В последний день марта камерный оркестр «Туркестан» порадовал ташкентских меломанов необычным концертом, состоявшемся в Большом зале Государственной Консерватории Узбекистана. Необычность его в том, что была подобрана программа произведений современной музыки, созданных композиторами республик, ставших теперь уже независимыми. Более того, эти «современные» опусы признаны своего рода «классикой» новейших языковых систем: додекафонии, алеаторики, сонористики, полистилистики.
Все 4 автора смело могут считаться сторонниками и продолжателями таких мэтров советской авангардистской музыки, какими были Альфред Шнитке, Эдисон Денисов и Софья Губайдулина, хотя состоялись практически независимо от них.
Назову их: это Альберт Малахов (Ташкент), Арви Пярт и Яан Ряэтс (Таллин) и Феруз Бахор (Душанбе).
Как всегда, составлял программу и дирижировал Художественный руководитель камерного оркестра «Туркестан» — Заслуженный деятель Узбекистана Эльдар Азимов. О нём нужно было бы говорить особо, поскольку этот замечательный оркестр давно уже олицетворяет собой своеобразную лабораторию творческого освоения многих лучших образцов мирового музыкального наследия, я бы сказал «лабораторией хорошего изысканного вкуса».
Поначалу была исполнена «симфониетта» нашего земляка, безвременно ушедшего из жизни (в 33 года) Алика Малахова, которого ценители эстрады знали как создателя первого в Ташкенте симфо-джаза, затем Узбекского эстрадного оркестра, а любители кино — по музыке к кинофильмам «Ташкент – город хлебный», «Где ты, моя Зульфия», «Он был не один», «Плюс единица» и др. Но А. Малахов оставил свой след в музыкальной культуре республики ещё и целым рядом разнообразных произведений, таких как «Весенняя симфония», увертюра «Юность», две симфониетты, поэма «Овод», Маленькая сюита, Весенняя симфония, Концерты для фортепиано и симфонического оркестра, для квинтета деревянных духовых инструментов, для струнного квартета -Четыре мелодии народов Средней Азии, для альта и фортепиано — Венгерская народная сюита, для фортепиано — Танцевальная сюита, для голоса и фортепиано — романсы, песни, в т. ч. цикл на слова Яниса Райниса и другие.
Симфониетта прозвучала абсолютно актуально.
«Гвоздём программы», бесспорно стала «Tabula rasa –двойной концерт для двух скрипок, струнного оркестра и подготовленного фортепиано» крупнейшего эстонского композитора Арве Пярта. «Tabula rasa» в переводе с латыни означает «чистая доска»: так философы называют незапрограммированное сознание, готовое принять любые установки. Эта пьеса говорит о выборе, который стоит перед современным человеком. Стиль этой пьесы, как и всей музыки Арво Пярта начиная с середины семидесятых, вписан в строгие рамки стиля tintinnabuli — «колокольчики».
Арво Пярт не склонен к публичности и саморекламе, за его отшельничеством скрыта целая философия. Композитор живет на два города — в Берлине и Таллине, причём только в уединенных местах. Больше всего он ценит тишину — разговор «отнимает много энергии», а пауза для Пярта сопоставима с ядром мудрости, за ней стоит вечность. Он как-то сказал: “Тишина всегда совершеннее музыки. Надо научиться слушать тишину”.
Его новаторство показалось мне уникальным – в первой части «Ludus» (в переводе «Игра») постоянно подчёркнуто возникали паузы, которые заставляли слушателей напряжённо ждать продолжения. А во второй — «Silentium», которая так и переводится «тишина», дирижёр и солисты — дипломанты Международного конкурса Сардор Джумаев (скрипка), Диана Галимова (скрипка), дипломант международного конкурса Яна Низамутдинова (рояль) – проявили такое глубокое проникновение в авторский замысел, такую интонационную мягкость и трепетность, что зал затаил дыхание.
Из богатого творчества таджикского композитора Феруза Бахора, кстати, тоже проживающего в Германии, для концерта была выбрана «Рага для виолончели с оркестром».
Композитором написаны четыре симфонии, опера «Омар Хайям», два балета, несколько кантат и хоров, камерная музыка, музыка для кино и театра, произведения для различных музыкальных инструментов, из которых особенно следует выделить цикл «Рисунки по шелку» (24 Прелюдии и фуги для фортепиано) – сочинение, за которое Фируз Бахор был удостоен Первой премии V Международного конкурса композиторов им.С.Прокофьева в 2008 году в Санкт-Петербурге. Фируз Бахор написал цикл из 24 прелюдий и фуг. В ХХ веке это удавалось единицам: Шостаковичу, Щедрину и ему. Самое знаменитое его произведение – симфоническая поэма «Мараканда» имела такой успех, что была сразу рекомендована к исполнению в Англии и других европейских странах.
В индийской музыке «Рага» равнозначна узбекскому «макому». Виолончелисту — лауреату Республиканского конкурса Джамшиду Убайдуллаеву удалось блестяще справиться с трудной задачей – музыка Ф.Бахора заворожила нас своим колоритом и многовековой тайной этого звукоряда.
И наконец, был исполнен «Концерт для оркестра» опять же эстонского композитора Яана Ряэтса. Этот художник приучил слушателя за многие годы своей творческой деятельности к смелости замыслов, к неожиданности композиционных решений. Волевой темперамент, тонкий артистизм, отточенность мысли,»земная, осязаемая, мускулистая плоть музыки», новый взгляд на традиционную структуру жанра — так заявил о себе создатель Концерта для камерного оркестра – произведения, сразу поставившего Ряэтса в ряды ведущих мастеров советского музыкального искусства. Сегодня в активе композитора около 80 опусов самых различных жанров: 8-ми симфоний, большого числа концертов для инструментов с оркестром, камерно-инструментальных, фортепианных произведений, музыки к кинофильмам. Все они отличаются новизной, специфической энергией и ритмической активностью. Работы Ряэтса изобилуют особенностями, которые позволяют говорить о неоклассическом стиле.
Всё вместе взятое оказалось для публики сплошным удовольствием для души, сопряжённой с пытливой работой разума.
Бесспорно, дополнительные, очень уместные краски в этом концерте придали глубоко квалифицированные и взволнованно искренние комментарии к каждому из исполняемых произведений, которые мастерски были сделаны Инессой Сергеевной Гульзаровой – доцентом кафедры Истории музыки и критики Ташкентской консерватории. Она подчеркнула, что хотя в зале было не очень много людей, но пришедшие на концерт проявили себя подлинными любителями настоящей музыки, что в зале царила особая атмосфера полного соучастия композиторов, музыкантов, и слушателей. Это дорогого стоит!
А мне было немного обидно – почему искушённая столичная публика воздерживается от концертов, по сути перешагнувших через великую музыку прошлого и раскрывающих нам всю сложность противоречивого современного мира? И уж совсем непонятно, почему не было нашей журналистской братии – приятным исключением были только лишь упоительно наслаждающиеся Лейла Шахназарова и Гульнора Абдуназарова–Сейтмагамбетова.
Надеюсь, что следующие концертные выступления подобного рода будут, по справедливости, более востребованы?
А.Ходжаев.
«Лейла, здравствуйте! 31 марта у нас будет звучать "музыка для интеллекта" – сочинения композиторов-авангардистов ХХ века. Программа уникальная. Дирижирует Эльдар Азимов. Будем рады, если сможете прийти и помедитировать вместе с нами. Музыка переходит из категории "потенциальная ценность" в категорию "актуальная ценность", когда её исполняют и слушают!».
В тот вечер, сидя на концерте камерного оркестра «Туркистон», я поняла в полной мере, какой царский подарок сделала мне Нигора Хасанова, написав, известив, пригласив, пояснив.
…Альберт Малахов, Арво Пярт, Фируз Бахор, Яан Ряэтс. Четыре композитора. Четыре произведения. Единая душа оркестра. Единое дыхание зала. А в соседних креслах – друзья, рядом с которыми так изумленно-восхищенно воспринимаются и музыка, и тишина пауз…
«…Да еще ведь надо пальцы
Знать, к чему прижать когда.
Чтоб во мгле не затерялась
Гордых звуков череда.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь!..
А чего с ней церемониться?
Чего ее беречь?..
А душа – уж это точно –
Ежели обожжена –
Справедливей,
Милосерднее
И праведней она».
…И еще один подарок преподнес мне под занавес этот вечер. Домой, благодаря Инессе Гульзаровой, ехала в машине, которую вел тот самый человек, что всего двадцать минут назад на сцене взмахивал волшебной дирижерской палочкой.
Для тех, кто не был на том потрясающем концерте – две версии «Tabula Rasa» Арво Пярта:
https://www.youtube.com/watch?v=v0uYpYHOYB8 – первое исполнение, солисты Гидон Кремер (скрипка), Татьяна Гринденко (скрипка), Альфред Шнитке (приготовленный рояль).
И еще одна версия:
https://www.youtube.com/watch?v=bxDc24zSuzU