back to top
17.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 мая, 2024

Узбекистан выступает за защиту климата

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

Состоявшийся 15-16 сентября т.г. в Самарканде саммит ШОС стал без преувеличения историческим событием и, несомненно, откроет новую эпоху в международных отношениях.

Лидеры 14 государств, высокие представители Саудовской Аравии, Катара и Египта, главы более 10 международных и региональных организаций рассмотрели широкий круг вопросов, определили магистральные векторы многопланового сотрудничества, которые призваны придать ощутимый импульс развитию таких востребованных в современных реалиях сфер, как экономика, торговля, транспорт, логистика, «зеленая» и цифровая трансформация, продовольственная безопасность, борьба с бедностью, эпидемиями и негативными последствиями изменения климата.

Прорывной характер саммита подчёркивает то, что лидеры государств-членов ШОС не ограничились лишь обсуждением данных вопросов, но и вышли на принятие конкретных документов, многие из которых носят концептуальный, стратегический характер и в то же время практическую направленность, способны перевести деятельность организации на новую траекторию поступательного развития.

Среди них можно упомянуть концепции сотрудничества государства-членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, программы, планы и «дорожные карты» взаимодействия в сфере использования возобновляемых источников энергии, инфраструктурного развития, стимулирования промышленной кооперации, развития внутрирегиональной торговли, повышения цифровой грамотности, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, а также по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС на 2023-2027 гг.

Главным же достижением саммита стала демонстрация твёрдой приверженности государств-членов ШОС конструктивному диалогу и многостороннему сотрудничеству в решении проблем современности. И одним из убедительных подтверждений этому стал решительный настрой государств ШОС совместно противодействовать негативным последствиям глобального изменения климата, которые, как неоднократно отмечалось лидерами государств на состоявшейся в Самарканде встрече высокого уровня, представляют собой проблему глобального характера и бросают серьёзный вызов развитию человечества.

Готовность принимать коллективные меры и координировать усилия в этом направлении нашла отражение в принятом по итогам саммита в Совместном заявлении глав государств-членов ШОС по реагированию на изменение климата.

В этом документе обозначены общие подходы стран организации к вопросам смягчения и адаптации к последствиям изменения климата, принципы, на которых основывается сотрудничество, а также намечены перспективные сферы дальнейшего взаимодействия. 

В частности, государства-члены ШОС единогласно признают усугубляющиеся с каждым днём негативные последствия климатических изменений, констатируют возрастающую актуальность принятия глобальных действий и заявляют об общей решимости координировать сотрудничество в этом направлении в интересах всего мирового сообщества

Подчёркивается приверженность Рамочной конвенции ООН по изменению климата и Парижскому соглашению, выражается готовность работать со всеми сторонами для полной и эффективной реализации указанных документов, отмечается необходимость вовлекать в этот процесс широкий круг акторов, в том числе представителей государственных структур, деловых кругов, исследовательских центров, учёных и других экспертов.

Содержится призыв поддержать развивающиеся страны в области финансирования, разработки и передачи технологий с целью повышения их потенциала в борьбе с изменениями климата, воздерживаться от использования климатической повестки для введения мер, ограничивающих устойчивое развитие государств, придерживаться принципов справедливости, прозрачности, инклюзивности, консенсуса, учёта особенностей национального развития тех или иных государств, а также общей, но дифференцированной ответственности.

Отмечается важность расширения сотрудничества в области обмена опытом и лучшими практиками по обеспечению экономической эффективности мер по адаптации и предотвращению изменения климата, развития и внедрения ресурсосберегающих, энергоэффективных, зеленых и низкоэмиссионых технолгий, цифровых решений, технологий искусственного интеллекта и больших данных.

По сути, совместное заявление представляет собой программный документ, который определяет стратегический курс на развитие многостороннего сотрудничества, призван придать импульс решению климатической повестки, которая в условиях геополитического противостояния, к сожалению, отошла на второй план.

Это особенно актуально в нынешних реалиях, когда во всем мире обостряются проблемы климата. Увеличивается частота и экстремальность таких явлений как засуха, наводнения, паводки и др. По данным ООН, за последние 20 лет в результате природных катастроф погибло более 1,2 млн. чел. Нанесенный экономический ущерб составил около 3 трлн. долл. В свою очередь, в мировом масштабе последствия изменения климата в ближайшие 30 лет обойдутся мировой экономике в 8 трлн. долл., приведут к сижению мирового ВВП к 2050 г. на 3%.

Указанные процессы представляют серьёзную угрозу для обеспечения устойчивого развития всех без исключения стран ШОС, пространство которой охватывает более 60% территории Евразии с населением 3,2 млрд. чел. В этом году Пакистан испытал мощные наводнения, Китай и Индия – засуху, страны Центральной Азии – аномальную жару.

При этом наиболее остро негативные последствия климатических изменений ощущает на себе Центральная Азия. Так, согласно докладу МВФ, за последние 30 лет температура в регионе повысилась на 1,5 градуса, в то время как среднемировой показатель составил на 0,7 градуса.

В результате на протяжении последних 5060 лет площадь ледников в Центральной Азии сократилась примерно на 30%. Согласно расчетам, до 2050 г. ожидается уменьшение водных ресурсов в бассейне Сырдарьи – до 5%, в бассейне Амударьи – до 15%. К 2050 г. нехватка пресной воды в Центральной Азии может привести к падению ВВП в регионе на 11%.

Также повышается уязвимость стран Центральной Азии перед такими опасными явлениями, как наводнения, прорывы горных озер, сходы оползней, сели, лавины, пыльные бури.

Учитывая все эти социальные, экономические и экологические факторы, сотрудничество в рамках ШОС по вопросам климата, первоначально зарождавшееся в природоохранном ключе, поэтапно перерастает в отдельную сферу деятельности.  При этом процесс ее формирования носил последовательный характер и прошел несколько этапов.

На первом этапе шло создание договорно-правовых основ и механизмов сотрудничества, которые заложили фундамент климатического измерения ШОС. Так, уже в учредительных документах (Шанхайская декларация и Хартия ШОС) природоохранная сфера была определена в качестве одного из приоритетных направлений взаимодействияв ШОС.

Принятый в 2007 г. Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС значительно укрепил основы сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, предписав принятие необходимых мер по разработке и реализации специальных программ и проектов в сферах обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования.

Второй этап сопровождался созданием институциональных основ взаимодействия. Были налажены рабочие механизмы, как Совещание руководителей министерств и ведомств государств-членов ШОС, отвечающих за вопросы охраны окружающей среды. До настоящего времени проведено три совещания данного формата, последнее из них состоялось 27 мая т.г. в г.Ташкенте под председательством Узбекистана. Также в Организации действует Экспертная рабочая группа по вопросам охраны окружающей среды.

В целях практической поддержки усилий государств Организации при содействии Китая в 2014 г. был создан Центр сотрудничества в области охраны окружающей среды ШОС, который предоставляет площадку для организации взаимодействия экспертных, академических, научно-исследовательских кругов и государственного сектора по наиболее актуальным вопросам природоохранной повестки.

В 2018 г. в ШОС образована Платформа по обмену экологической информацией, позволяющая странам Организации делится передовым опытом и практиками по внедрению экологических инноваций, сохранению биоразнообразия и др. Запущен сайт платформы на русском, английском и китайском языках, регулярно проводятся семинары экспертов по ее развитию. 

На третьем этапе мы стали свидетелями активизации многостороннего сотрудничества на основе созданных механизмов. Были приняты Концепция сотрудничества в области охраны окружающей среды государств-членов ШОС, План мероприятий по ее реализации, а также Программа развития экологического благополучия городов ШОС.

В данных концептуальных документах, исходя из взаимосвязанного и взаимовытекающего характера угроз, государства-члены ШОС уделяют важное внимание дальнейшему расширению конструктивного сотрудничества для совместного реагирования на климатические изменения.

Следует отметить, что и Узбекистан вносит весомый вклад в расширение сотрудничества в этом направлении. Так, на бишкекском саммите (14 июня 2019 г.) Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев предложил принять программу «Зеленого пояса» ШОС с целью внедрения в странах организации ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. О востребованности данной программы, которая в последующем была утверждена главами государств-членов ШОС на душанбинском саммите в 2021 году, свидетельствует закрепление в вышеупомянутом Совместном заявлении готовности государств ШОС работать над её практической реализацией в целях достижения значимых результатов.

Подобная политика полностью согласуется со Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы, где защита экологии и окружающей среды, а также предотвращение экологических проблем определены в качестве одной из приоритетных целей Узбекистана как в национальном, так и глобальном масштабе.

На международных форумах Узбекистан последовательно выдвигает инициативы, направленные на укрепление международного и регионального сотрудничестве по ключевым аспектам глобальной повестки, в частности в отношении вопросов изменения климата. На 14-м саммите Организации экономического сотрудничества (4 марта 2021 г.) Президент Узбекистана выступил с инициативой разработки и утверждения Среднесрочной стратегии, направленной на обеспечение энергетической устойчивости и широкое привлечение в эту сферу инвестиций и современных технологий.

На третьей Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, состоявшейся 6 августа 2021 г. в Туркменистане, Президент Узбекистана предложил разработать региональную программу «Зеленая повестка» для Центральной Азии, которая будет способствовать адаптации стран региона к климатическим изменениям.

И поэтому вполне было ожидаемо, что и в ходе состоявшегося саммита глав-государств ШОС в Самарканде Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев вновь поднял вопрос негативного влияния глобального изменения климата, сделав акцент на усилении многосторонности и коллективной роли ШОС в решении этой проблемы планетарного масштаба.

В частности, выступая на саммите, Шавкат Мирзиёев отметил, что мир стоит перед чрезвычайной ситуацией, требующих самых неотложных действий. Стихийные бедствия, опустынивание, дефицит водных и природных ресурсов приобретают угрожающие масштабы, ведут к социальным и экономическим дисбалансам.

При этом Глава Узбекистана вновь обратил внимание на проблему высыхания Аральского моря, признанной ООН глобальной экологической катастрофой, и призвал государства-члены ШОС принять совместные меры по созданию на огромной территории организации экологически чистого и устойчивого пространства.

В этой связи особую актуальность приобретают принятые в ходе саммита глав государств ШОС по инициативе Президента Узбекистана Концепция сотрудничества ШОС в сфере «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, направленная на повышение устойчивого природо- и водопользования, разработку мер по борьбе с опустыниванием и деградацией сельскохозяйственных земель, повышению урожайности сельскохозяйственных культур, а также Программа сотрудничества ШОС в области возобновляемых источников энергии, предусматривающая продвижение совместных проектов в сфере «зеленой энергетики».

Более того, в ходе саммита Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил нарастить усилия по совершенствованию рамочных основ и форматов сотрудничества, выработке единых подходов в вопросах смягчения и адаптации к последствиям климатических изменений, а также поднять на новый уровень координацию деятельности стран Организации в природоохранной сфере. В этих целях лидер Узбекистана инициировал создание Климатического совета ШОС, к работе которого предлагается привлечь наряду с политическими деятелями, также общественных активистов, учёных, экологов и бизнес-круги. Создание такого совета могло бы открыть новый этап в природоохранной деятельности ШОС, значительно усилить потенциал Организации по практической реализации политики в экологической сфере на основе комплексного, междисциплинарного и межотраслевого подхода, вовлечения всех секторов – государства, гражданского общества и бизнеса.

Важно, чтобы данный совет был создан на уровне правительств. Это позволило бы более эффективно мобилизовать усилия государств-членов ШОС в решении тех важных задач, которые, по мнению экспертов, стоят перед Организацией в средне- и долгосрочной перспективе.

Первое, это формирование надежной многосторонней системы эффективного мониторинга климатической и экологической ситуации, совместного реагирования на стихийные бедствия. Такая система особенно необходима для своевременного выявления и устранения случаев ухудшения состояния окружающей среды, а также сокращения негативных последствий чрезвычайных ситуаций и других последствий изменения климата.  

Второе, это ускоренный переход на «зеленые» рельсы развития. ШОС должна развивать взаимодействие по внедрению чистых источников энергии, а также энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Учитывая усиливающийся дефицит водных ресурсов во многих странах ШОС, представляется важным также разработка механизмов рационального использования водных ресурсов, в том числе наращивание потенциала по внедрению водосберегающих технологий.

Третье, это сотрудничество в борьбе с деградацией и опустыниванием земель. Данное направление особенно актуально для большинства стран организации, которые серьезно страдают от опустынивания, деградации земель и повторяющихся засух. Деградация земель Индии затрагивает около 30% ее территории, в Казахстане – от 20% до 60% пастбищ, в Кыргызстане – до 50% сельскохозяйственных угодий. В России 100 млн. га подвержены опустыниванию.

Четвертое, это, конечно, же подготовка высококвалифицированных кадров и проведение совместных научных исследований, что позволит обеспечить государственные структуры стран-членов ШОС высококлассными специалистами, а также выработать новые научно-обоснованные подходы к решению имеющихся проблем.

В целом, за относительно короткий промежуток времени в ШОС сформирован значительный потенциал в вопросах изменения климата. Страны-участницы ШОС прекрасно осознают, что изменение климата носит глобальный характер и выражают готовность к выработке эффективных мер по реагированию на изменения климата во имя благополучия своих народов, защиты окружающей среды и экономического развития.

Несомненно, объединение усилий государств ШОС, на которые приходятся половина населения планеты, треть территории земли и мировой экономики, значительно повысит эффективность глобальных действий по преодолению негативных последствий изменения климата и станет действенным ответом на острую потребность народов мира в сохранении естественных основ жизнедеятельность человека.

Более того, принимая Совместное заявление по реагированию на изменения климата ШОС демонстрирует солидарность в деле противостояния рискам и вызовам климатических изменений,
а также выполнения принятых обязательств в рамках глобальных договоренностей, таких, как РКИК ООН и Парижское соглашение.

Безусловно, договоренности, достигнутые по итогам Самаркандского саммита, а также инициативы Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева внесут неоценимый вклад в обеспечение устойчивого развития на пространстве ШОС и будут способствовать консолидации стран региона в решении глобальных проблем современности.

Акрамжон Неъматов, первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Вы сначала «мусорную» проблему решите. Урны по городам расставьте. Потом климатом занимайтесь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Важное коммюнике от Конфедерации работодателей Узбекистана

При активной поддержке Международной организации труда и сотрудничестве ассоциации «Узтекстильпром» в Узбекистане состоялась III Международная конференция Конфедерации работодателей Узбекистана...

Больше похожих статей