Анализом этого вопроса занялись аналитики ЦЭИР. Из предоставленной информации выяснилось, что для Узбекистана рынки стран ЦА являются основными для экспорта отдельных видов готовой продукции.
По итогам 2020 года в страны ЦА было поставлено:
сельхозпродукции на 454 млн. долл. или 45% от общего экспорта;
текстильной продукции на 365 млн. долл. или 20% от общего экспорта данного вида продукции.
В страны ЦА, преимущественно в Казахстан, было экспортировано легковых автомобилей почти на 150 млн. долл. или более 85% от всего экспорта.
В страны ЦА поставляется также около 20% экспортируемой Узбекистаном электротехнической продукции.
По отдельным товарным позициям бытовой техники, продукция узбекских производителей занимает основную часть рынка стран региона.
В 2020 году доля продукции узбекской компании «Artel» на рынке стиральных полуавтоматических машин в Казахстане и Кыргызстане достигла 50%, в Таджикистане — 70%, по кухонным плитам доля в Казахстане — 65%, в Кыргызстане — 20%, по водонагревателям доля в Таджикистане — 58%, в Казахстане — 37%.
Узбекистан с каждой из стран ЦА подписал Соглашения, предусматривающие установление режима свободной торговли.
Данные соглашения имеют приложения – протоколы с перечнями товарных позиций, подлежащих изъятию из режима свободной торговли.
Для наращивания объемов взаимной торговли между странами ЦА нужно двигаться в направлении сокращения или полного исключения изъятий, а также мотивировать экспортеров расширять взаимную торговлю, убеждены эксперты ЦЭИР.