Чтобы ответить на эти и другие вопросы, Центральный банк Узбекистана привлёк генерального менеджера Mastercard по Центральной Азии – Рафала Трэпка и риск менеджера Mastercard – Евгения Балезина.
– На сегодняшний день как развивается сотрудничество между банковским рынком Узбекистана и платёжной системой Mastercard?
Рафал Трэпка – генеральный менеджер Mastercard по Центральной Азии:
– В последние годы темпы нашего сотрудничества ускорились, становится всё больше банков Узбекистана, выпускающих карты Mastercard для различных сегментов населения.
Мы успешно произвели запуск кобейджинговых карт HUMO и UzCard. Первые такие карты начали выпускать Asaka bank и Anor bank, в скором времени к этим проектам присоединятся и другие банки.
Мы также работаем и над приёмом карт в стране, почти 400 тысяч POS-терминалы и 6,5 тысяч банкоматов в Узбекистане принимают Mastercard. Отдельно отмечу, что совсем недавно мы завершили сертификацию первых бесконтактных банкоматов в стране, и теперь любой держатель карты Mastercard может снять деньги, прикладывая, а не вставляя карту в банкомат, и, я надеюсь, в будущем это получится сделать уже с помощью токена в телефоне.
Зачем нужна эта технология? – это в первую очередь безопасность, как для банка, так и для держателя карт и, конечно, удобство.
– Какие меры безопасности нужно предпринять, чтобы не стать жертвой мошенников?
Евгений Балезин, риск менеджер Mastercard:
– Важно быть информированным и нужно быть внимательным. Обращать внимание, кто и с какими вопросами к вам обращается. Мошенники очень грамотные, к сожалению, чаще грамотнее держателей карт, поэтому нужно всегда быть на чеку.
Чтобы не стать жертвой мошенников, запомните, банк никогда не будет спрашивать те данные, которые ему заведомо известны, никогда не спросит PIN-код, одноразовый пароль, CVC2 – это защитный код проверки подлинности для карт Mastercard.
Ни в коем случае не делитесь в социальных сетях своими персональными и платёжными данными, в целом рекомендую поменьше публиковать личную информацию в своём профиле. Мошенники могут тщательно изучить ваши данные, и в последующем использовать полученную информацию против вас.
Никому не сообщайте ваш PIN-код, не озвучивайте его кассирам, не передавайте кому-либо одноразовые пароли, чаще проверяйте баланс на карте, подключите SMS-информирование, установите надёжный пароль.
Помните, карта – это ваш кошелёк, но в тоже время между ними есть отличие. Если кошелёк с наличными потерян, то существует большая вероятность его не найти, исключения составляют лишь редкие случаи. В ситуации же с картой, есть возможность отследить, как произошла кража и в частных случаях – вернуть свои средства.
И ещё раз повторюсь – нельзя ни с кем делиться персональными платёжными данными, только тогда вы не попадётесь на уловки мошенников.
– Какие мошеннические схемы популярны в мировом масштабе и в частности, в регионах Центральной Азии?
Евгений Балезин, риск менеджер Mastercard:
– На первом месте сейчас стоит социальная инженерия – психологическое воздействие на человека с целью выманить персональные данные либо в моменте общения сразу совершить кражу средств.
Поле деятельности мошенников – это поддельные сайты, страницы денежных переводов, также ими активно освоены площадки маркетплейсов и соцсетей.
Мошенники подталкивают держателей карт к импульсивным действиям, то есть принять необдуманное решение прямо здесь и сейчас. Ключевые фразы: быстро, только для вас, только в ближайшие несколько минут – иными словами человека искусственно ставят в ситуацию спешки, когда ему некогда подумать. В таких случаях нужно брать паузу, прежде чем переходить к каким-то действиям. Зачастую к ним не стоит переходить вовсе. Это может быть на самом деле не ваш друг/родственник, который просит о помощи, в большинстве случаев это мошенник.
– Как оцениваете развитие платёжной инфраструктуры в Узбекистане?
Рафал Трэпка – генеральный менеджер Mastercard по Центральной Азии:
– На протяжении последних лет мы видим значительный рост, но в тоже время ощущаем и высокий потенциал развития рынка. С большой скоростью увеличивается количество терминалов, запускаются решения Soft POS, когда телефон на Android превращается в POS-терминал. Отдельно отмечу то, что становится больше именно бесконтактных POS-терминалов. Это свидетельствует о переходе на новый этап.
Держателям карт стало легче получать и отправлять деньги, мы видим рост получения в нашей системе мгновенных переводов на карты Mastercard. Начинает развиваться электронная коммерция – безопасная покупка товаров и услуг в Интернет, что несомненно важный индикатор развития платёжной инфраструктуры.