Анализ Центра экономических исследований и реформ показал, что продажи на отечественном авторынке с начала года продолжают стремительно расти.
Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) проанализировал изменение продаж на рынке автомобилей и зафиксировал, что в феврале 2022 года зарегистрировано 128,4 тыс. автотранспортных средств, что на 149,2% больше по сравнению с февралем прошлого года (51,5 тыс.) и на 123,2% по сравнению с январем 2020 года (57,5 тыс.). При этом рост по сравнению с январем 2022 года составил 13,4%.
Резкое увеличение регистраций автомобилей как в прошлом месяце эксперты связывают с отменой сборов при приобретении автомобилей. В частности, сбор за приобретение и/или временный ввоз в Узбекистан автотранспорта был отменён, согласно закону о госбюджете на 2022 г.
Рис.1. Изменения количества зарегистрированных и перерегистрированных автомобилей
Ранее сборы для легковых авто составляли от 6% до 11% от минимальной заработной платы за каждую лошадиную силу в зависимости от срока эксплуатации. С других авто взималось от 9% до 16% МРОТ. В результате внесенных изменений в законодательство, граждане, которые ранее приобрели автомобиль по «генеральной доверенности», стали оформлять транспортное средство на свое имя.
Количество автомобилей, приобретенных на первичном рынке, в феврале т.г. составило 28,8 тыс. Продажи авто по сравнению с январем выросли на 3,2%. На вторичном рынке этот показатель составил 99,6 тыс. (рост 16,8%).
Значительно увеличилось количество регистраций новых транспортных средств по сравнению с прошлым месяцем в Ташкентской (63,2%), Кашкадарьинской (38,1%) областях и Республике Каракалпакстан (15,9%), а в Сырдарьинской (-27,8%), Ферганской (-22,3%), Наманганской (-16,9%), Бухарской (-6,2%), Сурхандарьинской (-6,1%), Самаркандской (-4,8%), Джизакской (-1,9%) областях и городе Ташкенте (-6,6%) наблюдалось снижение.
Рис.2. Первичный и вторичный авторынок
Количество договоров купли-продажи автомобилей иностранного производства составило 2,4 тысячи, рост по сравнению с январем на 26% (рост к февралю 2021 года – в 2,7 раза).
Рис.3. Доля продаж новых отечественных авто и иномарок
Регионами с наибольшим количеством регистрации автомобилей, приобретенных на вторичном рынке, являются Самаркандская – 12,5 тыс. (в январе – 9,7 тыс.), Ферганская – 11,8 тыс. (9 тыс.), Андижанская — 10,2 тыс. (7,2 тыс.), Наманганская — 9,4 тыс. (8,1 тыс.), Кашкадарьинская — 8,3 тыс. (6,4 тыс.) области и г. Ташкент — 11,7 тыс. (13,6 тыс.). Халилуллох Хамидов, заведующий сектором ЦЭИР
Просто наш народ не знает что такое сбережения, то что собирают копят на этот кусок металла (извиняюсь за это выражение).
И потом ищут работу и едут заработать мигрантом чтобы купить машину, машина ничего не даст. Лучше бы развивали личные качества и трудоспособность. И то что покупают это все на кредит и задолжают. это цепочка никогда не прекратиться пока не научимся личному росту
Нас советское прошлое научило тому, что автомобиль — показатель благосостояния, статусности в обществе, уверенности в будущем. С тех пор мир сильно изменился, а мы — нет.
Увеличте цены в два раза и все. Никаких очередей.
Согласен с Жамшидом.
Мышление народа можно изменить, но требуется задействовать новые инструменты: рынок ценных бумаг, улучшить образование и социальные лифты, провести политические и экономические реформы. Но, кому это надо?!
Мир думает о космосе а мы про автомобили которые не соответсвует стандартам. И очередях которых нету других государств.
Вопервых спрос поднимается из-за спикулянтов которым помогают производители так как это выгодно,во-вторых многие зарабатывают такие деньги за границей и поэтому могут себе позволить это, в в-третьих большую роль играет авто кридит таккак не все граждане могут оплатить сразу.
авто рынок это не народ там тоже сидят монополисты и поднимают цены как хотят сколько можно, настоящий народ это где медсестры работают где учителя и люди в производстве.
90% продаж на перекупщикам. Потом этот металлолом гниёт на автобазарах. Тысячи машин со вторых рук без пробега даже 2018 года выпуска дороже чем в салоне. У нас на страну 2 профессии, гастарбайтеры, которые снабжают страну валютными интервенциями и спекулянты, которые друг другу и гастрбайтерам всё перепродают.