back to top
3.8 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Конкурентные преимущества регионов Узбекистана по экспорту товаров и услуг

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Эксперты ИПМИ провели группировку экспорта товаров и услуг регионов по степени передела.

В исследовании использованы методы сравнительного анализа, индекс RCA (Revealed comparative advantage (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2110701722000154)), позволяющие раскрыть территориальные особенности и характеристики экспорта товаров и услуг.

По результатам исследования экспорт товаров и услуг по степени передела классифицирован на 4 группы: ресурсы (минеральные, непродовольственные, сельскохозяйственные), продукция промышленной переработки (химическая, металлургическая, текстильная), продукция высоких переделов (электротехническая, машиностроение, фармацевтическая), сервис (услуги).

Весомая часть экспорта Узбекистана приходится на продукцию промышленной переработки (34,9%). Это связано в основном с экспортным потенциалом текстильной отрасли (основными экспортерами являются Андижанская, Наманганская, Ташкентская, Ферганская области, г.Ташкент) и металлургии (Ташкентская область, г.Ташкент).

Экспорт ресурсов (16,5%)  — минерального  (г.Ташкент, Бухарская область), непродовольственного сырья (Навоийская, Ташкентская области, г. Ташкент) и сельскохозяйственной продукции (Самаркандская, Ташкентская, Ферганская области) — обусловлен наличием углеводородного сырья, угля, овощей и фруктов, отличающихся широким спросом на мировом рынке.

Экспорт продукции высоких переделов Узбекистана, на долю которого приходится 5,3% экспорта страны, сформирован преимущественно за счет электротехнической (г.Ташкент, Ташкенская область), фармацевтической (г.Ташкент, Сырдарьинская, Ташкентская, Самаркандская области), машиностроительной (Андижанская, Самаркандская области, г.Ташкент) отраслей.

Оценка конкурентных преимуществ выявила следующие особенности территорий:

— большинство регионов страны обладают потенциалом экспорта ресурсов, в частности непродовольственного сырья (в 11-ти регионах RCA ≥ 1,000) и сельскохозяйственной продукции (в 10-ти регионах); продукцией промышленной переработки — текстильной продукции (в 11-ти регионах), что свидетельствует о позитивном состоянии территориальной диверсификации экспорта;

— наблюдается однобокость экспорта товаров высоких переделов, особенно электротехнической и машиностроительной продукции (RCA ≥ 1,000 в 1-2 регионах), а также услуг, что требует проработки вопросов рационального территориального размещения экспортоориентированных производств;

— в расширении экспорта товаров высоких переделов потенциальные возможности имеются в Джизаской, Наманганской, Ташкентской (экспорт электротехнической продукции, где 0,700  ≤ RCA < 1,000), Сырдарьинской (машиностроение) областях.

В целом, регионы Узбекистана обладают широкими возможностями и резервами роста экспорта за счет глубокой переработки местных природно-сырьевых ресурсов, а также освоения выпуска высокотехнологичных инновационных видов товаров и услуг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Туризм на Шелковом пути» – новые возможности для развития отрасли. Видео

21 ноября начала работу 29-я Ташкентская международная туристическая ярмарка-2024 «Туризм на Шелковом пути» Это яркое мероприятие проводится в нашей столице...

Больше похожих статей