Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан завершил работу публичной программы проекта Dixit Algorizmi – The Garden of Knowledge на 59-й Венецианской биеннале современного искусства. «Сад знаний» в павильоне Узбекистана за время своей работы успел принять 95 докладчиков и 50 мероприятий.
Концепцией павильона Узбекистана стала традиция сада как места встреч и культурного обмена. Создатели проекта поставили перед собой задачу развеять мифы и нарративы, окружающие современные технологии.
В программе событий были как мероприятия с участием известных международных представителей арт-сцены, так и семинары, включая недельный семинар The Panoptic Garden, посвященный транскультурным темам, затрагивающим сад как дискурсивное пространство через призму утопии, гетеротопии и антиутопии.
Национальный павильон Узбекистана представил на биеннале свое исследование трудов ученого и эрудита Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми, который родился и вырос в городе Хива. Идея была реализована под кураторством архитектурно-исследовательской студии Space Caviar и Шейды Гомашши.
— В этом году мы были невероятно горды представить наш проект, вдохновленный наследием Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми, чей Дом мудрости послужил платформой для важных научных открытий и стал ядром во многих работах в мире науки сегодня, — прокомментировала эту работу Саида Мирзиёева, заместительница председателя Совета Фонда развития культуры и искусства. — Мы благодарны команде кураторов, которая нашла способ переосмыслить наследие великого ученого через призму искусства, обратившись к актуальным в наше время вопросам. Проект был прекрасно организован в виде серии дискуссий и мероприятий, происходящих в пространстве, дизайн которого следует исламским традициям садов, которые раньше были местами подобных встреч. Нам было важно продемонстрировать эту традицию и ее подход, которые могут приносить пользу и в современной жизни.
Национальный павильон Узбекистана посещали около 60 тысяч человек в месяц. В целом же на Венецианской биеннале побывали более 800 тысяч посетителей – самое большое количество участников за все время существования выставки.
После завершения работы «Сад знаний» будет демонтирован. Все его составляющие предназначены для нового использования, в том числе для строительства будущих павильонов. Часть материалов будет передана начинающим дизайнерам и художникам для повторного использования в их художественной практике.
Анна НИМ.