back to top
8.3 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

«Человек, оставшийся в наших сердцах»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Всегда приятно писать о хороших людях. Но и ответственно, потому что о всякой крупной личности могут иметь своё собственное мнение десятки, сотни и более людей, знавших того или иного значимого деятеля по работе и непосредственному общению.

Хочу сразу же оговорить, что лично у меня такого близкого общения с героем данной публикации практически не было. Но мне довелось не только часто разговаривать и вспоминать с теми, кто работал вместе с ним, но и прочитать книгу, изданную по тем названием, что использовал я в заголовке данного материала.

В этой мемуарном фолианте опубликовано 36 статей, авторами которых, к примеру, являются такие заметные фигуры, как Рим Абдулович Гиниятуллин, бывший заместитель Премьер-министра Узбекистана, ранее – министр мелиорации и водного хозяйства, заместитель председателя Госплана и Госагропрома республики, бывший также председатель Исполкома Международного фонда спасения Арала, или Виктор Абрамович Духовный, также «Залуженный ирригатор Узбекистана», доктор технических наук, профессора, Лауреат Государственной премии Беруни  и Первой Всемирной премии по дренажу и ирригации, или же Дамир Салихович Ядгаров, бывший Председатель Совета Министров Каракалпакии, а в 90-е годы хоким Бухарской области.

Все они оставили большой и добрый след в истории развития нашей республики, все они имеют право судить о своих коллегах, к числу которых, к счастью, относится персонаж предлагаемого вам материала. Не буду дальше тянуть – его звали Эркин Турсунович Турсунов – крупный организатор водохозяйственной системы, видный государственный деятель Узбекистана.

Расскажу о нём поподробнее. Родился он 13 апреля 1941 года, в семье рабочего железной дороги, в селе Сарыагач Чимкентской области. Его  отец и мать были достаточно образованными людьми: умели читать и писать арабскими буквами, а затем самостоятельно выучили кириллицу. Эркин учился в местной школе, преподавателями которой были жёны офицеров из соседствующей воинской части. Наверное, строгая система обучения благотворно сказалась на отношении мальчика к усвоению знаний правилам поведения. Во всяком случае, он прилежно учился, был старостой в классе, а затем был избран председателем ученического совета школы.

После её окончания, Эркин поступил в Институт ирригации, мелиорации и механизации сельского хозяйства в Ташкенте (ТИИМСХ), что предупредило его трудовую судьбу. Проработав недолгое время научным сотрудником института им. Р.Р.Шредера, он перешёл в систему Министерства водного хозяйства, где проявил себя грамотным и инициативным специалистом, назначался старшим инженером Главзарубежстроя, начальником отдела, руководителем управления оборудования, избирался председателем профкома всего коллектива.

Его способности и старательность не остались незамеченными, и в возрасте 27 лет он был утверждён инструктором, а затем заместителем заведующего отделом водного хозяйства ЦК КП Уз. Надо иметь в виду, что издавна проблема воды наиболее остро стояла в Средней Азии и для решения их требовались высокообразованные специалисты, умеющие мыслить масштабно и целеустремлённо.  

В 1975 году по инициативе М.Я.Буреша  Э.Турсунов назначается начальником Каршистроя и переезжает в главный город Кашкадарьинской области. Через некоторое время его переводят заместителем начальника  Главсредазирсовхозстроя – крупнейшего в СССР. Повсюду Эркин Турсунович проявляет должную принципиальность, умение гибко и настойчиво добиваться решения поставленных задач. Видимо, именно эти качества понадобились руководству республики, когда  оно сочло нужным назначить его Постоянным Представителем (постпредом) Совета Министров Узбекистана при Совете Министров СССР.

На этом посту Турсунову приходилось решать чрезвычайно важные и сложные вопросы двусторонних отношений. И не только – мало кто помнит, что во многом благодаря нашему Постпреду были построены в Москве здание Посольства Узбекистана и Гостиница при нём. На зависть другим республикам, командированным из Узбекистана, теперь было где остановиться без очередей и унижений, добиваясь хоть какого-нибудь места на поселение в гостевых домах.

Конечно, сказался и авторитет Шарафа Рашидовича Рашидова, его личные связи с председателем Мосгорисполкома В.В.Промысловым, чтобы в обход Госплана и Госстроя страны практически решить множество задач. Даже рабочих и материалы для строительства приходилось возить из Узбекистана и Новгорода, где во исполнение Постановления Союзных органов по оказанию помощи Нечерноземью  продуктивно работал созданный трест «Узновгородстрой». У него было 9 ПМК и автобаза из 300 автомашин. Количество работающих из Узбекистана достигало до 3500 человек. А принято говорить, что только Союз помогал Узбекистану!

Э.Турсунов успешно решал и множество подготовительных вопросов по реализации глобального плана переброски части (всего лишь 0,3 % годового стока) сибирских рек в Среднюю Азию. Прямо скажем, что орошаемые земли в Узбекистане были необходимы не только для увеличения производства хлопка и другой сельхоз продукции, но и для расширения жизненного пространства в Сибири и во всей Центральной Азии.

О благородстве и порядочности Э.Турсунова свидетельствует любопытный факт – в 1986 году, когда даже имя Рашидова опасно было произносить, наш герой совместно с Гиниятуллином сохранили памятник Рашидову от переплавки, спрятав его  в бытовом шлаке с согласия директора завода ЦБСРПП (сейчас Сувмаш) Игоря Александровича Пророкова. А созданной комиссии был предъявлен пробный экземпляр памятника, который и был уничтожен к вящему удовлетворению московских «десантников». В 1992 г. настоящий бюст был установлен на прежнее место у Дворца приёмов МИД страны.

Между тем, в марте 1990 Турсунова избирают первым секретарём Джизакского обкома партии, а через два года — Хокимом этой области.  И на этих нелёгких постах Эркин Турсунович работал честно, не желая делать удобные приписки, хотя для победного рапорта оставалось всего 0, 9 % в 1991 году  и 2,8 % — в 1992 году. Тогдашний руководитель страны выразил резкое недовольство, но Хоким был непоколебим. В итоге вначале 1993 года его освободили от занимаемой должности. На этом, собственно, его трудовая карьера и завершилась. Все, знавшие его по работе, глубоко сожалели. Но он не жаловался, не роптал, не хныкал.

О его человеческих качествах говорят многие: «Эркин сразу обволакивал собеседника своим добрым благорасположением, которое как бы взывало к себе: «Я такой же, как и ты, я работяга, а не чиновник и тебе нечего меня остерегаться!» Любили его подчинённые за спокойный нрав, заботу о людях, умение руководить без брани и угроз. Для нас – это большая редкость.

Такими же простыми, скромными  и умными были и есть его супруга Мунаввар Иминовна, их дети Равшан, Яркин, Малика, Мадина и Джамиля. Все дети весьма полезно трудятся во благо нашей Родины. Жизнь продолжается…

А.Ходжаев

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Туризм на Шелковом пути» – новые возможности для развития отрасли. Видео

21 ноября начала работу 29-я Ташкентская международная туристическая ярмарка-2024 «Туризм на Шелковом пути» Это яркое мероприятие проводится в нашей столице...

Больше похожих статей