Пресс-секретарь президента сообщает, что 15 июня состоялось совещание под председательством главы нашего государства, посвященное мерам, предпринимаемым для профессионального обучения населения и совершенствования деятельности моноцентров.
«В настоящее время мы проводим большие изменения в текстильной, горнодобывающей, электротехнической, химической и других отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, строительстве и предпринимательстве.
Например, только в 2022 году будет запущено более 9 тысяч крупных и средних проектов на сумму 16 миллиардов долларов, для которых потребуется около 300 тысяч квалифицированных рабочих.
Мы можем вдвое сократить бедность, если обеспечим людей современными профессиями», — сказал глава государства в начале совещания.
За последние 3 года были созданы моноцентры «Добро пожаловать на работу» и начато профессиональное обучение, но система охватывает только 5-10 процентов безработных.
В этом году на рынок труда выйдут 555 тысяч молодых людей по всей стране. Вопросы обучения их современным профессиям, обеспечения достойным трудом должны рассматриваться хокимами всех уровней, ректорами вузов, директорами колледжей и техникумов.
Но система 330 профтехучилищ, 173 колледжей и 207 техникумов используется неэффективно. Они используют только 40-50 процентов своей мощности.
Колледжи, подчиненные министерствам энергетики, водных ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства, загружены на 20 процентов, а колледжи министерств строительства и транспорта – на 10 процентов.
В этом году около 15 тысяч студентов колледжей и техникумов не смогли продолжить обучение из-за невозможности оплатить контрактный взнос.
Но важнее всего то, что профессиональные знания, преподаваемые в колледжах и техникумах, не соответствуют требованиям работодателей. В результате они вынуждены переучивать молодых людей, которых нанимают.
Учебные программы сильно отстают от современных требований, не хватает 1350 наименований профессиональных учебников и литературы.
Отраслевые министерства, занимающиеся этими вопросами, уже подвергались критике за несистематическую работу.
Поэтому нужно внедрить новую систему адаптации профессионального образования к современным требованиям.
По новой системе, 45 колледжей будут переведены в систему Министерства занятости и станут моноцентрами.
Министерство высшего образования начнет отвечать за управление и методическую поддержку всех профессиональных школ и колледжей.
Уже назначен специальный заместитель министра и создан отдел в министерстве. Эту должность заняла руководитель Бухарского моноцентра Садокат Сиддикова.
«Сегодня крупные реформы в системе высшего образования начинают приносить плоды. В этом году 36 вузов получили академическую и финансовую независимость.
Теперь коренная реформа системы профессионального образования должна стать первоочередной задачей министра высшего образования, его заместителей, ректоров. Это очень важная задача, без планомерной работы люди не договорятся», — сказал Президент.
Для этого будет создан Фонд развития профессионального образования, в который будет выделено 50 миллиардов сумов.
В областях, районах и городах будут созданы советы по профессиональному образованию.
Примером реорганизации подходов к профессиональному образованию стал Ангрен.
В Ангрене в этом году на рынок труда выйдут 3800 молодых людей, в городе имеется 1915 вакансий на 535 предприятиях, в связи с инвестиционными проектами в этом году потребуется более 2000 специалистов среднего звена.
По новой системе 6000 человек будут охвачены профессиональным обучением и целевым трудоустройством.
Президент также указал на то, что работа психологов, ответственных за направление молодежи в профессию, совершенно незаметна.
Поэтому Министерству народного образования поручено:
- заняться переподготовкой психологов в своей системе и заменить несоответствующих;
- проводить профессиональную диагностику учащихся 7-11 классов на основе индивидуального подхода и представлять свои рекомендации на советы.
Вместе с тем перед министерством поставлена задача преобразовать деятельность диагностического центра по профориентации учащихся.
В настоящее время в 57 учреждениях профессионального образования по всей стране действует дуальная форма обучения без отрыва от производства, основанная на немецком опыте.
В системе дошкольного образования было отмечено, что это дало свои плоды – студенты педколледжа получают 2 дня теоретических знаний в колледже, а остальные 4 дня проходят практику в детских садах и работают и зарабатывают на жизнь.
Хокимам регионов совместно с Министерством высшего образования поручено внедрить этот положительный опыт в профтехучилищах и колледжах.
Для внедрения дуального обучения на освободившихся площадях профтехучилищ будут организованы производственные цеха предприятий. При этом студенты работают на этом предприятии и получают заработную плату;
Помимо основной заработной платы учителям будет выплачиваться дополнительная премия от Фонда содействия занятости.
Министерству высшего образования поручено передать некоторые направления образования из вузов в колледжи.
Например, Экономический университет имеет достаточную базу для передачи в техникумы направлений туристических услуг, рекламы, охраны труда, Университета транспорта — автосервиса. Таких профессий десятки.
Поэтому ректорам 62 вузов поручено:
- передать не менее 60 направлений, преподаваемых в вузах, в техникумы;
- обеспечить техникумы учебными программами и учебниками по всем направлениям образования;
- создать филиалы своих кафедр и учебных лабораторий в техникумах.
С 1 января следующего года заработная плата преподавателей техникумов с учеными степенями будет приравнена к заработной плате преподавателей вузов.
«Вообще нужно изменить подход к техникумам. Они должны быть не легким способом поступления в вуз, а системой, дающей сложную профессию, конкурентоспособную на рынке труда», — сказал Президент.
В следующем году планируется отменить механизм поступления в вуз из техникума без экзаменов.
Министерству финансов поручено ввести с нового учебного года для студентов техникумов и колледжей льготные образовательные кредиты для поступления в вузы.
Также будут увеличены государственные гранты для колледжей и техникумов и субсидии для учащихся из малообеспеченных семей.
Министерству высшего образования поручено за два месяца изучить деятельность 207 техникумов и закрыть 70 малоэффективных техникумов.
Из них 25 будут переданы Министерству занятости для создания моноцентров, а остальные 45 — для создания на их базе профтехучилищ.
Президент также рассказал об опыте Ширинского городского энергетического колледжа. В колледже действует программа обучения по заказу саудовской компании ACWA Power. Компания построила ультрасовременный цех, лабораторию и общежитие за 2,8 миллиона долларов.
В настоящее время компания приступила к обучению 140 молодых людей таким профессиям, как «техник станции альтернативной энергетики», «оператор» и «диспетчер».
Основываясь на этом опыте, хокимам областей вместе с Министерством высшего образования и руководителями отрасли в каждом районе, городе, поручено:
- провести переговоры с крупными работодателями и иностранными предприятиями, присоединить техникумы к крупным промышленным предприятиям и кластерам;
- внедрить международные образовательные программы не менее чем в 2-х техникумах в каждом регионе.
Некоторым техникумам поручено ввести практику организации приема два раза в год.
На базе 70 учреждений, которые будут переданы Министерству занятости населения, будут созданы моноцентры, 25 из которых должны быть сданы в эксплуатацию до конца текущего года.