back to top
10.3 C
Узбекистан
Вторник, 5 ноября, 2024

Махалля (квартальная община) как уникальный образец мирного сосуществования различных религий в Узбекистане

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,010ПодписчикиПодписаться

1 часть.   Краткий экскурс в Историю Махалли.

   История формирования махали как уникального социального организма и части городского конгломерата уходит в древность и глубину веков. Само слово «махала» арабское и переводится как «привал» или «стан». Хотя слова с похожим переводом и звучанием есть и в других языках народов Востока.  Махалля как определенная часть города существует почти во всех мусульманских странах, и Узбекистан не является исключением в этом плане. В раннем средневековье в городах Средней Азии махалля выполняла функции местного самоуправления в крупных и маленьких городах.  
 

Руководителями махаллей обычно были местные жители — старейшины, которых называли аксакалами. В средневековье махалля несла и религиозную функцию, так как на ее территории была расположена мечеть, которая играла важную роль и считалась местным религиозным центром для жителей махалли.
По некоторым данным границей махали считались те территории, куда не проникал голос муэдзина, призывавшего на молитву с мембара местной мечети. Центром общения в махалле была и остается чойхона — мужской клуб, в котором мужчины собираются на гап  для общения. Слово «чойхона» дословно переводится как «комната для чая».

Махалля — это социальный институт, члены которого соблюдали строгую культуру в общении, прежде всего в нее входило уважение к старшим и образованным жителям, участие в добровольных работах, направленных на улучшение жизни махали, такие работы назывались «хашаром».  Махалля имела свои собственные правила человеческого общежития, один из них — «шафат» — огородить от «чужих». Если кто-то из жителей махалли хотел продать свой дом, он, прежде всего, предлагал продать этот дом своим родственникам, затем, в случае отказа, своим соседям по забору, а далее жителям махалля. Без соблюдения вышеуказанной субординации хозяин не имел права продать свой дом «чужим». Этот закон препятствовал попаданию посторонних в махалля. 

Подобные традиции воспитывали, у жителей махали чувство взаимопомощи и любви к так называемой «малой Родине».

В условиях Средней Азии махалли формировались в некоторых случаях с учетом профессиональных занятий жителей махалли, например, в Самарканде были известны махали Купалон – гончары или махалли Зарагарон – ювелиры. Такие же примеры можно найти и в других городах Средней Азии.

Махалли были многонациональны, и в них проживали представители различных национальностей: узбеки, таджики, уйгуры, казахи и представители других национальностей и народов.

В средневековье господствующей религией в Средней Азии был Ислам, однако махалли в городах Средней Азии имеют уникальный опыт мирного соседства и сосуществования различных религий. Пример этого — компактное проживание в Бухаре бухарских евреев, иудеев по вероисповеданию.

Имеется мнение, что бухарские евреи живут в Бухаре с VII-VI века до н.э. Существует легенда, что потомки евреев в 722 году до нашей эры были выселены ассирийцами из Израильского царства в местность Хадор, отождествляемой у бухарских евреев с Бухарой.

В период до 1917 года в Бухаре действовало около 13 синагог. Мирное сосуществование представителей различных народов и религий зафиксировано во множестве исторических источников, этот факт  находит свое отражение и в архитектуре городов Средней Азии. В Бухаре расположено старейшее еврейское кладбище в Средней Азии. Этот факт доказывает нам, что отправление иудейского культа не встречало сопротивления мусульманских властей, богослужения в синагогах проводились без ограничений и в период Ханств, где господствующей религией был Ислам.

Таким образом, история махалли как социального института мирного проживания горожан накопила известный опыт толерантного сосуществования различных народов, культур и вероисповеданий.

После завоевания Царской Россией Средней Азии, в городах, ставших административными центрами Туркестанского Генерал-губернаторства, влияние махаллей несколько уменьшилось. Города стали разделяться на Новые города и так называемые старые города по месту жительства местного населения и пришлого: офицеров, чиновников, техников, сотрудников администрации и т.д.

После октябрьского переворота 1917 года и утверждения Советской власти, махалля не канула в лету как пережиток прошлого: новые власти поставили этот уникальный социальный институт под свой контроль.

Центр общения чойхона была во многих местах переименована в «Красную чойхону» и служила местом распространения коммунистической идеологии, многие мечети были разрушены, но махалля, хотя и в урезанном виде, продолжала жить. Махаллями в период СССР было принято называть части города, застроенные частными или так называемыми плановыми домами, множество многоэтажек, появившихся в период индустриализации, в махали не входили. Махаллинские комитеты стояли на страже советского строя.

Новая история махалли  и возрождение махалли началось после обретения Независимости Республикой Узбекистан 1 сентября 1991 года. Возрождение национальных традиций и обычаев, истории, рост национального самосознания затронул и процесс возрождения махалли.

Махалля получила официальный юридический статус, закрепленный в Конституции, махалля стала органом местного самоуправления граждан и была наделена властными полномочиями, получила возможность решать социальные проблемы на местах. Был принят «Закон о местном самоуправлении» и «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников».

Наиболее активный толчок развитию махалли был дан после всенародного избрания Президента Мирзиеева. Президентом Мирзиеевым был принят Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» от 3 февраля 2017 года, который дал начало новому этапу в развитии деятельности данной системы; в настоящее время институт махалли активно развивается в соответствии с требованиями времени.

Институт махалли на современном этапе рассматривается как уникальный исторический опыт построения гражданского общества в Средней Азии.


2 часть. Особенности махалли как квартальной общины в плане    толерантности в разрезе совместного соблюдения обычаев, традиций. 

Бывший советский период оставил после себя неизгладимое наследие в виде многонационального народа Независимого Узбекистана. По утверждению ряда источников, в Узбекистане проживают представители около 140 национальностей. Все народы проживают в махаллях. Сегодня около 10 тысяч действующих в нашей стране сходов (махаллей) граждан успешно выполняют более 30 социально и экономически значимых задач, ранее осуществлявшихся органами государственной власти на местах.

Смешение народов, культур, религий наложило свой отпечаток на махалли городов Узбекистана, большинство махаллей многонациональны по своему составу и также многоконфессиональны.


Мирное сосуществование представителей различных религий, взаимообогащение культур – это реальность сегодняшнего Узбекистана.

На территории махаллей  городов Узбекистана расположены различные религиозные культовые сооружения, принадлежащие разным религиям. Все они сохраняются не только государством и законом, но и жителями махалли.

Различные народы, переселяясь на землю Узбекистана, приносили не только свою культуру, традиции, но и религию. Поэтому на территории узбекских махаллей расположены различные культовые сооружения — храмы, синагоги, кладбища и иные, служащие отправлению культа, здания, многие из которых за давностью лет стали архитектурными памятниками и охраняются государством.

Пример — синагога бухарских евреев в Бухаре, еврейские, русские кладбища в различных городах Узбекистана, часовня в махалле «Камолон» в Ташкенте, воздвигнутая в честь погибших при штурме Ташкента солдат Царской Армии, различные Церкви, дома молитвы, храмы и т.д.

Все вышеуказанные сооружения расположены в махаллях городов Узбекистана и бережно охраняются не только законами Узбекистана, но и жителями близлежащих махаллей. Так как махалли многонациональны по своему составу, то похороны, свадьбы, национальные праздники, дни рождения проводятся в соответствии с религиозными канонами многонационального народа Узбекистана. Нередко на поминках, похоронах, свадьбах участвуют представители различных народов, и религий – это укрепляет взаимное доверие и повышает уровень толерантности в обществе и в стране в целом. В махаллях нет религиозных различий ни в горестях, ни в радостях, и свадьбы и похороны проводятся всеми членами махалли вне зависимости от вероисповедания и национальности. Также в махалле хранятся специальные обрядовые инструменты, с помощью которых хоронят мусульман – это носилки, в которых умерших переносят на кладбища.

3 часть. Взаимодействие и социальные аспекты, хашар, защита территории, общение.

Махалля как социальный институт гражданского общежития представителей различных религий выработала уникальные механизмы толерантности и мирного сосуществования различных конфессий, которые зачастую выходят за рамки просто мирного сосуществования и носят характер прямой взаимопомощи. В махаллях проводятся хашары – это добровольная трудовая помощь членов махалли при строительстве дома или при ремонте, там, где требуется физическая сила и нужны крепкие руки.

В качестве примера проявления толерантности и работы социальных механизмов махалли – хашаров можно привести акцию по уборке еврейского кладбища в Ташкенте. 8 февраля 2021 года жители различных махаллей собрались на хашар и привели в порядок еврейское кладбище, убрав там сорняки, помыв памятники и в целом облагородив территорию еврейского кладбища города Ташкента. В хашаре участвовали люди различных национальностей и вероисповеданий, разных возрастных групп и разных социальных слоев.

Как отметил Фуркат Махмудходжаев, Начальник управления по поддержке махалли и семьи города Ташкента: « Махалля объединяет всех людей вне зависимости от вероисповедания и национальности, в этом уникальное сочетание, идущее из глубокой древности. На современном этапе к махалле предъявляются новые требования. Махалля должна объединять не на словах, а на деле. Поэтому родилась идея провести хашар на кладбищах различных народов нашей страны. Хашар на кладбищах может реально объединить людей и заставить их задуматься о вечном, служить делу укрепления толерантности в обществе и росту авторитета махалли в стране. Мы планируем проводить подобные мероприятия систематически».

Феруза Арипова, председатель Махалли имени Абдуллы Каххара во время проведения хашара на еврейском кладбище высказала свое мнение:
«Жители нашей махалли участвуют в хашаре добровольно с чувством высокой ответственности. Узбекистан – это толерантное государство. Я проживаю в махалле «Абдулла Каххара», где ранее проживало много бухарских евреев. Сейчас в нашей махалле расположено посольство Израиля, мы дружим с Послом Израиля в Узбекистане. Мы поддерживаем отношения с жителями нашей махалли, уехавшими за границу. Хашар, проводимый нами на еврейском кладбище – это добровольное дело жителей нашей махалли, которые знают и чувствуют, что такое толерантность не на словах, а на деле«.


Махалля не только помогает своим членам с помощью хашара и поддерживает связи в том числе и с покинувшими ее жителями, но и осуществляет совместную защиту территории. В качестве примера приводим историю ветерана, жительницы Ташкента, которая столкнулась с попыткой незаконного рейдерского захвата ее дома и с помощью махалли, ее членов смогла отстоять свои права.

Антонина Семеновна Бирюкова, 1937 года рождения, жительница города Ташкента махалли имени ОлимаХужаева. Проживает в этой махалле с 1965 года, коттедж был построен ею лично вместе с родственниками именно в эти годы.

Дом коттеджного типа, он разделен на квартиры, в которых на первом этаже живут одни собственники, а на вторых этажах — другие, входы раздельные, и к каждой квартире прилагается участок земли. Еще в советские времена этот дом принадлежал собственникам по принципу личной собственности, то есть не был государственным. Однако, скупив большую часть дома, застройщик – предприниматель стал нагло разрушать этот дом без согласия Антонины Семеновны, при этом предлагая ей мизерную компенсацию, не соответствующую рыночной стоимости ее квартиры. Когда жители махалли имени Олима Хужаева узнали об этом, то на собрании жителей близлежащих домов было принято решение оказать всемерную помощь Антонине Семеновне, сработал социальный «механизм» защиты члена махалли и территории. 

Махалля им. «Олим Хужаева» многонациональна по своему составу, и соответственно также многоконфессиональна. Несмотря на это, все члены жители махалли проявили единодушие и смогли остановить рейдерский захват чужой собственности, невзирая на религию. Различные жители махалли вместе писали коллективные заявления в правоохранительные органы, в органы государственной власти, участвовали в совместных встречах с Хокимиатом и представителями застройщика, а однажды буквально «отогнали» группу рабочих, которые по приказу застройщика пытались разрушить дом.

В итоге членам махалли удалось отстоять дом ветерана, органы государственной власти признали действия застройщика незаконными. Однако при этом возник другой вопрос: часть дома оказалась разрушенной, выломаны рамы окон, разрушена система отопления, в таком доме зимовать ветерану было бы опасно.

И здесь махалля проявила настойчивость: благодаря просьбам жителей махалли, Хокимиат, в лице начальника 4-сектора Ходжиакбара, приготовил дом ветерана к зимовке. Таким образом, махалля и здесь проявила себя как социальный институт, невзирая на национальности и вероисповедания работал социальный механизм самозащиты территории и члена-жителя махалли, удалось отстоять права и имущество ветерана.

Современная узбекская махалля работает как настоящая школа демократии, и воспитания толерантности, проявляя примеры дружбы народов, которые неизвестны во многих странах. Аксакалы махалли осведомлены о состоянии, успехах и проблемах каждой семьи, что-то утаить в махалле — сложное дело. 

Узбекская махалля — общий дом, где проживают представители различных национальностей и вероисповеданий. Межнациональное и межрелигиозное  согласие в сходах граждан, дальнейшее усиление дружбы и толерантности, сплоченности и взаимоуважения имеют важное значение для укрепления независимости и повышения авторитета Узбекистана на международной арене.

Ринат САГИТОВ

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Так красиво написано, что очень захотелось чтобы nur.uz осветила «помощь махали» в городе Красногорске бабушке, которую избили и расследовали почему НИКОГО не наказали за убийство её сына? Но это же некрасивые картинки, да?

  2. Красиво написано, согласна. А вот посетите ка махалли, к которым относятся старые бывшие общежития, картина совсем другая. Там сплошная пыль, грязь, старые деревянные коридоры, очень много приезжих семей с невоспитанными детьми и студентов, А помощи пожилым и малообеспеченным, матерям одиночкам никакой, Эти общежития нужно отреставрировать и отдать студентам. А жителей общежития переселять в новостройки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Банки Узбекистана берут курс на дистанционное обслуживание

Банки Узбекистана активно развивают дистанционные каналы обслуживания: за пять лет число их пользователей выросло почти впятеро, утверждает исследовательский портал...

Больше похожих статей