Уважаемые читатели, наверняка, приступая к чтению материалов о юбилярах, заранее предвкушают, что таковые, как правило, являются образцами не только высокого профессионализма, но и умения сотрудничать, обаяния, доброты и показного дружелюбия.
Действительно, чаще всего, такие персонажи, получившие широкое признание общественности, обладают набором замечательных человеческих качеств, за которые их повсеместно уважают и чтят, в том числе и в средствах массовой информации. Но герой данной публикации являет собой другой пример необычайности характера- прямого, порой резкого, бескомпромиссного, даже если проявлялся он в общении с непосредственными руководителями, от которых напрямую зависела его карьера.
Не буду дальше дразнить любопытство читателя (если, конечно, оно появилось!) и назову имя его. Это Акрам Курбанович Иргашев – крупнейший представитель и вожак строительства энергосистемы в Средней Азии, чей 90-летний юбилей на днях был отмечен в Ташкенте. К сожалению, не на официальном, государственном уровне, а его семьёй, друзьями, коллегами и учениками. Сам Акрам Курбанович сделал для них, да и для себя тоже, прекрасный подарок – он написал и издал мемуарную книгу «Созидательные и попутные ветры в энергоокеане». В ней выпукло отражены проблемы становления, формирования и развития энергетической системы Узбекистана, а также, разумеется, все этапы долгой, на редкость насыщенной и плодотворной жизни этого нестандартного человека.
Для несведущих вкратце поведаю о нём. Юбиляр родился 10 марта 1931 года в г. Карши Кашкадарьинской области. Высшее образование инженера-энергетика получил после завершения в 1955 году учёбы в Ленинградском политехническом институте им. Калинина. Далее он прошёл жизненную и трудовую школу от мастера-монтажника до 1-го заместителя Председателя Госплана, заместителя министра энергетики и электрификации и главное! -руководителя крупной специализированной организации — Государственного Ордена Трудового Красного Знамени строительно-монтажного треста «Узбекгидроэнергострой».
Под его руководством и при его непосредственном участии многотысячный, интернациональный, высококвалифицированный коллектив внёс неоценимый вклад в создание современной к тому времени, мощной и надёжной энергосистемы Узбекистана, включаюшей в себя такие объекты, как Ташкентская, Сырдарьинская, Ново-Ангренская, Тахиаташская, Талимарджанская, Ходжикентская и Газалкентская ГРЭС, комлексный Чарвакский гидроузел и другие объекты общей мощностью более 11 млн. кВт.
Одновременно он руководил сооружением уникального Тахиаташского гидротехнического узла, объектов Шуртанского газового комплекса с магистральным газопроводом протяжённостью более 600 км, что обеспечивало теплоснабжение природным газом стратегически важных энергетических объектов в Узбекистане и на строительстве Марыльской ГРЭС в Туркменистане.
Вместе с тепловыми и гидравлическими электрическими станциями этот трест создавал города и посёлки: Газалкент, Чарвак, Нурабад, Нуристан, Фархад, Ширин, Тахиаташ и др. Именно в тот период Узбекистан был единственной республикой в стране, в которой ежегодно вводился в строй новый энергоблок.
После землетрясения 1966 г. трест восстанавливал и строил новые объекты водо -, тепло — и энергоснабжения. К числу их можно отнести Кадырьинские водозаборные сооружения производительностью около 2-х млн. чистой питьевой воды в сутки, отопительные котельни общей мощностью около 3-х тысяч гигакалорий в час, что обеспечивало теплом и горячей водой свыше 30 млн. кв. жилой и административной площади в проходных коллекторах Ташкента протяжённостью более 120 км.м.
Авторитет Иргашева был столь велик, что, несмотря на спорное и даже независимое поведение, его избирали Депутатом Верховного Совета СССР и Узбекской ССР. Он получил звания «Почётного энергетика СССР», «Заслуженного энергетика Узбекистана», Лауреата премии Совета Министров СССР, награждался многими орденами и медалями. Человек высокообразованный и творческий, он находил время для научных изысканий, защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертации по техническим наукам.
Не надо быть скептиком, что бы выразить сомнение – как он мог добиться столь высоких достижений, если во многих партийных и начальствующих органах к нему было раздражённое отношение? Конечно, в принципиальных вопросах он всегда пользовался деловой поддержкой 1-го секретаря ЦК КП Уз. Шарафа Рашидовича Рашидова, министра энергетики страны Петра Степановича Непорожнего и, как следствие, министра энергетики республики Азиза Хакимовича Хамидова. Они понимали огромный организаторский талант и глубочайшее знание дела, которым он занимался. Такая конкретная помощь вдохновляла Иргашева и стимулировала к ещё большим свершениям и победам.
Кстати, в его книге красной нитью проводится мысль о редкостных качествах Шарафа Рашидовича, как руководителя, знающего все проблемы развивающейся республики, умеющего говорить с простыми людьми. Об этом свидетельствует эпизод, когда руководитель Узбекистана обратился к рабочим и специалистам, приехавшим из Москвы и других регионов страны для отвода туннеля в 1970 году, не уезжать, а остаться в республике, дабы принять участие в создании ташкентского метро.
Лично для меня стал особенно значимым случай, когда в 1974 году на заседании бюро ЦК партии после критического обвинения одного большого начальника в адрес Иргашева в том, что он выразил несогласие по срокам введения крупного объекта , Рашидов произнёс решающую фразу: «Следует нам всем понимать, что мы не всезнайки, что можем ошибаться и нам иногда надо прислушиваться к мнениям непосредственных исполнителей государственных поручений. Я считаю, там, где кончается спор, там кончается деловая жизнь». Поучительно. не так ли?
Многие начальники не желали прощать А.Иргашеву свободолюбивый дух, царствующий в подчинённых ему предприятиях и, как мне кажется, такое неприятие ощущается до сих пор. На этом фоне было очень заметным появление на юбилее Курбанова делегации Таджикистана и письменное обращение ветеранов Казахстана, благодарящих Акрама Курбановича за огромную помощь, оказанную им в своё время энергетикам этих и других республик.
Наверное, в статье по случаю юбилея, невозможно обойтись без указания на семейное положение восхваляемого героя, на то, как он сумел вырастить своих детей и внучат. Со своей прекрасной половиной, к сожалению, ныне покойной Розой Худайкуловной они взрастили замечательных сыновей и дочь, подаривших родителям чудесных внуков. Все они являют собой пример достойного поведения и ответственной работы на избранных ими трудовых участках. Пусть же они живут и работают так, чтобы со временем и о них были также написаны книги и воспоминания.
Закономерен вопрос – так ли всё это интересно для наших современников? Думаю, да, хотя бы для того, чтобы попытаться разобраться – почему такое энергетическое богатство республики ныне почти утрачено, почему в 90-е годы прошлого столетия и нулевые годы настоящего века осуществился «развал» этой крайне важной отрасли?
Слава Богу — только за последние 4 года стал претворяться процесс новой идеологии в энергетическом строительстве, основанной, в частности, на создании малых ГЭС. Появляется уверенность, что лучшие традиции энергостроителей Узбекистана будут подхвачены новыми поколениями энергетиков республики. Ведь без их последовательного и целеустремлённого труда в принципе не может быть подлинного движения к прогрессу. Помните –«плюс электрификация всей страны»?
Это нестареющая истина!
А.М.Ходжаев.
К сожалению, сейчас не приветствуется такой стиль поведения, а тем более профессионализм. Вместо дискуссий и споров по делу- ситуация,когда начальник всегда прав. Инициативы не приветствуются, от ответственности бегут или футболят. А такими людьми, как Акрам Курбанович, надо гордиться и их приводить в пример как в школах, так и в институтах, не говоря уже о Минэнерго. Главное, что его дело, через споры, противодействия, шло на благо людей. Есть что вспомнить и за что поблагодарить Человека.
Дай Бог крепкого здоровья этому человеку и счастливой и радостной жизни! Хотелось бы чтоб нынешний народ брал пример с такого потрясающего человека.