back to top
3.8 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Волевое решение президента Эрдогана дало старт строительству АЭС в Аккую

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

В Аккую (Турция) полным ходом идёт строительство уникальной по своему техническому содержанию и одной из крупнейших АЭС в мире. Первый энергоблок строители обещают сдать к 100-летию Турецкой республики.

По приглашению компании «АККУЮ НУКЛЕАР», в Аккую побывала большая группа журналистов из Венгрии, Казахстана и Узбекистана. Журналисты ознакомились с ходом строительства первой в Турции и одной из крупнейших атомных электростанций в мире.

Стройка грандиозная, её масштабы впечатляют, но прежде чем говорить о ней, вспомним историю возникновения амбициозных планов Турции в атомной энергетике.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Намерение Турции построить на своей земле атомную электростанцию возникло ещё в 1960-е годы. Первые исследования по созданию атомной электростанции начались в 1965 году. В 1974 году участок Аккую в районе Гюльнар провинции Мерсин был признан подходящим для создания первой атомной электростанции.

В 1995 году Турция стала одной из первых стран, подписавших «Соглашения о мирном использовании атома». Сразу после этого была создана Комиссия по атомной энергетике Турции, которая взяла на себя инициативу научно-технического развития государства и начала обучение персонала.

В 2000-е годы правительство Турции, не имеющей собственных углеводородных ресурсов (республика импортирует свыше 90% газа и нефти) и вынужденная закупать 72% потребляемой энергии, сделало ставку на развитие атомной энергетики. Тендер на строительство первой турецкой атомной электростанции был объявлен в марте 2008 г. Однако в ноябре 2009 г. он был отменен.

После долгого перерыва, обусловленного финансовыми и политическими причинами, Турция решила обратиться к многолетнему опыту Российской Федерации в области атомных технологий и предложила России провести двусторонние переговоры о возведении АЭС. Переговоры завершились подписанием 12 мая 2010 года Межправительственным соглашением, открывшим зеленый свет строительству АЭС. 

Это совпало с периодом бурного роста турецкой экономики и интерес к ядерной энергетике был логичным, понятным и объяснимым. И это тот самый случай, когда бизнес одинаково интересен обеим сторонам. Турция закрывает свой дефицит в электроэнергии, а Россия, оставляя за собой уникальные технологии, размещает производственные мощности за границей. Всегда выгоднее продавать конечный продукт, а не средства производства.

Здесь особо надо отметить, что впервые в мировой практике проект реализуется по новой модели сотрудничества: BOO (build-own-operate, или «строй-владей-эксплуатируй»). Это означает, что по долгосрочному контракту компания АККУЮ НУКЛЕАР приняла на себя обязательства по проектированию, строительству, обслуживанию, эксплуатации и выводу из эксплуатации атомной электростанции.

При этом, Турция гарантирует покупку части произведенной на АЭС электроэнергии в течение первых 15 лет эксплуатации по фиксированной цене 0,12 доллара за один кВт-ч. По этой цене Турецкая государственная энергетическая компания (TETAS) должна закупать 70% электроэнергии с первого и второго блоков и 30% с третьего и четвертого блоков с даты начала коммерческой эксплуатации каждого из них. Остальную электроэнергию проектная компания будет реализовывать на рынке.

С начала проведения 26 мая 2011 года полномасштабных инженерных изысканий на площадке, прошло уже 11 лет, но старожилы стройки хорошо помнят, что именно волевое решение президента Эрдогана позволило проекту перейти в практическую плоскость. Ему также приписывают слова о том, что «кто выступает против строительства АЭС – тот враг нации». И видимо в целях ускорения реализации проекта, им в 2013 году были изданы указы, в которых говорилось о приоритетном рассмотрении в правительственном документообороте вопросов, касающихся атомной энергетики.

О решимости развития атомной энергетики еще в 2012 году говорил бывший в ту пору министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз; «Энергетический сектор в Турции вырос приблизительно на 7-8 процентов, в то время, как в странах ЕС наблюдается его снижение на 0,5 процента. Поэтому мы придаем большое значение отечественным и возобновляемым источникам энергии. Мы планируем заменить станции на газе станциями на атоме, атомная электростанция не увеличит энергетическую зависимость Турции, а наоборот — уменьшит. Тому, кто захочет, мы можем предоставить подробные инженерные расчеты. Наша решимость на тему атомных электростанций остается в силе».

Амбиции Турции не замыкались только лишь на строительстве атомных электростанций. Примерно в те же годы, Танер Йылдыз высказал мысль, что с приобретением компетенций в сфере атомной энергетики, Турция будет способна строить АЭС в третьих странах. Эти высказывания имеют под собой реальную почву, учитывая, что на мировом рынке строительных услуг Турция занимает лидирующие позиции и славу качественного исполнителя.

Но вернёмся на строительную площадку, вернее к её историческим этапам. Путь к началу строительства был небыстрым. В 2013-2015 гг. продолжалась подготовка лицензий и разрешительных документов проекта, а также отчета по оценке воздействия АЭС на окружающую среду, который Министерство окружающей среды Турции одобрило в декабре 2014 года.

14 апреля 2015 г. началось строительство гидротехнических сооружений АЭС (предназначены для водоснабжения станции и охлаждения морской водой систем безопасности энергоблоков). Тендер на проведение этих работ выиграла турецкая компания Cengiz Insaat («Дженгиз иншаат»).

На фоне кризиса российско-турецких отношений, возникшего после инцидента с российским СУ-24, сбитым 24 ноября 2015 г. в Сирии турецкими ВВС, проект был фактически заморожен. В декабре 2016 г., после нормализации отношений, Анкара предоставила ему «статус стратегической инвестиции» (приоритетный проект экономического развития) и пошла на изменение ряда законов для ускорения его реализации.

В 2017 году Управление по регулированию энергетического рынка Турецкой Республики выдало лицензию на генерацию электроэнергии сроком на 49 лет и компания АККУЮ НУКЛЕАР получила ограниченное разрешение на строительство Блока № 1. В этом же году на площадке началось строительство основания фундамента Блока № 1 в рамках выданного разрешения на строительство.

Выше уже говорилось, что АЭС строится в районе Гюльнар, администрация которого в 2018 году выдала Разрешение на строительство реакторного здания Блока № 1 АЭС «Аккую».

В этом же году произошло два важных для строительства АЭС события.  Министерство экономики Турции присвоило АККУЮ НУКЛЕАР статус стратегического инвестора, а в апреле состоялась торжественная церемония по началу полномасштабных строительных работ на Блоке № 1 с участием по видеосвязи двух президентов Реджепа Эрдогана и Владимира Путина.

За прошедшие несколько лет с момента закладки фундамента первого блока, события на стройплощадке развивались стремительно и результаты ритмичной работы уже видны в чётких контурах всех четырёх блоков будущей АЭС.

На сегодняшний день завершено формирование рельефа площадки, продолжаются строительные работы на водоотводящих каналах «Восточный», «Северный» и «Южный», завершается сооружение строительно-монтажных баз «Восточная» и «Западная», проводятся работы по инженерным изысканиям.

Строительные работы ведутся активными темпами на участках сооружения всех четырех энергоблоков. На Блоке № 1 завершено бетонирование фундаментных плит реакторного отделения и машинного зала, установлена ловушка расплава, смонтированы пять ярусов ВЗО, установлены в проектное положение корпус реактора, парогенераторы, корпусы ГЦНА, завершена сварка главного циркуляционного трубопровода.

На Блоке № 2 установлена «ловушка расплава», завершено бетонирование фундаментных плит реакторного отделения и машзала, смонтированы три яруса ВЗО.

На участке сооружения Блока № 3 завершено армирование фундаментных плит реакторного отделения и здания турбины, выполнено бетонирование фундамента здания турбины и реакторного отделения, установлена «ловушка расплава».

На участке сооружения Блока № 4 завершена разработка котлована под строительство основных объектов энергоблока, началось бетонирование фундамента здания турбины, ведётся подготовка к устройству фундаментной плиты реакторного здания.

Почему подробно рассказываю об истории проекта и этапах строительства АЭС? Это для лучшего понимания насколько сложным является проект не только с технологической точки зрения, но и связанный с нелёгкими организационными, юридическими вопросами, требующих многочисленных согласований и решений с различными ведомствами двух стран, а также международными организациями.

К месту говоря, проект дал толчок к созданию в Турции ряда новых государственных ведомств и организаций, чья деятельность направлена на развитие новой для страны отрасли – атомной энергетики.

Некоторые технические особенности АЭС в Аккую

Как уже не раз заявлялось, в основе проекта АЭС «Аккую» лежит российская технология поколения 3+ и будет состоять из четырех энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 мощностью 1200 МВт каждый. Расчетный срок службы АЭС «Аккую» – 60 лет с продлением еще на 20 лет.

О некоторых деталях строительства журналистам рассказал Дмитрий Романец, заместитель директора по строительству АЭС «Аккую»:

Запуск первого энергоблока АЭС должен быть осуществлен не позднее, чем через 7 лет после выдачи Турецкой Республикой всех разрешений на строительство. После запуска АЭС будет вырабатывать около 35 миллиардов кВт-час электроэнергии в год. Этого объема достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией крупный мегаполис, например, такой как Стамбул. Важно отметить, АЭС «Аккую» соответствует стандартам безопасности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), Международной консультативной группы по ядерной безопасности, и требованиям Клуба европейских эксплуатирующих организаций.

Росатом накопил достаточно большой опыт строительства атомных станций в разных странах. Накопленный опыт позволил при строительстве АЭС в Аккую возводить сразу четыре энергоблока, что существенно скажется на окончательных сроках сдачи в эксплуатацию всего объекта в целом, а также его рентабельности.

Разумеется, такой масштабный и технологически сложный объект требует огромных человеческих и материальных ресурсов. В качестве иллюстрации к этому приведем небольшую статистику.

На строительстве АЭС в Аккую задействовано более 400 российских и турецких компаний, а также работают 20 000 человек разных специальностей. Одновременно на стройплощадке работают 1300 единиц техники и 200 грузоподъемных механизмов. Довольно любопытный и показательный факт. Из пяти самых мощных имеющихся в мире самоходных строительных кранов немецкой компании Liebherr, два работают на стройке в Аккую.

Дмитрий Романец обратил внимание ещё на одну техническую особенность, связанную с системой охлаждения, а именно в отсутствии громоздких сооружений – градирен. Градирни используются во многих тепловых и атомных электростанциях.

Отсутствие их на АЭС в Аккую объясняется тем, что здесь будет применён   принцип прямоточного охлаждения, который уже давно используется на атомных станциях во Франции, в Великобритании, в Финляндии, в Швеции, в других странах, и не представляет никакой опасности.

Охлаждающие системы АЭС рассчитаны на забор и последующий сброс морской воды. В процессе использования морская вода не подвергается никакому воздействию – ни физическому, ни химическому, ни радиологическому. Такой способ охлаждения используется на многих объектах, в том числе в Турции. Никакого негативного воздействия на морскую экосистему в результате использования морской воды не зафиксировано.

Но, пожалуй, немаловажной особенностью можно назвать технологию сотрудничества по новой модели BOO (build-own-operate, или «строй-владей-эксплуатируй»).

Когда была озвучена новая модель работы «строй-владей-эксплуатируй», то информация об этом заставила конкурентов вздрогнуть, в первую очередь американскую Westinghouse.

Эксперты сразу обратили внимание на конкурентные преимущества этой модели. Как отмечал в интервью газете «ВЗГЛЯД» главный редактор «Атоминфо» Александр Уваров: «Они переживают, что эта модель окажется настолько удачной, что Россия в лице Росатома начнет ее активно применять в других странах. В итоге и у американцев, и у французов резко снизятся шансы на победу в тендерах на строительство атомных станций».

Если этот проект станет коммерчески успешным, то тогда к России может выстроиться очередь из желающих заполучить такого крупного инвестора. Уже сейчас заметен значительный интерес к атомной энергетике в странах Ближнего Востока, у Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ.

Все это говорит о том, что в мире постепенно меняется отношение к атомной энергетике, а в нынешних условиях, когда такие источники энергии, как нефть и газ становятся политическим инструментом, энергетическая независимость выходит на первый план.

И, как показывает жизнь, только атомная энергетика способна обеспечить энергонезависимость страны. В этом плане показателен пример Казахстана, где совсем недавно выступали против строительства АЭС, но уже сегодня в корне поменяли своё отношение. 

Так, в последних сообщениях средств массовой информации говорилось о том, что во время заседания высшего совета Казахстана по реформам большое внимание было уделено вопросу развития в республике атомной и водородной энергетики, а также вопросу подготовки соответствующего персонала.

Глава Казахстана отметил, что «в условиях текущего энергетического кризиса и волатильности цен на энергоресурсы вопросы использования „мирного атома“ включены в повестку многих правительств». Токаев напомнил, что кроме Казахстана вопрос о строительстве атомных станций на сегодня рассматривают порядка 20 стран.

В качестве примера строительства атомной станции Токаев поручил «предметно изучить опыт Турции по строительству АЭС „Аккую“».

Если и дальше Казахстан будет продолжать такими же темпами, то не исключено, что он может занять лидирующие позиции в сфере атомной энергетики в Среднеазиатском регионе.

В Турции ни у кого нет сомнения и они признают, что строительство АЭС существенно повлияло на экономику страны, особенно провинции Мерсин. Стройка потянула за собой многие отрасли экономики, промышленности, транспортной и дорожной инфраструктуры, малого бизнеса, сферы услуг и образования. Тема эта объёмная и весьма интересная, требует отдельного исследования и к ней мы ещё вернёмся.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Туризм на Шелковом пути» – новые возможности для развития отрасли. Видео

21 ноября начала работу 29-я Ташкентская международная туристическая ярмарка-2024 «Туризм на Шелковом пути» Это яркое мероприятие проводится в нашей столице...

Больше похожих статей