16-18 января в рамках финансируемого АБР проекта ««Поддержка женщин в железнодорожном секторе» в Ташкентском государственном транспортном университете (ТГТУ) состоялся тренинг для 14 преподавателей факультета компьютерной и электротехники, которые будут преподавать на основе нового учебного модуля в рамках своих программ.
Содержание модуля было сформулировано с учетом потребностей транспортного университета в инженерном образовании. Оно включает в себя обучение на основе проектов и получение необходимых знаний для оценки гендерных, социальных и экологических последствий инженерных решений, а также минимизации их негативного воздействия в соответствии с лучшими международными практиками.
После утверждения ТГТУ данного модуля для студентов факультета компьютерной и электротехники в 2022/23 учебном году, эксперты АБР провели программу обучения для поддержки преподавания данного модуля учителями.
В ходе 3-дневного обучения участники узнали о гендерной оценке инженерных решений, влиянии инженерии на изменение климата и получили новые навыки, необходимые для обеспечения инклюзивного вовлечения студентов с помощью проектного подхода к обучению.
Примечательно, что новый учебный модуль был специально разработан для того, чтобы студентки могли получить практический, реальный опыт и, следовательно, способствовать их приему на работу в Железнодорожную компанию Узбекистана (Узбекистон темир йуллари, УТЙ), а также способствовать совместному, инклюзивному и более благоприятному для студенток подходу к инженерному образованию. В модуле освещается гендерная перспектива управления персоналом, необходимость гендерной осведомленности и решения проблемы гендерной дискриминации на рабочем месте.
Отметим, что с января по август 2022 года в рамках проекта была проведена оценка учебной программы ТГТУ. Она была направлена на приведение инженерного образования, преподаваемого на факультете компьютерной и электротехники, в соответствие с лучшей международной практикой в области железнодорожного инженерного образования.
Оценка выявила возможность усилить учебные программы в двух областях:
— способность студентов вырабатывать решения для сложных проблем, которые отвечают сочетанию потребностей общества, пользователей, бизнеса и клиентов. Это предполагает рассмотрение применимых вопросов охраны здоровья и безопасности, гендерного равенства, многообразия, инклюзивности, культурных, общественных, экологических и коммерческих вопросов, кодексов практики и отраслевых стандартов;
— способность студентов оценивать гендерные, социальные и экологические последствия инженерных решений сложных проблем и минимизировать негативные последствия.
С апреля по август 2022 года был проведен опрос студенток инженерных специальностей ТГТУ с использованием как количественных, так и качественных методов. В ходе опроса были изучены факторы, повлиявшие на их решение получить инженерное образование, и барьеры, которые они воспринимают для продолжения карьеры в железнодорожном секторе. Опрос показал, что студентки считают проблемой недостаток практического и рабочего опыта при трудоустройстве в Железнодорожную компанию Узбекистана (УТЙ).