Информационная служба Сената Олий Мажлиса сообщает, что сегодня, 2 августа прошло заседание Комитета Сената по вопросам бюджета и экономических реформ, на котором обсуждались вопросы предстоящего пленарного заседания Олий Мажлиса.
Помимо членов Комитета на данном заседании участвовали эксперты, представители министерств и ведомств, депутаты, завсекретариатами местных Кенгашей, а также представители СМИ.
Комитет рассмотрел вопросы, которые будут вынесены на очередное пленарное заседание Олий Мажлиса, в частности – Закон «О государственном долге», информацию о Национальном докладе, который директор Агентства РУз по противодействию коррупции зачитает на пленарном заседании, полугодовой отчет Кабмина по Госпрограмме реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли».
Что касается законопроекта «О государственном долге», то сейчас речь идет о том, чтобы внести в закон приоритетность госдолга и расходов на его обслуживание перед другими тратами. Законопроект также устанавливает предел допустимого государственного долга, определяет полномочия органов государственной власти и управления, в ведении которых находится государственный долг.
Разработчики законопроекта уделили особое внимание тому, чтобы система общественного и парламентского контроля при управлении госдолгом была эффективной и целостной.
Относительно предельных размеров госдолга в законе говорится, что он не должен превышать 60 процентов от размера ВВП страны.
Тратить средства, полученные в долг государством, можно только на социальные и инфраструктурные проекты.
В законе определены полномочия главы государства, палат Олий Мажлиса, Счетной палаты, Кабинета Министров, Центрального банка и Министерства финансов в области управления государственным долгом.
Например, Минфин определяется как уполномоченный орган по управлению госдолгом.
Помимо этого закона на заседании был заслушан доклад Кабмина о реализации Госпрограммы в первом полугодии текущего года. В докладе говорилось о том, что меры, принятые государством, позволили достичь уровня 105,4 процента от ожидаемого уровня ВВП. За первое полугодие было освоено 157,5 миллиона долларов. Также упоминалось, что в рамках Госпрограммы локализации в Узбекистане стало производиться еще 28 видов продукции на общую сумму в 3,9402 триллиона сумов.
Доклад Кабинета министров содержал не только информацию об успехах, говорилось в нем и о недостатках, в частности, о том, что до сих пор не приняты проекты нормативно-правовых актов, которые были разработаны специально под реализацию 33 пунктов Государственной программы по ускоренному развитию и обеспечению высоких темпов роста национальной экономики.
Сенаторы также обсудили те вопросы, которые вызывают наибольшие нарекания у населения.
Затем выступил представитель Агентства по борьбе с коррупцией, который познакомил сенаторов с данными предстоящего Национального доклада. В его выступлении говорилось о том, что коррупционные явления в стране не сокращаются даже после всех уже осуществленных реформ в этой сфере. В первом полугодии было раскрыто 95 преступлений подобного рода, связанных с хищениями госсредств и другими нарушениями закона при госзакупках. Государство понесло урон в размере 55,2 миллиарда сумов.
Большинство раскрытых преступлений связаны с подделкой документов тендерных закупок, с искусственным завышением цен на приобретаемую продукцию, а также встречается часто неоприходование закупленной продукции, невыполнение работ, услуг, приписки или непоставки.
По итогам заслушанной информации Комитетом были принято соответствующее решение.