back to top
8.7 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 октября, 2025

Чайхана как место общения представителей всех национальностей и религий, как уникальный культурно-этнографический феномен в деле укрепления межрелигиозного согласия

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,850ПодписчикиПодписаться

Чайхана – это своего рода столовая, «комната для чая», если перевести дословно на русский язык. Однако это упрощенный и поверхностный подход. Чайхана играет  более важную роль, чем просто столовая в жизни народов Узбекистана.

Попробуем рассмотреть отличия чайханы от столовой в ее классическом понимании в жизни народов Узбекистана и ее роль в деле воспитания толерантности в нашей стране. 

Первое отличие классической чайханы от европейской столовой – это  территориальность: как правило, чайхана- неотъемлемая часть махалли не только как столовой, но и как места общения мужчин. По сложившейся традиции посетителями чайханы могут быть только мужчины, и в этом- одно из отличий чайханы от европейской столовой или трактира; при этом следует отметить, что мужчины- посетители чайханы- могут быть как разных национальностей, так и разных вероисповеданий.

Территориальность чайханы, ее принадлежность к той или иной махалле как уникальному социальному образованию, накладывает особый отпечаток на ее функционирование и работу; зачастую посетители- все местные и друг друга знают. Чайханы также располагались и возле базаров и Караван – сараев, то есть были экстерриториальны. В подобных случаях они несли функцию более как обыкновенные столовые, но с незабываемым восточным колоритом. 

Классическая чайхана -место неформального общения группы мужчин, которое на узбекском языке называется «гап» — разговор. Данные группы формируются по различным признакам. Например, общая работа: группа мужчин, работающая на базаре, на заводе, или в иной сфере, объединяясь, проводит в чайхане определенное оговоренное время. Группы «гап» формируются по совершенно различным признакам: бывшие одноклассники, бывшие однокурсники, сослуживцы и т.д. Таким образом, чайхана и традиция «гап» образуют сложный социальный институт коммуникативного общения в неформальной обстановке, но с особенностью в том, что  посещать и чайхану, и «гап» могут только мужчины, при этом любой национальности и любого вероисповедания. 

Отличительной особенностью чайханы и «гапа» является именно неформальность общения, то есть так называемые мужские встречи «без галстуков». Если на работе, в общественных местах, в присутствии женщин, при исполнении служебных обязанностей, в соц. сетях и т.д. действует ряд правил общения, например, ценз в общении или некие условности, то в чайхане, так сказать «при своих», все эти ограничения отменяются, и в этом основная важность этого социального явления. То есть мужчины разных культур и религий могут выражать свое мнение в чайхане более свободно и открыто, чем в иных общественных местах. Для того, чтобы продемонстрировать это и понять, как «работает» механизм чайханы и «гапа» в деле воспитания толерантности, мы обратились к мужчинам разных национальностей и вероисповеданий, которые рассказали нам интересные истории из своей «чайханской» жизни.

Исхаков Барат, житель города Ташкента:

Я уроженец города Ташкента, 1970 года рождения, по национальности я бухарский еврей и считаю себя атеистом. Моя жизнь связана с чайханой. Еще с детства я помню, как мой отец ходил в чайхану. По моему мнению, мужчина начинает понимать чайхану лишь годам к 30-35, когда отделяется от родителей и начинает жить самостоятельной жизнью.

Я проживал в Чиланзарском районе города Ташкента. Чайхана, в которой мы собираемся, расположена в Чиланзарском районе. Вопросы, которые мы обсуждаем на «гапе», различны: это и помощь нуждающимся членам нашей группы, вне зависимости от национальности и религиозного исповедания, житейские вопросы, новости спорта и политики.

В чайхане есть своя изюминка: блюда готовят сами пришедшие, но не всегда, поэтому в этом плане происходит взаимопроникновение культур. Например, кавказец может приготовить кавказский шашлык, а я, бухарский еврей, могу приготовить «плов в мешке». В этом плане происходит процесс, который выходит за рамки обычного обмена рецептами, воспитывается национальная дружба и вместе с ней толерантность.

В чайхане на «гапе» мы собираемся в основном с бывшими одноклассниками и друзьями детства – это своего рода территориальная группа. Есть еще одна отдельная группа, в которой мы также собираемся для неформального общения – это группа коллег по работе. Собираясь с друзьями в чайхане на «гап», мы общаемся просто и непринужденно, стираются имущественные и должностные различия, и это я считаю очень важным.

По моему мнению, чайхана и «гап» воспитывают толерантность в своем изначальном смысле, так как являются местом неформального общения людей разных культур, национальностей и религиозных вероисповеданий. Именно неформальность общения позволяет раскрепощенно общаться мужчинам – представителям различных религий. Это общение позволяет глубже проникнуть в важнейший принцип толерантности — мирное сосуществование и взаимодействие представителей различных религий. То есть мы видим людей такими, какие они есть, без прикрас и чопорности.

Более того, социальный институт чайхана и «гап» дают нам возможность, изучив представителей различных религий и национальностей в чайхане при неформальном общении «гапа», отбросить предрассудки в реальной жизни к представителям других религий, которые встречаются нам в общении вне чайханы. Это, по моему мнению, важнейшее положительное значение чайханы и «гапа» в деле воспитания толерантности. То есть, если, например, в вашей компании есть кореец – буддист, то, пообщавшись с ним в чайхане на «гапе», где нет никаких национальных или религиозных ограничений, вы не станете «странно» смотреть например, на других буддистов в реальной жизни, на работе, на базаре и т.д.

Свое отношение к представителям других религий в общественной жизни вы будете сравнивать с опытом неформального общения с представителями других религий и национальностей — членами «гапа» — , с которыми вы общаетесь в чайхане. Как правило, общение на «гапе» проходит спокойно и в дружеской атмосфере, поэтому и выйдя из чайханы вы также будете спокойно смотреть на представителей других религий. Складывается простое человеческое понимание, например: мой друг кореец – буддист — нормальный парень, компанейский мужчина, сидит с нами на гапе», с чего мне вдруг плохо относиться, например, к буддистам или представителям другой религии? Ведь в чайхане мы общаемся нормально и на равных. То есть предвзятость или предрассудки в отношении представителей других религий стираются и исчезают. Это, на мой взгляд, важный и основной момент в деле воспитания толерантности.
 

Я общаюсь с ребятами в Израиле, выходцами из Узбекистана, которые также пытаются там организовать подобные встречи. То есть чайхана и «гап» уже давно покинули границы Узбекистана, и данные социальные институты с теми или иными отличиями встречаются везде, куда судьба занесла выходцев из нашей страны.

Марков Игорь:

Я уроженец города Каттакургана Самаркандской области, по национальности я русский, по вероисповеданию православный. До 2020 года я проживал в городе Каттакургане, сейчас живу и работаю в городе Ташкенте. Во время проживания в городе Каттакургане я посещал чайхану, в народе она называется «Космос». 

Мы собирались в основном с одноклассниками и друзьями по улице. Общение всегда носило неформальный характер. В нашей компании были мужчины разных национальностей и вероисповеданий и никаких ограничений в этом плане не было. Неформальное общение укрепляет дружбу народов и позволяет глубже проникнуть в культуру человека, с которым общаешься годами; исчезают предрассудки, ксенофобии; национализму, религиозному экстремизму в общении на «гапе» нет места, и эту модель поведения мы переносим в реальную общественную жизнь.

Таким образом, традиция чайханы и «гапа» позволяет нам воспитывать чувство толерантности при общении. Сложно взглянуть предвзято на представителя другой религии или национальности, с которым не знаком лично, при этом имея постоянное общение на «гапе» с таким же представителем этой же самой религии. Разговоры о религии возникают не часто, но зная основные принципы представителя другой религии, стараешься их не нарушать на «гапе», чтобы не обидеть кого – либо. Однозначно чайхана и «гап» стирают национальные и религиозные различия между людьми, в этом я вижу положительное влияние данного института в деле воспитания и продвижения толерантности и межнационального согласия. 

Сейчас, оказавшись вдали от дома, я не могу посещать «нашу» чайхану. Однако при этом в Ташкенте оказалось много земляков, с которыми мы периодически встречаемся. На «гапе» уже в Ташкенте собираются представители различных национальностей и вероисповеданий, но все они земляки. Таким образом, чайхана играет роль и земляческого сообщества, но при этом без национальных и религиозных различий. В этом еще одна особенность чайханы. По моему мнению, чайхана и «гап» учат толерантности, так как позволяют изучить представителей различных религий в неформальной обстановке, а также затем проецировать положительный опыт общения с представителями других религий в жизни.

Нурулла:

Я работаю чайханщиком – управляющим чайханы в махалле им. Олима Хужаева города Ташкента. Наша чайхана для посещения открыта всем, никаких ограничений по национальному и религиозному признаку не предусмотрено. Из комнат, в которых собираются компании мужчин, слышна речь и на узбекском языке, и на русском, и бывает, что  вперемежку – это говорит о том, что в компании есть представители разных национальностей. 

Не стоит думать, что чайхана – это место только для праздного времяпровождения с употреблением спиртных напитков. В чайхане мужчины играют в шахматы, в нарды, в домино и шашки, общение проходит в дружеской и теплой атмосфере. Все это традиции нашего народа. Среди традиций нашего народа дружба и толерантность стоят на первом месте. Конечно, чайхана всецело поддерживает эти традиции, передавая их подрастающему поколению. В воспитании личный пример — важнейшая часть. Молодежь видит, что никаких религиозных или национальных предрассудков у старшего поколения нет, и естественно берет пример со старшего поколения.



                                    

Заключение

Изучив в рамках данной статьи и проведенных бесед со многими мужчинами, которые не ограничиваются взятыми интервью, влияние чайханы и «гапа» на толерантность, мы делаем вывод: этот социальный институт благотворно влияет на воспитание толерантности в нашей стране и этому есть доказательства. 

Во — первых, посетителями чайханы и членами «гапа» могут быть любые мужчины вне зависимости от национальности или религиозной принадлежности. Этот базовый принцип уже сам собою поддерживает и толерантность, и межнациональный мир в стране.

Во – вторых, во время неформального общения между представителями разных религий, в обстановке непринужденности и раскрепощенного общения, стираются религиозные и национальные границы, и этот фактор также благотворно влияет на воспитание толерантности среди мужчин.

В – третьих, происходит взаимопроникновение культур в различных сферах: в языковом плане, в плане кулинарного обмена, в плане ознакомления с обычаями и традициями представителей других культур и народов.

В – четвертых, чайхана и «гап» позволяют накопить положительный опыт в общении с представителями других религиозных групп, членов «гапа», и этот положительный опыт общения проецируется в жизни уже на незнакомых людей — представителей этих же религий. Говоря проще, если в группе общения «гапе» есть, например, буддисты, христиане или иудеи, то опыт общения с ними, уважение к ним и понимание их культуры и религии, позволяют более дружественно смотреть на представителей других религий, с которыми вы не знакомы лично, но общаетесь на работе, в быту – это, на наш взгляд, важнейшая составляющая воспитания толерантности через систему социального института чайханы и «гапа».

В – пятых, данный социальный институт воспитания толерантности не подвержен влиянию государства, а развивается эволюционно «сам по себе», основываясь на традициях и обычаях, поэтому его влияние сильнее, чем влияние специальных государственных программ, таких как, например, «неделя толерантности», или чего-то в этом роде. К сожалению, не всегда на мероприятиях по воспитанию толерантности, инициируемых государством, удается избежать «кампанейщины» и «показухи», и в этом плане именно непринужденное неформальное общение представителей различных религий в чайхане и на «гапе» выигрывает перед государственными мероприятиями.

В – шестых, как мы видим, чайхана и «гап» выходят за рамки отдельных городов и мест, эти социальные институты становятся и своего рода центрами землячеств. Более того, эти институты развиваются и за границей, везде, где есть наши соотечественники. Чайхана своего рода школа толерантности, смысл и сущность которой раскрывается в неформальном, раскрепощенном общении мужчин различных культур, народов и представителей различных религий, и позволяет без «кампанейщины» и без опеки государства, а значит на добровольной основе, понять и принять друг друга со всеми национальными и религиозными особенностями. Происходит естественная подстройка общения представителей различных культур и религий друг под друга, налаживаются коммуникационные связи и строятся прочные мосты между культурами и народами, в том числе и между различными религиями.

В – седьмых, изучая данный социально-культурный феномен, мы приходим к выводу, что чайхана – это не здание в классическом понимании, это более действующий социальный организм, основу которого составляют личности, мужчины, они же и члены «гапа» вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности.

Чайхана и «гап» как социальный институт — это нить, протянутая сквозь время. Она позволяет раскрыться всему национальному и религиозному разнообразию народов нашей страны, укрепляя мир и толерантность среди народов нашей благословенной Родины, передавая традиции и обычаи дружбы народов и толерантности подрастающему поколению без всякого давления государства и представителей органов государственной власти.

Ринат САГИТОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Премьера фильма об Узбекистане на британском телеканале

По инициативе Комитета по туризму и Агентства стратегических реформ был создан документальный фильм "UZBEKISTAN THE GOLDEN ROAD" (Узбекистан –...

Больше похожих статей