По данным Госкомстата, в Узбекистане приближается к нулю производство керосина ТС-1.
Официальная статистика зафиксировала, что в 2021 году крупными предприятиями было произведено 100 тонн керосина ТС-1, а в январе-апреле 2022 года- всего 40 тонн.
Приведена статистика производства топлива для реактивных двигателей топлива по годам:
2016 год -12,2 тыс. тонн;
2017 год — 9 тыс. тонн;
2018 год — 9 тыс. тонн;
2019 год — 5,7 тыс. тонн;
2020 год -2,4 тыс. тонн.
Выделяются четыре основных сферы применения керосина ТС-1: авиационная, лакокрасочная, бытовая и автомобильная.
В авиационной сфере керосин ТС-1 используется как реактивное топливо в самолетах дозвуковой изоляции. Кроме того, он незаменим для двигателей летательных аппаратов, где служит хладагентом, обеспечивая при этом смазывание деталей топливных систем. В ракетной технике авиакеросин применяется как один из компонентов жидкого ракетного топлива.
ТС-1 находит широкое применение в производстве олиф и лакокрасочных материалов на основе олиф.
В бытовой сфере такой керосин применяется в осветительных и нагревательных приборах, то есть, по сути, заменяет бытовой керосин КО-25. Также используют ТС-1 как очиститель, очищая с его помощью различные инструменты от краски.
В автомобильной сфере ТС-1 используется для промывки деталей, обезжиривания поверхностей, а также при изготовлении и разбавлении резинобитумных, битумных и сланцевых автомобильных мастик.
В последнее время в мире прослеживается постепенная замена керосина ТС-1 на другие углеводородные горючие — этан, метан, пропан, отличающиеся большей эффективностью.
В Узбекистане главная ставка делается на синтетический авиакеросин, производимый на заводе «GTL».
По мнению специалистов, полусинтетическое реактивное топливо «Jet A-1» из смеси синтетического керосина снижает вредные выбросы в атмосферу до 40% по сравнению с реактивным топливом «Jet A-1», полученным на основе нефтяного сырья.
В. Новиков
Сами вопрос ставят, и сами же на него отвечают!
Молодцы, да и только!