие годы оставаться такой, какой мы видим ее сегодня – бодрой и полной сил, окрыленной творческими планами, несущей энергию добра, любви и оптимизма!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива автора.