В минувшую пятницу Студенческий камерный ансамбль Государственной консерватории Узбекистана под управлением доцента кафедры струнных инструментов Дмитрия Овчинникова представил в Органном зале монографический концерт из произведений композитора Анатолия Вареласа. Публике посчастливилось услышать как уже исполнявшиеся опусы этого автора, так и две его мировые премьеры.
Инициатива монографического концерта принадлежит альтисту Д.П. Овчинникову, впрочем, как и сама идея создания Студенческого камерного ансамбля, который был сформирован при поддержке коллеги – скрипача В.В. Магая в 2012 году на базе производственной практики. Обоим было не по душе, что студенты оркестрового факультета проходили практику пассивно, посещая оркестровые репетиции известных коллективов Государственной филармонии Узбекистана или Музыкального театра-студии консерватории, где они выступали в роли наблюдателей репетиционного процесса, не принимая в нем активного участия, столь важного для оркестрового музыканта. Поэтому и Дмитрий Петрович, и Валерий Владимирович ратовали за то, чтобы их подопечные были причастны к этой профессии, зная ее основную задачу: умение сохранить индивидуальность исполнительского почерка и предельно точно реализовывать замысел автора и дирижера.
Кроме всего прочего, Овчинников еще и увлеченный пропагандист старинной музыки и современного музыкального искусства, а также первый исполнитель в Ташкенте сочинений обоих направлений. Он давно мечтал, чтобы студенты не только приобщались к опусам редко исполняемых авторов эпохи барокко или ХХI века, но и своими концертными программами помогали ташкентской публике знакомиться с их произведениями.
Все это имело место на прошедшем концерте, который был назначен на 24 февраля в 15:00 часов. Несмотря на дневное время, он собрал немало слушателей. В Органном зале, как и на сцене, была удивительная атмосфера. Программу концерта составили четыре произведения Анатолия Вареласа, в музыке которого маэстро Овчинников полностью растворился, с удовольствием ею дирижировал, отдавая оркестрантам и залу всю свою позитивную энергетику, которую слушатель полностью поддерживал.
Для непосвященных несколько слов об авторе: Анатолий Варелас является одним из представителей известной ташкентской музыкальной династии – композитора, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора Совета Афанасьевича Вареласа и музыковеда, кандидата искусствоведения, профессора Тамары Аванесовны Головянц, в гостеприимном доме которых постоянно звучала музыка. Таким образом, их маленький сын, окруженный атмосферой домашнего музицирования, с восторгом впитывал музыкальные звуки. Поэтому неудивительно, что впоследствии Анатолий закончил Ташкентскую консерваторию по двум специальностям: скрипки (класс доцента И.Н.Рейдера) и композиции (класс профессора Зейдмана). Его выпускной работой стала кантата «Поэма о сыне» для солистов, хора и оркестра на слова Павла Антокольского, которую Государственная экзаменационная комиссия оценила высоко, поставив выпускнику отличную отметку.
Сегодня Анатолий Советович (на фото второй слева) – один из интереснейших ташкентских композиторов, скрипач, педагог, превосходный рассказчик, ученик и последователь своих учителей и родителей, обладатель ордена Дустлик. Он является профессором двух кафедр Государственной консерватории Узбекистана: струнной и композиции и инструментовки. Играет на скрипке и пишет музыку. В активе композитора симфонии, симфоническая поэма, увертюры, кантаты, концерты для скрипки и альта, сочинения для оркестра народных инструментов, инструментальные ансамбли, фортепианные, скрипичные и органные пьесы, романсы и песни для детей. Его музыка исполнялась не только в нашей республике, но и в России, Молдавии, Испании, Франции, Финляндии, Греции.
В монографическом концерте были исполнены опусы, написанные в разные годы: Кончерто гроссо для скрипки и камерного оркестра – солистка Ева Халикова (класс профессора А.С.Вареласа), партия духовых – Самандар Вахобоев (флейта), Азиз Закиров (гобой), Иброхим Алиев (труба) и «Сентиментальный вальс» для скрипки и струнных (инструментовка А.Вареласа) – солистка лауреат международных конкурсов Лидия Джусова. Затем прозвучало Кончерто гроссо для двух скрипок и камерного оркестра в четырех частях. Солистки – лауреаты международных конкурсов, педагоги кафедры струнных инструментов Елена Матвеева и Асене Овчинникова. Партии духовых – Самандар Вахобоев и Азиз Закиров, а так же Аделина Фатхутдинова (партия клавесина). Кодой концерта стала пьеса «My Way» для камерного оркестра. Оба опуса прозвучали в тот день впервые.
Инструментальная музыка Анатолия Вареласа – мир особый, несущий слушателю философичность мышления, органичность целого, достоверность образов, полнозвучную красочную гармонию, богатство изобретательной многоголосной ткани. Во всех исполненных произведениях композитор создал неповторимый звуковой мир, порой таинственный, зачастую драматичный. Он стремится приблизиться к новой красоте выражения, проявляющейся в отделанности формы, свежих оркестровых красках. И, несмотря на то, что музыка Вареласа доступна восприятию разных категорий слушателей, она все-таки сложна, многослойна. С одной стороны, ее невозможно напеть, произвести по памяти, а с другой, слушатель выносит из концертного зала те образы и картины, которые нарисовало их воображение во время исполнения произведений композитора.
Собрать всю эту программу воедино, выстроить целое, соотнести партии солистов со звучанием оркестрового ансамбля за небольшой срок – задача наитруднейшая, если учесть, что по болезни выбыл из строя руководитель студенческого коллектива Валерий Магай, который всегда сидел с ребятами в оркестре как на репетициях, так и на концертах. Благо на выручку пришел коллега по кафедре Шухрат Тулавбоевич Исмаилов – замечательный контрабасист и человек. Благодаря общему энтузиазму и ответственности, очень сложная программа была исполнена прекрасно, с полной отдачей сил. Публика восприняла ее с большим энтузиазмом. А когда на сцену поднялся автор, по блаженному, сияющему лицу которого видно было, как он рад состоявшемуся концертному действу, зал взорвался бурной овацией. Анатолий Советович искренне поблагодарил музыкантов за свою музыку, исполненную столь любовно, тщательно, с пониманием каждой детали, каждой ремарки, каждого нюанса.
Хочется и автору этих строк еще раз поздравить композитора, у которого позавчера был день рождения, исполнителей, имевших в тот день большой и заслуженный успех с пожеланием дальнейших достижений, интересных программ и очередного их воплощения на концертной эстраде.
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото Рауфа Кадырова и из интернета.