back to top
8.2 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Олимджон Бекназаров: «Мечтаю поставить балет в Узбекистане»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Олимджон Бекназаров: «Мечтаю поставить балет в Узбекистане»

Всемирно известный хореограф Олимджон Бекназаров выступил с танцевальной композицией «Epiphany» ( «Прозрение») на торжествах по случаю открытия Международного фестиваля «Кино и море», который проходил с 6 по 9 апреля 2016 года в Марокко.

В век IT-технологий не проблема связаться с человеком в любой точке земного шара. И мы попросили хореографа и танцора, уроженца нашей республики, который свыше 20 лет живёт в Голландии, но часто посещает с творческими поездками и другие страны мира, рассказать о марокканском фестивале и ответить на наши вопросы.

— Олимджон, Узбекистан не относится к морским державам, не имеет прямого выхода к морским путям, и вряд ли отечественные кинематографисты принимают какое-либо участие в фестивале «Кино и море». Зато вы, хореограф, узбек по происхождению, в какой-то мере стали его героем. Расскажите, пожалуйста, о событии.

Олимджон Бекназаров: «Мечтаю поставить балет в Узбекистане»

— Я уже бывал в этой экзотической стране, но на празднике кино присутствовал впервые. Это третий Международный фестиваль короткометражных и документальных фильмов, который проводится в Королевстве Марокко на большую тему — «Кино и море». Море в Марокко – не экзотика. Это часть жизни, обеспечивающая развитие каких-то важных сфер, как и национальный кинематограф. Кино в этой стране тоже имеет свои традиции и отличается жанровым и тематическим разнообразием, поддерживается главой страны. Кроме полнометражных художественных фильмов марокканских режиссеров волнуют и социальные темы. Естественно, один из героев таких фильмов – море. Ведь на севере страну омывает теплое Средиземное море, а на западе – воды Атлантического океана.
Фестиваль «Кино и море» — уникальное в своем роде событие, и организаторы прилагают немалые усилий для его развития, преемственности традиций и популяризации кинофорума. Разнообразная программа фестиваля прекрасно вписывается в специфику региона, а развитые туризм и культура рассматриваются как отправная точка для размышлений и вдохновения, связанных с морем и тем, что его окружает.

— В фестивале охотно участвуют и зарубежные режиссёры, но в русскоязычной прессе нашла лишь одну публикацию о прошлогоднем фестивале, и ничего о новом.

— Фестиваль только закончился. Наверное, не успели написать на русском языке! Это событие проходит довольно красочно и позволяет зрителям увидеть на большом экране море, погрузиться в него и посмотреть на него глазами великих режиссеров. Это инновационный проект, и он поможет в будущем другим поколениям увидеть, какими были моря и прибрежная жизнь в наши дни. Проблемы окружающей среды в центре каждого из фильмов-участников, а это не менее двух десятков лент и съёмочных коллективов из 14 стран мира. Просмотр документальных фильмов совершенно свободный, и зрители имеют возможность открыть для себя новые моря, пейзажи, парусники и современные суда. Я признателен организаторам кинофестиваля за прием. Они создали все необходимые условие для участников кинофорума. Прекрасно, что проект «Кино и море» задумали и претворяют молодые марокканцы. Их поддерживает Министерство культуры Марокко. Информация о фестивале доступна на французском и арабском языках – издается ежедневник фестиваля, есть и страница фестиваля в сети фейсбук – регистрируйтесь, читайте. Там подробная информация о событиях фестивальных дней и итогах конкурса.
Я с удовольствием приму участие в следующем фестивале, тем более, что уже получил приглашение.

— Но как вы, хореограф, вдруг оказались не просто зрителем, а участником фестиваля?

— Очень просто, с одной стороны. В наш век социальных потрясений и конфликтов деятели культуры любой страны размышляют, как привести человечество к мирному сосуществованию, уважению к истории и традициям разных народов. Продвижению этих идей служит и фестиваль в Марокко. Его организаторы, довольно-таки молодые ребята, хотели заявить свои мирные идеи и позиции с первого момента работы фестиваля – с открытия. И не только средствами киноискусства, но и другими. Они бросили клич, что хотели бы найти танцевальный номер для торжественной церемонии открытия. У меня немало друзей по свету, есть среди них и кинорежиссеры. Они и подсказали организаторам, что подходящий для такой цели танец есть у меня. В Марокко посмотрели видеоролик, и танец показался им просто идеальным для торжества. Связались со мною: выслали письмо и официальное приглашение выступить с танцевальным номером. И я его принял.

Олимджон Бекназаров: «Мечтаю поставить балет в Узбекистане»

Здорово, что творческие люди могут показать своё искусство на таких форумах, пообщаться, поделиться опытом. Программа фестиваля была насыщенной и включала не только показ фильмов, но обсуждение проблем экологии моря, встречи с детьми и молодежью, дискуссии. График у меня плотный, он расписан на много дней вперед, потому приехал в город Мирлеф, где проходил фестиваль, всего на пару дней, но успел посмотреть несколько короткометражных фильмов авторов из Алжира, России, Белоруссии, Португалии, Германии. А вообще-то туристы охотно едут в Марокко, там есть что посмотреть. Например, Марракеш — одну из древних столиц Марокко, его Старый город, окруженный многокилометровой стеной, всегда многолюдную площадь Джемаа- эль-Фна с ее старинной мечетью. Участников фестиваля возили туда на экскурсию. Могу сказать, что фестиваль прекрасно вписывается в жизнь страны. Хорошо, что ваше издание решило рассказать о нём. В фестивальных конференциях шла речь и об Аральском море – почему бы узбекским кинодокументалистам не приять участие в будущих фестивалях?

— Хорошая идея. Об Арале в Узбекистане снят фильм по сценарию Файнберга, в нём и голос его звучит за кадром. Наверное, молодые режиссёры тоже обращались к теме. Но поговорим о вас. Говорят, танец вызвал такой восторг, что сразу после открытия кинофестиваля все средства массовой информации и телевидение бросились к вам, желая поскорее взять у вас интервью?


— Я не знаю, был ли восторг, но аплодировали долго и с журналистами пришлось беседовать: я изъяснялся в интервью на английском, а потом мои слова переводили на французский. Что касается танца, исполнил на открытии кинофестиваля танец «Прозрение», который поставил не вчера и не сегодня. Выступал с ним в Европе и в Америке. Он созвучен идеям фестиваля, который проповедует, что моря и океаны – пространство мирное, оно для всех. Вода подчиняется природному закону круговращения. Едина для всех и духовность, хотя религии в разных странах могут быть разными. В своём танце хотел показать культуру трёх самых распространённых в мире религиозных традиций – древнего буддизма, христианства и ислама. Наверное, зрителям танец понравился, во всяком случае, камнями или мятыми фруктами меня не закидали.

— Вы любитель приправить речь шуткой. Жаль, беседа у нас виртуальная, острот в переписке встречается меньше. Вернемся в Марокко. На фестивальных стендах была представлена афиша и вашего ролика с танцем «Прозрение». Значит, вы показали если не океан, то море хореографии – искусства, которое любимо всеми и понятно людям любой национальности без всякой потребности в титрах. А какую страну представляли?

Олимджон Бекназаров: «Мечтаю поставить балет в Узбекистане»

— Я гражданин двух стран – Голландии и Российской Федерации, но на афише был заявлен как российский танцовщик. Не знаю, почему организаторы сделали такой выбор. Возможно, название страны Россия звучит лучше. Шучу, конечно. В 2012 году мне и моему Фонду «Силк БеК» вручили медаль «За особый вклад в развитие и сбережение российской культуры за пределами Российской Федерации». Может, это сыграло роль, не знаю. А родился я в Бекабаде — небольшом узбекистанском городке. Там впервые открыл для себя завораживающее искусство танца, потом учился хореографии в Ташкенте, Санк-Петербурге, в лучшей европейской Академии танца в Роттердаме. Благодарен всем своим учителям, танцевальным школам.
Живу более двадцати лет в Голландии, но часто бываю в разъездах с концертами или мастер-классами. Пока я был на фестивале в Марокко, коллектив «Nomad Dancers», для которого я ставлю танцы и являюсь в нем хореографом, с успехом выступил в Белом доме. Нас часто приглашают показать танцы народов Востока в разные страны. Одни из самых популярных – узбекские. Стараюсь сохранить истинные традиции народных танцев и национальных костюмов, учитывая все детали. Каждый год бываю на родине, в Узбекистане, заказываю костюмы по своим эскизам лучшим мастерам. Так знакомлю с узбекским танцем зарубежную публику, многие ведь не всегда даже название нашей страны знают. Танец как народный дипломат — он рассказывает о характере и культуре народа.

— У вас ведь достаточно богатый опыт постановщика?

— Пожалуй. В режиссуре моим учителем был выдающийся российский режиссер Александр Сокуров. Я выступал хореографом в картине «Открытие рая» голландского актера и режиссера Йеруна Крабе, фильме «Дорога в небеса» Камары Камаловой. Ставил танцы в театральных постановках: «Мы тебя любим, Лана» голландского режиссера Сиен Стигтер, «Подражание Корану» Марка Вайля в «Ильхоме».

— Олимджон, когда-то ваши американские ученицы показывали своё искусство в узбекском танце в Ташкенте, а лет пять назад вы ставили балет в Ташкенте с молодыми артистами ГАБТа имени Навои. Зрители были ошеломлены возможностями современной хореографии, которую любимые нами солисты балета продемонстрировали в вашей постановке. Многие хотели бы вновь увидеть вас в качестве хореографа-постановщика в ГАБТе. Нет ли таких планов?

— Это моя мечта – вновь поработать с артистами балета в Ташкенте. Да, мне было интересно работать над балетом «D 7», который я поставил в подарок узбекской молодежи к 20-летию независимости Узбекистана. Балет включал в себя семь танцевальных историй под музыку диско, солировали заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева и Замир Фазлутов – ведущий солист балета. Работа проходила под патронатом народной артистки Гули Хамраевой. Остались яркие воспоминания об общей работе. Спектакль был восторженно принят зрителями. Правда, показали его на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана, наверное, из-за реконструкции, проходившей в ГАБТе.
Я готов вновь принять предложение выступить постановщиком балетного спектакля в этом театре. Есть спонсор, который освободит театр от каких бы то ни было расходов по моему приезду и оплате работы. Дело за официальным приглашением — я не могу навязывать свою помощь. Но готов откликнуться на творческие предложения и вместе с узбекскими коллегами и артистами поставить балет в прославленном театре оперы и балета в Ташкенте.

— Спасибо за вашу любовь к Узбекистану и участие к судьбам нашего искусства, о котором, как я знаю, вы болеете всей душой. Уверена, придет время, и народ оценит ваши заслуги в сохранении узбекского танца и популяризации узбекской культуры в мире. Ждём новых встреч с вами на родной земле.

Тамара САНАЕВА
Фото предоставлены О. Бекназаровым

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Олимджон, молодец.
    Смотрели его работы в Ильхоме и балет "Д-7".
    Очень понравилось. Особенно моей маме и сестрам.
    Желаем удачи, ждем новых постановок в Ташкенте.
    Думаю, уже пора что-то свежое 🙂

  2. Да, Я помню те дни когда мы работали над этим проектом "D7"
    Это были интересные миниатюры умело, профессиональные поставленные и гениально собранные в одну композицию.
    Я был счастлив работать с Олимджоном Бекназаровым , что то новое это всегда ВЗРЫВ и интрига ,
    знаю что если балет будет поставлен то уважаемый зритель не один год будет ходить и любоваться,,,, не по боюсь сказать ,,,МОИМ ИСКУССТВОМ ,,,, БАЛЕТОМ !!!!!

  3. Прекрасный человек! Профессионал высочайшего класса! Мы давно уже вынашиваем с маэстро идею постановки Национального спектакля в стили contemporary на главной сцене страны….но пока все застопорилось на стадии бумажек и ни как не перейдет в прямой контакт : Дирекция — Маэстро Олимджон. Очень боюсь того, что хореограф может перегореть, устать от ожидания и в конце концов бросить эту затею…..

  4. Цитата: Nadira Khamraeva
    Очень боюсь того, что хореограф может перегореть, устать от ожидания и в конце концов бросить эту затею

    Надо надеяться, что Олимджон Бекназаров учтёт пожелания артистов и зрителей и если будет возможность, непременно откликнется на предложение поставить спектакль в ГАБТе. Но, наверное, театр сам должен проявить активность и сделать официальное предложение Мастеру хореографии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей