В начале мая 1879 года генерал Иванов получил донесение, что в городе Катта-Кургане, расположенному в 70 километрах от Самарканда, появился некий старик-индус, назвавший себя Гуру Чарн-Сингхом и утверждающий, что у него послание к туркестанскому генерал-губернатору. Николай Александрович приказал немедленно доставить таинственного посланника к нему.
Надо сказать, это было не первое посольство из Британской Индии в русский Туркестан. Ещё в 1865 году, узнав, что русская армия взяла Ташкент, к генералу Черняеву прибыло тайное посольство из Кашмира.
С приходом России в Среднюю Азию, у деятелей индийского национально-освободительного движения Индии, появилась надежда, что в своей борьбе с колонизаторами они могут обрести могущественного союзника. Они помнили, что ещё в начале 19 века русский император Павел I и Наполеон Бонапарт задумывали совместный военный поход в Индию, который по различным причинам не состоялся, и вот теперь они надеялись, что Петербург, приблизившись к границе британской колонии, вернётся к этому плану. Посланцы из индийского Кашмира привезли для русского правительства предложение вступить в союз для борьбы против английского владычества. Туркестанская область в то время входила в состав Оренбургского генерал-губернаторства, и Черняев доложил о прибытии посланников из Индии генерал-губернатору Крыжановскому охарактеризовав их как людей, вызывающих доверие. В конце декабря 1865 года Крыжановский отправил канцлеру Горчакову (министру иностранных дел) письмо в котором сообщал о том, что кашмирский махараджа прислал в Ташкент двух послов “узнать виды нашего правительства относительно британских подданных в Ост-Индии”, при этом оренбургский генерал-губернатор указывал, что не следует “резким отказом отталкивать от себя людей, могущих быть нам впоследствии полезными”. Князь Горчаков, однако, весьма прохладно отнёсся к идее союза с индийскими борцами за свободу – перспектива обострения отношений с Британией пугала его намного больше. В результате туркестанские власти проводили посланцев из Индии одарив щедрыми подарками и весьма туманными обещаниями.
Через два года в июле 1867 года, в расположении отряда, тогда подполковника, Абрамова появился выходец из индийского города Андур, который передал Александру Константиновичу письмо, написанное симпатическими чернилами, а на словах передал, что он послан своим правителем в русские владения, чтобы передать это послание первому встреченному им русскому начальнику. Пробирался он сюда целый год, а на бухарской территории был схвачен и все бумаги которые он нёс отобраны, за исключением письма, поскольку чернила были невидимые и это был просто лист белый бумаги. В Карши индийца продержали полгода, а затем отправили в Самарканд, где он, воспользовавшись суматохой вызванной приближением русских войск бежал и вот теперь явился сюда.
Письмо подогрели на огне и выяснили, что оно написано на языке хинди и подписано махараджей княжества Андур. Тот писал, что: “услыхав о геройских подвигах ваших, я очень обрадовался. Радость моя так велика, что если бы я желал всю выразить её, то не достало бы и бумаги. […] Когда начнутся у вас с англичанами военные действия, то я буду им сильно вредить и в течение одного месяца выгоню всех из Индии”. Посланец махараджи, сославшись на свои полномочия, предложил Абрамову заключить договор, согласно которого, как пишет Терентьев: “владетель Андура обязывался выставить нам вспомогательное войско и предоставить свою казну в наше распоряжение с условием, что мы доставим его владению полную автономию. Понятно, что такое искательство, как преждевременное, было отклонено”.
И вот, появился ещё один “индийский гость”, к которому, надо сказать, Иванов отнёсся с подозрением. Основания к этому были. Некоторое время назад, почти одновременно с Гуру Чарн-Сингхом, в Самарканд прибыл другой индиец, назвавший себя сипаем Умар-Бахшем, бежавшим из своего батальона в Северной Индии, после того как он убил своего командира. Однако, во время допроса Иванов подловил беглеца на противоречиях — тот стал утверждать, что лишь ранил английского офицера. Возникло подозрение, а не является ли этот «беглый сипай» шпионом, и Кауфман приказал его арестовать. Но, сделать это Иванов не успел, Умар-Бахш исчез. Поиски его в Самарканде, Зеравшанском округе и в соседней Бухаре не дали никаких результатов.
Но, на первый взгляд, письмо, которое Гуру Чарн-Сингх, передал начальнику Зерафшанского округа было подлинное. Написанное на тонкой папиросной бумаге на языке пенджаби, оно было “от верховного жреца и главного начальника племени сикхов в Индии».
Перевод письма на русский язык оказался делом весьма затруднительным, однако среди торговавших в Зеравшанском округе индийцев был найден человек, который знал язык пенджаби и вместе с тем владел персидским языком. Он перевел послание на персидский, а с него оно уже без труда было переведено на русский язык. Выяснилось, что это послание было отправлено руководителем религиозно-политической секты намдхари Баба-Рам-Сингхом, и содержало в себе следующее:
«От Баба-Рам-Сингха — русскому владыке. Посылаю субэ (глава провинции, В. Ф.), от которого можете узнать всё. Имя его Гуру Чарн-Сингх. Гуру Говинд-Сингх предсказал, что в 1238 году явится Сант Хальса. Затем сказал Нурет Дебу, что явятся англичане, притеснят все народы Индии и будут мучить малых и больших; после того придут в Индию русские и изгонят оттуда англичан. Русский богатырь победит.
Когда придут русские, я явлюсь помогать им. Придет натх (губернатор, военачальник, В. Ф.) с запада и будет воевать. Сделается непроницаемая тьма. Змея Сиснак выйдет из недр земли и услышит страшную битву. Брама и Вишну услышат шум битвы и скажут, что такой битвы еще никогда не было и она страшна.
Раджа (очевидно русский царь, В. Ф.) овладеет четырьмя странами света. После столкновения богатыри той и другой страны будут храбро сражаться. Около Пешавара будет такое сражение, что пролитая кровь людская поднимется до животов коней. Англичане после сражения станут искать лошадей своих и оружие, но не найдут ничего. В Лахоре тоже будет сражение, там будет пролито много крови, и они будут окружены, станут нанимать нукеров и войско, предлагая по одной рупии в день, но охотников не найдут.
Гуру Нанак говорит, что натх, о котором упомянуто выше, уничтожит англичан.
315 тысяч сикхов подчиняются мне. Если понадобится больше, найдутся еще люди. Пенджаб будет разрушен и большие города сгорят. Будет восемь сражений. Англичане будут владеть Пенджабом 34 года. Теперь осталось два года до срока. Убернатх (губернатор, В. Ф.) приедет из Петербурга, в Пенджабе казармы будут пусты.
Восемь сикхов поссорились с англичанами, которые сверх этих восьми, расстреляли из орудий еще многих невиновных сикхов и между ними одного субэ; он был служитель божий и с ним погибло от английских пушек сто человек его людей.
Пророчество Гуру Баба-Нанак-саиба говорит, что вы придете и избавите нас. 315 тысяч сикхов присоединятся к вам. Все они готовы; другие люди тоже готовы. Когда вы придете и пожелаете еще людей, то и они будут снаряжены.
Некоторые сикхи спрашивали Гуру Говинд-Сингха, в каких местах произойдут упоминаемые выше сражения? Гуру ответил им: первое сражение будет в Кабульских горах, второе — в самом Кабуле, третье — в Джамруде, четвертое — в Пешаваре, пятое — в Джамму, шестое — в Лахоре, седьмое — в Фирузпуре, восьмое — в Лудхиане.
Мое место заступает доверенный мой Баба-Будх-Сингх, в Пегния. 35 субэ, знающих свое дело, подчиняются ему.
Гуру Нанак-Сахаб предсказал: «Придет владыка и будет его победа».
Ознакомившись с содержанием письма, Иванов пришёл в некоторое недоумение. Возникло очень много вопросов и пришлось подробно расспрашивать самого посланника, опять методом двойного перевода. И вот, что Николай Александрович узнал.
Религиозное течение Намдхари, или другое название — Куки, возникло как реформаторское течение в индуизме во второй половине XIX века. Его приверженцы отличались от других сикхов особой белой одеждой из домотканого полотна и белыми же тюрбанами. Всем последователям намдхари предписывалось строгое вегетарианство и обязанность защищать животных, запрещались детские браки и умерщвление новорожденных. Особо оговаривался запрет на сотрудничество с британскими колониальными властями: запрещалось учить детей в государственных школах, обращаться в суды, пользоваться государственной почтой и покупать иностранные товары. Намдхари создали собственную торговую сеть и почтовую службу.
Основателем течения является Бхагат Джавахар Мал (1799 – 1862), который возродил для своих последователей традицию живых гуру. Автор письма к русским властям, Баба-Рам-Сингх, являлся третьим главой этого религиозного течения, и именно при нём в 1872 году намдхари вступили в открытое противостояние с британцами, — произошло несколько кровавых столкновений, после чего последовала расправа с мятежниками. Англичане казнили без суда 66 человек (эпизод этой казни запечатлел художник Верещагин). Лидеры движения во главе с Баба Рам Сингхом были арестованы и сосланы в Бирму.
Безусловно, прибытие гостя из далекой Индии с дружественным письмом весьма недвусмысленного содержания, вызвало огромный интерес среди представителей русской администрации в Туркестане.
Однако, встал вопрос, — что со всем этим делать.
В.ФЕТИСОВ
Продолжение следует
На заставке: Русский экипаж в Самарканде. Фото Анри Мозера, 1889—1890