back to top
20 C
Узбекистан
Среда, 22 мая, 2024

Выставка Dixit Algorizmi – The Garden of Knowledge на Венецианской Биеннале: Новая и необычная идея

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

5 марта в Ташкенте Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан представил выставку Dixit AlgorizmiThe Garden of Knowledge, которая пройдёт на 59-й Международной художественной выставке — Венецианской Биеннале. Символично, что презентация состоялась в стиле андеграунд в старинном здании, где находилась первая в Ташкенте электростанция.

Уже второй год Фонд принимает участие в Венецианской Биеннале, и после успешного открытия в прошлом году вновь возвращается с новыми идеями и вызовами миру современного искусства.

В этом году Фонд представляет новый проект через наследие всемирно известного деятеля Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми, чей Дом мудрости послужил платформой для важнейших научных открытий и стал основой всех последующих работ в мире современной науки.

Физический центр павильона The Garden of Knowledge — инсталляция в помещении, переосмысляющая тысячелетнюю формальную традицию персидских и вавилонских садов, отсылает к месту, где аль-Хорезми разработал большинство из этих крупных исследований: Дому мудрости в Багдаде. «Dixit Algorizmi – The Garden of Knowledge» будет спроектирован двумя из трех кураторов — Джозефом Грима и Камило Оливейра, оба из миланской исследовательской и архитектурной студии Space Caviar.

Во времена аль-Хорезми Дом мудрости был интеллектуальным центром исламского Золотого века и местом межкультурного обмена, наиболее известным сегодня благодаря переводам греческих, арабских и персидских текстов. Определяющей чертой ландшафта были геометрически спланированные сады в исламской и персидской традиции.

Мечтательные зеркальные поверхности и симметрия в планировке Dixit Algorizmi напоминают отражающие бассейны с водой в сердце каждого исламского сада, которые стекают в равноудаленные каналы, разделяющие сад на четыре квадранта. До появления климат-контроля эта особенность имела функциональное значение, рассеивая холодный воздух в жарком климате, наряду с духовным значением воды как символа жизни и очищения.

По словам куратора Джозефа Грима, выставка «Dixit Algorizmi – The Garden of Knowledge»  ставит своей целью поставить под сомнение преобладающее повествование об истории и географии технологического развития, исследуя забытые корни и упущенные резонансы с далекими местами, временами и культурами. Павильон предлагает различные интерпретации технологии как носителя информации, признавая различными способами глубину и сложность истории ее происхождения.

Идея выставки Dixit Algorizmi основана на концепции алгоритма — изобретения, ответственного за большую часть того, как работает современный мир, и его создателю, эрудиту IX века, «отцу алгебры» и «дедушке информатики» Мухаммаду ибн Мусе аль-Хорезми, который родился и вырос в современном узбекском городе Хива.

На протяжении всей выставки павильон будет перестроен в пространство для встреч и обмена мнениями, где будет проходить публичная программа мероприятий, семинаров, перформансов и бесед, критически исследующих недостаточно изученные истоки идей и технологий, определяющих нашу эпоху.

«Творчество и наследие аль-Хорезми являются блестящей иллюстрацией этого сложного и многолинейного процесса. Он один из самых выдающихся ученых в истории человечества, знаменитый при жизни и легендарный после смерти, и все же мы мало знаем о нем, о его жизни и даже о том, как он выглядел. Мы очень рады, что тема, выбранная куратором Чечилией Алемани, соотносится с идеями и текущими миссиями фонда в области современного искусства, поскольку мы сейчас находимся на пути продвижения междисциплинарного подхода в каждом аспекте нашей деятельности. Выставка представит не только визуальные, но и очень глубокие академические и концептуальные активы, которые останутся в павильоне на протяжении всего периода Биеннале». –отметила на презентации Гаянэ Умерова, исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Республики Узбекистан.

Дизайн узбекского павильона будет ссылаться на эту традицию в своем пространственном расположении, переосмысливая исламскую традицию сада как места сбора и обмена опытом в технологически расширенное пространство исследований, размышлений и экспериментов».

«Dixit AlgorizmiThe Garden of Knowledge является одой Байт аль-Хикма, Дому мудрости, и следует принципу собирания и диалога. Несмотря на все разнообразные и независимые компоненты исламского традиционного сада, принципы создали единое и сплоченное пространство. Все элементы функционируют по отдельности для достижения цели сада, развивая взаимодействие между человеком и природой.  The Garden of Knowledge-остается верным принципу всех традиционных персидских и исламских садов, где посетители могут собираться, чтобы насладиться дискуссиями, живыми выступлениями и другими общественными программами», — говорит Шейда Гомашчи.

Внутренний ландшафт павильона дополнит заказной саундскейп, созданный в сотрудничестве узбекского музыканта Аброра Зуфарова и художника и композитора из Парижа и Токио Чарли Тапп. Их новый проект, основанный на звуке, исследует, как искусственный интеллект реагирует на наборы данных незападной музыки. Резкий отход узбекского классического стиля от западной музыкальной теории иногда обрабатывается музыкальными алгоритмами искусственного интеллекта как шум, а не как музыка, создавая образцы музыкального глитч-арта.

По замыслу авторов, в Dixit Algorizmi не представлены постоянные произведения пластического искусства. Вместо этого в пространственном и звуковом «The Garden of Knowledge» павильона будет организована ротационная программа семинаров и публичных мероприятий с участием художников, ученых, писателей, исполнителей, историков и других практиков, чья работа связана с технологиями и их последствиями. Программа мероприятий будет объявлена в преддверии Биеннале Арте.

Организованный в сотрудничестве с Центром современного искусства в Ташкенте, павильон предложит участникам создать произведения искусства, которые будут постепенно заселять сад в течение восьми месяцев работы выставки.

Напомним, первая итерация Dixit Algorizmi была представлена в Центре Современного искусства в 2021 году.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

 Россия остается для стран Центральной Азии альтернативным источником поставки газа

21 мая площадки международного мультимедийного пресс-центра Sputnik, расположенные в Москве, Ташкенте, Астане и Бишкеке, связал видеомост, в ходе которого...

Больше похожих статей