back to top
3.8 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Андрей

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

«Абдулов Андрей Искандерович (12.12.1958–2.12.2020) родился в Ташкенте, в семье архитекторов. В 1976 году поступил в ТТХИ имени А.Н. Островского, окончил его в 1981 году по специальности “декоративно-прикладное искусство”».

…Говорят, что любой мужчина – это случайно выживший мальчик.

Они бывают разными, эти мальчишки, живущие в душе давно повзрослевших, солидных людей. Тот подросток, с которым так и не сумел проститься внутренне Андрей Абдулов, был ранимым, добрым, пытливым, бесшабашным, вечно рвущимся к приключениям… И – невероятно, безумно, очень красиво талантливым.

«Еще во время учебы в институте началось его сотрудничество с театром “Ильхом”, художником которого он был на протяжении многих лет. Андрей – автор большинства афиш и буклетов, в том числе логотипа театра; ему принадлежит дизайн книги Марка Вайля “Неизвестный известный “Ильхом”…»

Автор логотипа театра «Ильхом», «визитной карточки» столицы Узбекистана!.. Уже одного этого, вероятно, было бы достаточно, чтобы имя художника осталось в летописи искусства Узбекистана. А Андрей, сын замечательного архитектора Искандера Оскаровича Абдулова, автора таких знаковых зданий в Ташкенте, как Музей искусств и нынешний Музей истории, – кажется, всегда ощущал себя «идущим следом», тянулся до планки, заданной именем отца…

«Работы художника и книжного дизайнера Андрея Абдулова отличают изысканность и деликатность… Это никогда не штампы, столь частые в дизайне, но неизменно – индивидуальный подход к теме, выверенное цветовое и графическое решение…»

Нет, он не повторил в таланте своего отца. Он никого и ни в чем не повторял. Слишком уникален был его собственный дар, проявлявшийся во всем – были ли то оформленные им великолепные книги в суперобложках или скромные этикетки для консервов, с дизайна которых начиналась его карьера художника и каждая из которых тоже была, без преувеличения, настоящим шедевром.

«В 1995 году начал работать в фирме по разработке дизайна полиграфической продукции с Владимиром Молгачевым и Наби Утарбековым».

Результатом этого творческого сотрудничества, продлившегося на многие годы, стали необыкновенной красоты и высочайшей полиграфической культуры издания, среди которых со временем появились и очень серьезные, что называется – «высокие» заказы, в том числе от Национального банка Узбекистана, для которого он создавал фронтисписы каталогов монет, и аппарата Президента.

«…Книга о Ташкенте, оформленная им для хокимията столицы, получила высокую оценку общественности и руководителей города и республики. Книги о И.А. Каримове, в создании которых принимал участие А. Абдулов, показали первого президента Узбекистана не только выдающимся руководителем, но и просто человеком в кругу семьи и близких…

…По итогам “Top Art”, ежегодно проводимого Министерством культуры совместно с Академией художеств Узбекистана, Андрей Абдулов назван лучшим дизайнером 2012 года».

Обо всех этих лестных оценках, свидетельствах признания его труда и таланта можно было прочитать в прессе, узнать из отзывов искусствоведов, – но только не от него самого. Меньше всего Андрей умел говорить о себе, а когда приходилось – в его взгляде читалось не довольство собой, а… словно угадывался тот самый слегка застенчивый мальчишка.

«В 2007 году Андрей Искандерович становится ведущим художником-дизайнером OOOMedia Land”, выпускавшего книги по искусству, каталоги произведений выдающихся художников Узбекистана, таких как Джавлон Умарбеков, Баходир Джалалов и Акмаль Нур. За эти годы Абдуловым выполнено множество работ для Академии художеств Узбекистана, в частности дизайнерское оформление антологий живописи и скульптуры…»

Он применял необычные по тем временам технологии печати на кальке и выборочное лакирование. Андрея тяготил любой официоз и необходимость считаться с конъюнктурой, и как-то ему удавалось соединить почти несоединимое: даже выполняя заказы, подразумевающие некую заданность формы и следование принятым стандартам, он создавал издания, по яркой оригинальности, дерзости идей и полету фантазии не сравнимые, пожалуй, ни с одним образцом полиграфической продукции тех лет. 

«Человек – это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а атмосфера, которая создается в его присутствии. Вот что является свидетельством. Ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его сущности». (Суфийская мудрость)

Еще один талант был у Андрея – поразительный, редчайший талант дружбы. Его беззаветная верность дружбе, его представление о чести – прямо-таки рыцарского, этакого мушкетерского толка! – были почти недосягаемым образцом для всех, кто входил в его круг, гостил в его доме, бывал в его мастерской, влюблялся в его веселый и легкий нрав, восхищался его неподражаемым юмором, ценил его самоиронию, слушал его гитару… 

«В течение многих лет Андрей Абдулов был участником музыкальных групп “Дилижанс” и “United”. Выступал на фестивалях бардовской песни. В последнее время аранжировал и записывал свои старые песни…»

О, Абдулов и музыка!.. Вот когда вспыхивал его взгляд настоящим мальчишеским азартом. Умные, «зрячие» руки, умеющие из всего на свете творить красоту, брали гитару – и она становилась продолжением его существа!.. Музыке, может быть, самой большой своей любви, он буквально принадлежал. «Чиланзарский блюз», «Бег по кругу», «Блюз дождя» – сегодня уже его старые друзья передают эти песни своим детям…

«В 2020 году принят на должность старшего научного сотрудника Дирекции художественных выставок».

…Это оказалось его последнее место работы.

Андрей, Андрей… Сколько же ярчайших, завидной насыщенности жизней прожил ты, совсем чуть-чуть не дожив до своих 62 лет?..

…Его дочь, Ольга, стала архитектором. Сын Антон сегодня работает в должности старшего научного сотрудника Дирекции художественных выставок, – место его отца не осталось пустым. По-прежнему в рабочем кабинете Андрея россыпью ярких драгоценностей радуют глаз изданные с его участием, его вкусом и талантом книги; в квартире и в мастерской все так же дышит творчеством, – об этом заботится Таня, любимая жена, верный многолетний друг. Внуку Ромочке показывают издания, оформленные дедом, и малыш с интересом рассматривает картинки…

«…Сбежала дрожь по медленным смычкам.
 Поднялся зал, восторгом освещенный.
 …Тот мальчик спит, доверенный сверчкам, –
 Всё пережив и, может быть, прощенный». 

Говорят, что Бог сохраняет всё. И поэтому так важно, так бесценно важно – чтобы было что сохранять. В случае Андрея Абдулова – это именно так.

Лейла Шахназарова.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Это такая горестная потеря для нашего искусства, талантливейшего художника, графика, сына моего учителя, друга замечательного архитектора И О Абдулова Высокой ражаю глубокие соболезнования семье

  2. Счёл своим долгом отметить светлой памятью замечательную семью Абдуловых, её старшее поколение. Мне довелось долгое время работать с Александром (Искандер), наши кульманы стояли рядом. Он был для меня старшим товарищем, наставником. Его жизненная позиция, осмысленное, сформированное понимание творческого процесса архитектора, во многом повлияла на меня. Когда его не стало, у меня теплилась надежда встретиться с его сыном Андреем. Но к большому сожалению не сложилось. С ощущением большой утраты пишу эти строки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Туризм на Шелковом пути» – новые возможности для развития отрасли. Видео

21 ноября начала работу 29-я Ташкентская международная туристическая ярмарка-2024 «Туризм на Шелковом пути» Это яркое мероприятие проводится в нашей столице...

Больше похожих статей