26 октября Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан организовал круглый стол на тему «Будущее махалли», на котором эксперты в области архитектуры и строительства обсудили некоторые подходы к сохранению исторического наследия.
Основной целью встречи заявлено освещение темы «Махалли» среди населения и СМИ, как одной из составляющей культурных ценностей узбекского народа, архитектурного и социального наследия страны, которые необходимо сохранить для будущего поколения.
В дискуссиях приняли участие студенты и докторанты Высшей технической школы в Цюрихе, студенты Ташкентского архитектурно-строительного института, СМИ, представители инициативы «Градостроительная волна» при Общенациональном движении «Юксалиш», а также Ассоциации дизайнеров и архитекторов Узбекистана.
Иностранные и местные эксперты, которые провели изучение данной темы, обсудили всевозможные механизмы, направленные на правильное, гармоничное сохранение махаллей в современном городском пространстве.
Обсуждения касались в основном будущего махаллей на примере Ташкента. Ряд экспертов высказывали мысль, что в условиях стремительной урбанизации, превращения столицы Узбекистана в огромный мегаполис, махалли безусловным образом ждёт трансформация.
Действительно, с развитием экономики и всех сфер нашей жизни, от процессов урбанизации столица никуда не денется. А что это означает?
Рано или поздно, весь частный сектор, все одноэтажные постройки собственников исчезнут и их место займут высотки, как для жилья, так и для служебного пользования. С экономической точки зрения, махалля невыгодна крупному мегаполису.
К примеру, если, условно говоря на 1 га земли размещается 35 частных домов и 150 жителей, то на этой же площади можно построить минимум 5 высоток и социальную инфраструктуру, рассчитанную на 1500-2000 жителей, в зависимости от этажности высоток. Разница ощутима и это выгодно государству.
В условиях урбанистической застройки города, понятие «махалля» теряет своё историческое содержание, а вместе с ним и культурное наследие. Как следствие, махалля трансформируется в некое локальное муниципальное образование.
Но есть ли перспективы сохранения и развития махаллей?
Работы в этом направлении ведутся. Уместно будет напомнить, что на 17-й Международной архитектурной выставке в Венеции – La Biennale di Venezia – был представлен первый Национальный павильон Узбекистана под названием «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь». Проект «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь» вызвал большой интерес у зрителей, а также со стороны международных экспертов и зарубежных СМИ.
В продолжение этого проекта Фондом был инициирован проект «Махаллинские истории» («Mahalla stories»), в рамках него была проведена серия образовательных инициатив, задачей которых было популяризация темы махалли на международном уровне.
В целом, махалля была воспринята международными экспертами как способ возрождения эко-архитектуры, метод сохранения современных городов от массовой урбанизации, а также сохранения социальных ценностей и общности.
Проектом предусматривается, что в Ташкенте появится новый туристический объект на базе махаллей Хастимом, Хофиз Кухаки, Абу Бакр Шоший, Куштут, Чигатой Дарвоза, Эски Шахар, Намуна, Гузарбоши, Хазрати Имам, Ачобод, Гуруч Арик, Корасарой, Хончорбог и Гулбазар, расположенных в Шайхантахурском и Алмазарском районах Ташкента. Здесь планируется сохранить традиционный образ жизни путем проведения реконструкционных и реставрационных работ.
В то же время, исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Гаяне Умерова отметила, что в приоритете развитие не туристической, а урбанистической части проекта. «Вопрос стоит, как мы можем сохранить махалли, дома в том состоянии, в котором они есть сегодня и фрагментарно законсервировать их, провести некоторую реставрацию дорог, помочь жителям махалли с инфраструктурой, с канализацией и так далее».
«Пока концепции сохранения махаллей нет. Это должно рассматриваться в увязке с концепцией развития города,» — добавила Гаяне Умерова.
Каким будет будущее махалли? Отчасти на этот вопрос ответил заместитель хокима Ташкента по вопросам инвестиций, инноваций, развития промышленности и туризма Шароф Рахманов, сказав, что хокимият учитывает эти вопросы при планировании развития города. По его словам, Ташкент расширится на 8 тысяч гектаров и, соответственно, увеличится количество махаллей, входящих в город, которых сегодня насчитывается 575.
«Мы привлекали местных и международных экспертов. Хотели понять, как город должен выглядеть и, что для этого нужно сделать. С учетом всех мнений, начали выстраивать план по возрождению и сохранению наших традиционных ценностей», — отметил Шароф Рахманов.
Авторы проекта «Махаллинские истории» («Mahalla stories») безусловно найдут ответ на вопрос о будущем махалли. Но при этом, они должны учитывать, что махалля – это уникальное социальное образование. Это уютные улочки с деревьями и арыками, глиняные дворики с фруктовыми деревьями, где живут отзывчивые и дружелюбные люди.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
Не стоит подменять понятие махалли, как территории частных одноэтажных (как было раньше) домов, с таким понятием, как махалля во главе с махкомами, про ненужность которых уже писать набило оскомину. Пусть уж успокоятся эти горе-реформаторы-градостроители на предмет урбанизации города: Генплана города нет, рассуждают математическими подходами, что вместо стольки то махаллинских домов будут построены многоэтажки. Сети старые, инфраструктура минимальная, транспорт уже в тупике, а всё туда же-забить город очередными застройками. Если уж любите западные стандарты, то посетите одноэтажную Америку, где сити-мити находятся за городом. Есть уже решение президента-не строить в городе. Надо понимать, что это в пику этому решению? А истории, конечно,трудно хранить и сохранить.
Реорганизовать махалли в ЖЭКи!