Сегодня, 5 апреля состоялось видеоселекторное совещание под председательством главы государства по анализу эффективности реформ в сфере народного образования, сообщает пресс-секретарь президента Шерзод Асадов.
На нем, в частности, много говорилось о том, что развитие человеческого капитала является одним из семи приоритетных направлений, выбранных в качестве Стратегии развития Узбекистана на ближайшие годы.
28 января уже было совещание, затрагивающее вопросы сферы образования, и на нем участники подняли много актуальных вопросов этой сферы и определили многие задачи.
С тех пор прошло два месяца, в течение которых ответственные лица занимались изучением проблем на местах, посещая различные уголки нашей страны. Итогом проделанной работы стало выявление в 852 школах крайне низких показателей уровня образования, низкого потенциала учителей и низких показателей поступления выпускников в вузы страны.
Лучше всего дело обстоит в передовых Президентских школах, а также в специализированных и частных школах, где внедряются самые новейшие методики. В остальных же школах главной проблемой остается устаревшая методика преподавания. И в этих школах никто не проявляет инициативу по внедрению новых методик.
В Республике Каракалпакстан, в Андижанской, Джизакской, Кашкадарьинской, Наманганской и Ташкентской областях работа идет крайне медленно, несмотря на то что государство выделило средства на оснащение школ компьютерами. В отдаленных районах качество образования также признано неудовлетворительным.
В начале текущего года по стране были созданы советы по реформированию школьного образования. Их возглавили хокимы областей, районов и городов. Теперь именно хокимам регионов с низким уровнем образования вынесено предупреждение.
Президент объявил о старте общенационального проекта по переподготовке школьных учителей на основе обновленных методик.
Новая система позволит в ближайшие 3-4 года переобучить преподавателей по новым методикам. Для повышения квалификации учителей в каждом региона появится Национальный учебный центр, который будет создан на базе уже имеющихся центров повышения квалификации. Планируется привлечь иностранных экспертов в области точных и естественных наук.
Также каждый регион получит свою «группу тренеров», которая займется повышением квалификации учителей на местах. Тренера будут получать до 100% надбавки к своей заработной плате за свою работу.
До конца текущего года Министерство народного образования вместе с хокимиятами всех уровней начнут внедрять передовую методику не менее чем в 1/5 части школ каждого района и города. Государство на это внедрение выделит дополнительно 100 миллионов долларов.
Институт имени Абдуллы Авлони преобразуется в Республиканский национальный центр образования, который будет интегрирован в единую систему с Ташкентским государственным педагогическим университетом.
Новые методики обучения в первую очередь будут распространяться Национальным центром образования и Ташкентским государственным педагогическим университетом. Для этого университет передадут в ведение Министерства народного образования, и он станет базой по подготовке и переподготовке учителей по всей стране.
Региональные пединституты постепенно начнут отделять от университетов и делать из них самостоятельные учебные заведения.
Воспитание молодежи – еще одна важная тема, поднятая на совещании. Глава государства поставил задачу разработать новую концепцию, которая кардинально изменит ситуацию с духовной обстановкой в школах.
Необходимо пересмотреть требования к пропагандистам духовности в школах, назначать на эту должность тех, кто уже имеет высокий авторитет в махаллях и коллективах, а также поощрять образцовых учеников и их родителей.
Отдельно был затронут вопрос вместимости школ. Проверка показала, что 120 школ по республике работают по 3 и 4 коэффициентам, то есть учащихся в них больше, чем имеющихся мест. Шавкат Мирзиёев распорядился улучшить условия обучения в этих школах.
Помимо этого, к следующему учебному году 960 школ получат компьютерные классы и 740 школ планируется переоснастить. Будет создана отдельная программа по обновлению 5 тысяч компьютерных классов. Государственный бюджет выделяет на это 200 миллиардов сумов, а местные бюджеты – еще 200 миллиардов сумов.
Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций получило задание открыть специальные льготные тарифы для школ и увеличить скорость интернета в школах до 100 мегабит в секунду (но в зависимости от числа учащихся).
В стране планируется создать 193 школы с уклоном в естественные и точные науки. Хокимы получили задание отремонтировать выбранные школы и создать в них все условия для обучения.
И, наконец, на совещании была затронута тема связанности уровня образования и обстановки в школе с тем, какой там директор. Поэтому в планах государства – введение со следующего учебного года системы сертификации директоров школы. Выборы директора школы будут производиться из числа кандидатов, зарегистрированных в этой системе.