Продолжая тему сноса производственного комплекса ИП ООО «ALTROMARK», попавшего под снос в связи со
строительством наземной линии метрополитена, сообщаем о том, что предприятие получило предписание покинуть собственную территорию. А это наводит на грустные мысли о том, что вдохновляющие призывы Президента, направленные к иностранным инвесторам, никоим образом не влияют на реальное положение дел.
В первую очередь, это касается проблемы защиты прав инвестора от незаконных действий чиновников.
Как известно, законодательством Республики Узбекистан установлено, что снос недвижимости на изымаемом земельном участке до предварительного и полного возмещения убытков по рыночной стоимости не допускается, однако в действительности в случае с ИП ООО «ALTROMARK» все происходит иначе, то есть в нарушение всех нормативных актов.
Так, до настоящего времени не составлено соглашение между ИП ООО «ALTROMARK» — собственником и инициатором сноса (полагаем, что им является хокимият Ташкента) о виде, размере и сроках компенсации.
Более того, в отношении стоимости объекта сноса имеются три оценочных отчета, выполненных ООО «Hisob va biznes baholash» под одним номером и одной датой, но с указанием трех различных стоимостей объекта. Примечательно то, что ИП ООО «ALTROMARK» как Заказчик оценки, получил первоначальный оценочный отчет, а остальные оценочные отчеты с более низкой стоимостью объекта сноса были предоставлены ему в ходе судебных разбирательств.
И при таких грубых нарушениях законодательства Ташкентский межрайонный экономический суд удовлетворил иск ГУП «Центр по управлению муниципальными активами» при хокимияте Ташкента о выселении ИП ООО «ALTROMARK». Как говорится, собирай вещи и на выход.
Ташкентский городской экономический суд, несмотря на обоснованные и законные доводы представителей ИП ООО «ALTROMARK» о том, как можно требовать выселения, не решив вопроса о размере и виде компенсации, апелляционную жалобу ИП ООО «ALTROMARK» отклонил и оставил решение в силе.
ИП ООО «ALTROMARK» остается только надеяться на бескомпромиссность и компетентность судей Верховного суда Республики Узбекистан при рассмотрении его очередной жалобы и смотреть, как тяжелая строительная техника неумолимо подбирается к производственным корпусам, готовая по команде бесстрашных чиновников за считанные часы снести собственность иностранного инвестора, посмевшего стать на его пути.
Это пример рассмотрения одного из исков, поданных ГУП «Центр по управлению муниципальными активами» при хокимияте Ташкента против ИП ООО «ALTROMARK».
Ничем иным, как вопиющий пример беззакония, назвать сей факт, не представляется возможным.
По другим судебным тяжбам между ГУП «Центр по управлению муниципальными активами» при хокимияте Ташкента и ИП ООО «ALTROMARK» картина также нерадостная. Принятые в пользу ГУП «Центр по управлению муниципальными активами» при хокимияте Ташкента на решения судов первой инстанции подаются жалобы в установленном порядке, окончательных решений судом пока не принято. Думается, работы для суда при таких чиновниках – непочатый край.
Возникает вопрос, а как же оценщики, какова их роль в данной истории? Ответ известен заранее. По результатам проверки заявления директора ИП ООО «ALTROMARK», поданного в правоохранительные органы для привлечения к ответственности директора оценочной компании ООО «Hisob va biznes baholash» Палванову И.П., старший следователь СО ОВД-2 УКД ОВД Мирабадского района Ташкента Набералиев У.Ф. постановлением от 06.11.2020 г. отказал в возбуждении уголовного дела.
И получается, что Оценщик, подменивший оценочный отчет на другой, с более низкой стоимостью, а затем на третий «откорректированный», не несет никакой ответственности. Несмотря на то, что для Заказчика (ИП ООО «ALTROMARK») действия Оценщика повлекли негативные последствия
Конечно, ИП ООО «ALTROMARK», основываясь положениях действующего уголовного законодательство, обратился с жалобами в вышестоящие правоохранительные органы с просьбой провести тщательную проверку факта подлога и возбудить уголовное дело в отношении сотрудника ООО «Hisob va biznes baholash» Палвановой И.П.
К сожалению, пока виновные не наказаны.
Утраченное доверие инвесторов вернуть будет сложно, а скорее всего, уже невозможно.
Учитывая, что тема сноса в Ташкенте будет еще долго актуальной при таком размахе строительства, хочется верить в то, что, в конечном счете, справедливость и законность восторжествуют и ИП ООО «ALTROMARK», в числе других иностранных инвесторов, смогут подтвердить реальность реформ, проводимых Президентом.
А пока остается перечислять требования законов, нарушенных и нарушаемых в истории с ИП ООО «ALTROMARK».
Список внушительный…
Перечень норм, нарушенных/непримененных судом при вынесении решения о выселении:
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН от 31.10.1990 г. N 152-XII О СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН*
Статья 1. Право собственности 1. Право собственности в Республике Узбекистан признается и охраняется Законом.
Статья 7. Частная собственность. 2. Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Статья 33. Защита права собственности. Защита права собственности осуществляется судом.
Статья 34. Защита интересов собственника при прекращении его прав по основаниям, предусмотренным законом. 1. Прекращение права собственности в связи с решением об изъятии земельного участка, на котором находятся принадлежащие собственнику дом, иные строения, сооружения, насаждения, или иным решением государственного органа, не направленного непосредственно на изъятие имущества у собственника, допускается лишь в случаях и порядке, установленном законодательными актами Республики Узбекистан, с возмещением собственнику в полном объеме убытков, причиненных прекращением права собственности.При несогласии собственника решение, влекущее прекращение права собственности, не может быть осуществлено до разрешения спора судом. При рассмотрении спора решаются также все вопросы возмещения собственнику причиненных убытков.
- Указ Президента за № УП-5495 от 01.08.2018г. «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в РУ».
п.2 Определить, что с 1 сентября 2018 года: снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием.
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РУ.
Статья 37. Изъятие, выкуп земельного участка для государственных и общественных нужд. Изъятие земельного участка либо его части для государственных и общественных нужд производится при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем и арендатором — по решению соответственно хокима района, города, области либо по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан. При несогласии землевладельца, землепользователя и арендатора с решением соответственно хокима района, города, области либо решением Кабинета Министров Республики Узбекистан об изъятии земельного участка это решение может быть обжаловано в суд.
Изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд и предварительное согласование месторасположения объекта, а также оформление отвода земель производятся в порядке, устанавливаемом законодательством.
Выкуп земельного участка, находящегося в собственности юридических и физических лиц, в том числе иностранных, вместе с объектом торговли и сферы обслуживания либо жилым помещением и другим зданием или частью здания для государственных и общественных нужд производится по решению соответственно хокима района, города, области либо по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан с обеспечением гарантий, предусмотренных статьей 41 настоящего Кодекса.
Статья 41. Гарантии прав на земельные участки. Вмешательство в деятельность землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций, а также их должностных лиц запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Нарушенные права землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков подлежат восстановлению в порядке, предусматриваемом законодательством.
Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков (включая упущенную выгоду), подлежат возмещению в полном объеме.
Изъятие для государственных или общественных нужд земельных участков, предоставленных физическим лицам, может производиться после выделения по их желанию решением хокима района, города, области равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков (включая упущенную выгоду) согласно статье 86 настоящего Кодекса.
Статья 86. Возмещение убытков землевладельцам, землепользователям, арендаторам и собственникам земельных участков. Убытки, причиненные землевладельцам, землепользователям, арендаторам и собственникам земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду) в случаях: изъятия, выкупа или временного занятия земель.
- ПОЛОЖЕНИЕ о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд. Приложение к Постановлению КМ РУз от 29.05.2006 г. N 97.
2. Изъятие земельного участка либо его части (далее — земельный участок) для государственных и общественных нужд производится при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем и арендатором — по решению соответственно хокима района, города, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента либо по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.
При несогласии землевладельца, землепользователя и арендатора с решением соответственно хокима района, города, области либо решением Кабинета Министров Республики Узбекистан об изъятии земельного участка это решение может быть обжаловано в суд.
4. На основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента хокимы соответствующих районов (городов) выносят свое решение об изъятии земельного участка и сносе жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений.
Хокимияты соответствующих районов (городов) обязаны уведомить собственников жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений о принятом решении письменно под роспись не позднее, чем за шесть месяцев до начала сноса, с приложением к уведомлению копий соответствующих решений Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента об изъятии земельного участка, сносе жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений, расположенных на земельном участке.
8. Изъятие земельных участков осуществляется с условием предоставления следующих видов компенсации:
предоставление юридическим лицам равноценного имущества и возмещение иных понесенных убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд;
возмещение в полном объеме убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд;
перенос и восстановление на новом месте подлежащих сносу жилых домов, строений и сооружений, принадлежащих гражданам и юридическим лицам;
сооружение на новом месте жилых домов, строений и передача в собственность гражданам и юридическим лицам, а также возмещение убытков, причиненных собственникам в связи с изъятием земельного участка.
26. В случае изъятия земельного участка, на котором находятся жилые, производственные, иные строения, сооружения, насаждения, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности, ему предоставляется равноценное имущество и возмещаются в полном объеме понесенные убытки, причиненные изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд.
27. Компенсация убытков юридических лиц, причиненных изъятием земельного участка, осуществляется хокимиятами соответствующих районов (городов) за счет средств, предусмотренных в пункте 15 настоящего Положения.
28. Для получения компенсации в связи с изъятием земельного участка юридическое лицо после получения уведомления о предстоящем сносе в месячный срок должно подать в хокимияты соответствующих районов (городов) заявление с указанием выбранного вида компенсации.
29. После утверждения хокимиятами соответствующих районов (городов) решения комиссии юридическое лицо представляет в хокимият гарантийное письмо об освобождении жилого дома, иных строений и сооружений, подлежащих сносу, в сроки, установленные хокимиятами соответствующих районов (городов).
30. Снос жилого, производственного и иных строений и сооружений, принадлежащих юридическому лицу, может быть осуществлен только после согласования с ним вида компенсации, размера и срока возмещения.
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН от 19.08.1999 г. N 811-I «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Статья 17. Требования к содержанию отчета об оценке
Результаты проведения оценки объекта оценки оформляются отчетом об оценке.
В отчете об оценке должны быть указаны:
дата составления и порядковый (регистрационный) номер отчета об оценке;
основание для проведения оценки объекта оценки;
цель оценки объекта оценки;
вид определяемой стоимости объекта оценки;
наименование, местонахождение (почтовый адрес) оценочной организации и сведения о выданной ей лицензии на право осуществления оценочной деятельности;
сведения о квалификационном сертификате оценщика (оценщиков), проводившего оценку объекта оценки;
описание объекта оценки, позволяющее однозначно идентифицировать его на дату определения стоимости объекта оценки, а также реквизиты собственника объекта оценки;
стандарты оценки, обоснование их использования, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения;
последовательность проведения оценки объекта оценки, а также пределы применения полученного результата;
дата определения стоимости объекта оценки;
перечень документов, используемых оценочной организацией и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
В случае если оценка объекта оценки проводилась несколькими оценщиками, в отчете об оценке указывается выполненная ими работа в процессе подготовки отчета об оценке.
В случае если при проведении оценки объекта оценки определяется стоимость, отличная от рыночной, в отчете об оценке должны быть указаны критерии определения оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.
Отчет об оценке может содержать и иные сведения, необходимые для обоснования стоимости объекта оценки.
Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством могут быть предусмотрены специальные формы отчетов об оценке.
Отчет об оценке подписывается постранично оценщиком (оценщиками), проводившим оценку объекта оценки, утверждается руководителем оценочной организации, заверяется печатью этой организации (при наличии печати) и передается заказчику. (Часть в редакции Закона РУз от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391)
Отчет об оценке не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение.
Статья 18. Достоверность отчета
Отчет, составленный в порядке, предусмотренном настоящим Законом, признается достоверным.
В случае несогласия заказчика с полученным экспертным заключением о достоверности отчета об оценке спор подлежит рассмотрению судом.
Для проведения экспертизы материалов оценки объекта оценки в спорных случаях в порядке, установленном законодательством, создается экспертная комиссия.
Заключение экспертной комиссии по проведению экспертизы материалов оценки объекта оценки на установление достоверности этих материалов подготавливается исключительно по определению суда в порядке, установленном законодательством. При признании судом отчета об оценке недостоверным экспертная комиссия по проведению экспертизы материалов оценки объекта оценки по определению суда проводит повторную оценку объекта оценки и предоставляет в суд заключение о стоимости объекта оценки.
Данное дело и разбирательство, есть то, что проявит все действительные приоритеты, как Правительства, так и всей гос власти, и покажет четкий вектор тех процессов, которые определят куда двинется Узбекистан в развитии — вверх или под уклон.