Упоение боем.
12 сентября войска генерал Суботича, где со своим отрядом находился полковник Мищенко, начали наступление на столицу Южной Маньчжурии Мукден. Для успеха операции, — кроме взятия ключевого города Ньючжуан, — необходимо было занять Аньшаньчжанские высоты, на которых китайцы соорудили весьма мощные укрепления.
По разведданным, шеститысячная китайская армия под командованием генерала Шоу, отступила от Ньючжуана, и соединилась с защитниками высот. Там, на высоком гребне с цепочкой овальных вершин была сосредоточена самая современная артиллерия – дальнобойные пушки Круппа и пулемёты Максим. Кроме того, русской армии противостояли 30 тысяч китайских солдат, обученных германскими инструкторами. Задача, таким образом, была не из простых.
План, разработанный командующим и его главным штабом, предусматривал следующее: войска были разделены на три колонны, наступающие с трёх сторон. Генерал Флейшер со своими силами, должен был выдвинуться из Ньючжуана и утром 13 сентября ударить с запада на правый край обороны противника. Одновременно, правая колонна под командованием полковника Мищенко, должна была ударить по левому флангу. Центральная колонна под началом полковника Артамонова штурмует в лоб.
Едва рассвело наступление началось. Колонна полковника Мищенко ударив по противнику артиллерийским огнём, заставила китайцев отступить с левого фланга, а затем, достигнув города Айсяндз, приостановилась, ожидая две отставшие колонны.

Одновременно, полковник Артамонов открыл шквальный огонь по окопам, заставив противника оттуда уйти. А колонна генерала Флейшера в это время обходила “боксёров” с запада, выбивая китайцев из каждой деревни, которые были по пути. Интересно, что вместе с военными, шёл летучий санитарный отряд, состоящий из одного врача и двух братьев милосердия. Задача его была оказание немедленной медицинской помощи раненым на поле боя. Это был первый опыт применения экстренной медицины на войне.
К двум часам пополудни ни одного китайского солдата на высотах не осталось. Успех был полный. Русские потеряли в этом бою четырёх нижних чинов и во время разведки боем был смертельно ранен командир сотни Охранной стражи, — штабс-капитан Страхов. Потери китайцев неизвестны.
На следующий день наступление было продолжено. В авангарде шли бойцы полковника Мищенко, за ним двинулись главные силы, возглавляемые генералом Суботичем. Отряд генерала Флейшера из-за переутомления был оставлен на суточный отдых.
Головной отряд быстро продвигался вперёд и уже через два часа вступил в бой у небольшой деревушки Шахэ. Там на небольшой горке засели китайцы, обстреливающие русский авангард с господствующей высоты. Положение Мищенко становится критическим, и он посылает сигнал о помощи. Суботич немедленно посылает вперёд колонну полковника Артамонова и отправляет приказ Флейшеру следовать за главными силами.
Помощь подоспела вовремя. К этому времени китайцы мощно, со всех сторон, ударили по позиции, которую занимал отряд Мищенко ружейным и артиллерийским огнём: из ближайшей деревни, из-за железнодорожной насыпи, горных высот и даже зашли к русским с тыла. С приходом подкрепления завязался ожесточённый бой.
Мищенко с небольшими силами начинает громить левый фланг китайцев. Артамонов атакует в лоб. Начальник артиллерии Нищенков выезжает на позицию и выбирает место для новой батареи, которую отправляет на подмогу Суботич. Первыми побежали китайские артиллеристы, провожаемые визгом шрапнели и свистом пуль русских винтовок. К двум часам дня путь был свободен. Полковник Артамонов занял две деревни, а стражники Мищенко овладели высотами.
Между прочим, в отряде Мищенко сражался героический старик – 73-летний черногорец по фамилии Пламенац. Ещё в 1849 году молодым юношей Филипп Пламенац получил боевое крещение в битве с турками-османами, на протяжении веков пытавшимися поработить Черногорию. В 1851 году, в Крымскую войну и в 1859-1860 гг. Пламенац снова сражался с турками. Однако, до начала Ихэтуанского мятежа он в Порт-Артуре занимался вполне мирным трудом – строительным подрядом. Построил, в частности, здание Пушкинского Русско-Китайского училища. А когда начались кровавые события, вскипела горячая черногорская кровь и он, несмотря на возраст, пошёл воевать, став настоящей грозой “боксёров”. За свои подвиги Пламенац дважды награждался знаками Военного ордена Св. Георгия. Генерал Суботич, неоднократно выносил черногорцу благодарность за пример безудержной храбрости, который тот подавал солдатам. Забегая вперёд, скажу, что и в русско-японскую войну, он вновь сражался под командованием Павла Ивановича и получил свой третий Георгиевский крест.


15 сентября китайцы вновь попытались остановить наступление русских, заняв довольно сильную позицию на труднодоступном кряже перед Ляояном. Изобретать велосипед Суботич не стал, а применил, — как и в предыдущих боях, — тот же план: атаку вести тремя колоннами, охватывая противника с двух флангов.
Едва выступив, головной отряд попал под артиллерийский огонь. Тут же в ответ загудели русские снаряды. Началась артиллерийская дуэль. На предложение двинуть в атаку стрелков Суботич ответил: “Пока не замолчит неприятельская артиллерия, до тех пор не переходить в наступление. Я не желаю терять ни одного солдата!”. Вскоре к артиллеристам Мищенко присоединись батареи других отрядов и китайские пушки замолчали. Вперёд двинулась пехота, меткими залпами заставляя китайцев отступать, бросая орудия, снаряды, оружие и патроны.
Наступление было продолжено и через два с половиной часа городя Ляоян был занят передовыми частями генерала Флейшера.
Суботич был убежден, что психологически китайские войска сломлены и их отступление превратилось в бегство, поэтому в Ляояне русские войска задержались лишь на один день, и то потому, что 60-километровый переход от Хайчена с боями и форсированными маршами слишком утомил людей и лошадей.
17 сентября в 7 часов утра наступление было продолжено. Впереди лежали Янтай, Байтапу и, наконец, Мукден.
Отряд охранной стражи был назначен головным. К нему прибавили 5-ю Верхнеудинскую сотню, команду охотников от 14-го и 11-го стрелковых полков и 1-ю Забайкальскую казачью батарею. За ними следовал авангард полковника Домбровского: 3 батальона, 16 орудий, 4 пулемета, саперы и взвод казаков, а затем шли главные силы в два эшелона.
В первых же попутных деревнях жители сообщили, что китайские войска отступают в полном беспорядке, забирая у крестьян лошадей, ослов и даже быков. А вскоре были получены от бежавших из Мукдена торговцев, что все чиновники и полицейские в панике покинули столицу. Получив эту информацию, Суботич приказал идти надолго не останавливаясь. А боксёры отступая занимались грабежом и мародёрством. И как пишет Кушаков: “ Попутные деревни впереди нас горели, по приходе туда мы заставали места привалов, разбросанные, ненужные уже для мародеров патроны, солдатские шляпы и мундиры, находили целые склады патронов и артиллерийских боевых припасов. Все деревни и торговые богатые села носили следы грабежа: двери и окна в магазинах и домах были выломаны, малоценный товар разбросан по улицам, всюду валялись пустые, разбитые сундуки, куски материи, битая посуда и даже умышленно рассыпанное по дороге зерно, некоторые колодцы были завалены домашним скарбом, вещи плыли по рекам, мокли в лужах, были втоптаны в грязь. Словом, перед нами бежали не китайские войска, а мародеры, и именно злые мародеры, которые не довольствовались тем, что брали ценное для себя, а уничтожали и портили решительно всё, они зло наказывали местных жителей, не щадя даже бедняков, ветхие полуразрушенные лачуги и те были разграблены”.
Безусловно, грабить мирное население было куда как безопасней и выгодней, чем воевать с русскими.
К вечеру 18 сентября авангард полковника Мищенко стал биваком у селения Байтапу. До Мукдена осталось всего 10 километров.
В.ФЕТИСОВ
Продолжение следует
На заставке: Художник Ричард Катон Вудвилл. Ихэтуаньское восстание в Китае. Русская казачья артиллерия