Эксперты Узбекистана и Пакистана приняли участие в состоявшейся 13 июня видеоконференции между Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) нашей республики и пакистанским Центром Южной Азии и международных исследований.
Главный научный сотрудник ЦЭИР Эдвард Романов зачитал доклад на тему «Развитие узбекско-пакистанского сотрудничества в обеспечении продовольственной безопасности и его перспективах».
В докладе, в частности, говорилось о том, что в октябре 2019 года глава нашего государства утвердил «Стратегию развития сельского хозяйства на 2020-2030 годы», которая отдельным пунктом содержит вопросы обеспечения продовольственной безопасности населения. Государственная политика в этом вопросе зиждется на четырех основных компонентах продовольственной безопасности: наличие, доступность, употребимость и стабильность.
Основной стратегический приоритет Узбекистана – это «обеспечение населения безопасным и качественным продовольствием по стабильным ценам». Для того, чтобы этот приоритет мог реализоваться в полной мере государство определило способствующие его реализации задачи, среди которых – «внедрение системы оценки продовольственной безопасности и осуществление постоянного мониторинга на основе международно-признанных методологий и передового опыта».
В прошлом году Узбекистан занял 78 место среди 113 стран, принимавших участие в составлении «Индекса продовольственной безопасности». Полученные нашей страной 53,8 балла означают «умеренный уровень» продовольственной безопасности. У Пакистана в том же рейтинге 75 место, он находится рядом с нашей страной и тоже входит в группу с «умеренным уровнем».
Также эксперт упомянул о том, что в указанном рейтинге Узбекистан выделяется параметром «экономическая доступность», по которой ему удалось подняться на 15 пунктов, чему способствовало, в частности, снижение тарифов на импорт сельскохозяйственной продукции (средневзвешенный импортный тариф в сельском хозяйстве снизился с 19,1% до 11,4%).
Другой рейтинг – «Глобальный индекс голода», составляемый ежегодно сотрудниками американского Международного исследовательского института продовольственной политики. В нем участвует 135 стран, и Узбекистан в прошлогоднем исследовании получил 5,9 баллов, тогда как в 2012 у него было 9,5 (из 9,9 допустимых). Прошлогоднее количество баллов соответствует «низкому уровню» голода.
Выступающий также отметил, что основная доля импорта в Узбекистан приходится на злаки (23%) растительные масла (18%), сахар и сахарное сырье (12%), и мясные продукты (6%), а в структуре экспорта из нашей страны – плодоовощная продукция (60%), а также продукция мукомольно-крупяной промышленности (19%).
Взаимная торговля с Пакистаном имеет существенный нереализованный экспортный потенциал. За последние пять лет объемы внешней торговли выросли в 5,1 раз – с 35,6 миллионов долларов в 2016 году до 181,5 миллионов долларов в прошлом году.
Экспорт из нашей республики в Пакистан за указанный период времени увеличился в 13 раз – с 10 миллионов долларов до 130 миллионов долларов. Импорт пакистанской продукции за это же время вырос в 2 раза – с 25,5 миллионов долларов до 51 миллиона долларов.
У Пакистана Узбекистан в основном покупает картофель (21,6 миллиона долларов или 42% от всего объема импорта) и лекарственные средства (18,8 миллионов долларов или 37% от объема импорта). На третьем месте цитрусовые. Следует только уточнить, что такой объем картофеля был достигнут только в прошлом году, и он не является традиционным для торговли между нашими странами.
Из сказанного можно сделать справедливый вывод, что половину объема в структуре внешней торговли между нашими странами составляет пищевая продукция. А уже это – повод для сотрудничества между республиками в вопросах обеспечения продовольственной безопасности.
Существует потенциальная возможность наращивания экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции между Узбекистаном и Пакистаном.
Из Узбекистана экспортируются следующие объемы пищевой продукции: на 466 миллионов долларов бобовые культуры, на 85 миллионов долларов – виноград, на 73 миллиона долларов – лук, на 42 миллиона долларов – помидоры, на 19 миллионов долларов – орехи и т.д.
Пакистан мог бы увеличить экспорт картофеля, цитрусовых, риса. Помимо этого речь может идти о закупках тростникового сахара-сырца, который сейчас идет в основном из Бразилии, а Пакистан сам является крупным производителем сахарного тростника, и он тоже может экспортировать сырье для наших заводов по производству сахара.
Главной проблемой, которая затрудняет увеличение внешней торговли между нашими странами, является отсутствие прямого железнодорожного сообщения. Логистические проблемы увеличивают транспортные расходы и снижают конкурентоспособность экспортной продукции.
В то же время осуществление проекта строительства жедезной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» позволило бы решить данную проблему. И Узбекистан заинтересован в том, чтобы трансафганская железная дорога была построена.
Сходство структуры экспорта Узбекистана и Пакистана, состоящей в основном из текстильной и сельскохозяйственной продукции, позволяет думать, что увеличение объемов взаимной торговли произошло бы при условии создания совместных предприятий, чья продукция могла бы экспортироваться на рынки третьих стран.
Особенно необходима кооперация между сельскохозяйственными производителями наших стран. К примеру, можно создать совместный рисоводческий кластер в Узбекистане (при том, что Пакистан – это производитель риса из первой десятки мировых производителей), либо же совместные рыбоводческие проекты.
К настоящему моменту в Узбекистане уже имеется почти 180 предприятий, в которые вложены деньги пакистанцев.
Еще одним направлением сотрудничества могло бы стать участие Пакистана в проектах по переработке сельскохозяйственной продукции и пищевого производства.
Итогом встречи стало согласие участников в том, что есть огромные перспективы для расширения экономического сотрудничества между двумя странами, в том числе – по вопросам обеспечения продовольственной безопасности, и нужно продолжать двигаться в этом направлении.