Вот уже 26 лет предприниматель из Самарканда Амон Казиев добивается отмены распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан о ликвидации АО «Мароканд», в котором он являлся председателем. А.Казиев считает, что распоряжение КабМина противоречит действующему законодательству Узбекистана. Сегодня ни один госорган, ни одна инстанция не хотят вмешаться в это дело и решать созданную ранее проблему.
А что произошло более четверти века тому назад? Почему предприниматель столько времени старается доказать ошибочность документа такой авторитетной и влиятельной организации, каким является Кабинет Министров?
Деятельность АО «Мароканд» было приостановлена на основе распоряжения КабМина от 17 марта 1995 года. Принятие этого документа, считает А.Казиев, противоречит законам Узбекистана. «Согласно уставу АО, его можно было ликвидировать только решением суда или конференцией учредителей. Но такое решение не мог принять правительственный орган, даже если были обнаружены серьезные нарушения в акционерном обществе, как это приводится в формулировке документа», – говорит предприниматель.

По утверждению А.Казиева, и тогда и сейчас никто не знает, что за «серьезные нарушения», стали причиной ликвидации успешно работавшего акционерного общества. «Не была создана комиссия, не проводилась проверка или ревизия деятельности общества, но было принято такое судьбоносное решение, отрицательно влиявшее на судьбу сотни членов АО», – говорит собеседник.
Он считает, что кому-то было нужно здание и имущества АО «Мароканд», и поэтому после того, как здание, где был расположен главный офис общества было передано на баланс СП «Уздунробита» и в спешном порядке распродано его имущества, все успокоились, и даже работа по его ликвидации не была завершена.
Амон Казиев в целях восстановления справедливости десятки раз обращался к Президенту, в Кабинет Министров, Омбудсман при Олий Мажлисе, Сенат, Генеральную прокуратуру. Каждый раз его заявления и письма возвращаются или в Самаркандскую областную прокуратуру, или областной хокимият, или УВД области. Все эти организации, отправляют письма назад с формулировкой «у нас нет полномочия для отмены распоряжения Кабинета Министров. Для этого целесообразно обратиться в вышестоящую организацию». И на этом все. Где она, это вышестоящая организация?
Так, предприниматель на свое обращение в Конституционный суд получил ответ, в котором говорилось, что «определить соответствие распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 марта 1995 года №72-ф Конституции Республики Узбекистан не входит в компетенции Конституционного суда». А из Министерства юстиции и Госкомимущества ответили, что для отмены распоряжения КабМина необходимо издать специальное решение правительства Узбекистана.
«Иногда ради отписки вышестоящие авторитетные организации поступают так, что не знаешь смеяться или плакать. Надо быть каким «умным», чтобы догадаться отправить мою жалобу на распоряжения КабМина в городскую налоговую инспекцию или участковому, или как их сейчас именуют, инспектору профилактики», – говорит А.Казиев.
Вот один из последних примеров. Очередное обращение предпринимателя к Президенту и в Кабинет Министров было переадресовано Агентству по развитию предпринимательства при министерстве экономического развития и сокращения бедности. В своем письме от 19 января заместитель директора Агентства В.Ахмедов рекомендует предпринимателю обратиться Уполномоченному при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства…


Несмотря на свои мытарства в течение 26 лет, Амон Казиев не теряет надежду на восстановления справедливости. Ему придают силу и уверенность — решительные шаги, предпринятые в нашей стране для поддержки предпринимательства и частного бизнеса, а также заявление главы государства на 46-й сессии Совета по правам человека ООН о том, что центральное место в реформировании Узбекистана и впредь будет занимать обеспечение основных прав и свобод человека.
Предприниматель считает, что более четверти века тому назад были нарушены права свыше 200 работников АО «Мароканд». Он надеется на восстановление справедливости и в конце концов создается авторитетная комиссия для рассмотрения создавшейся проблемы.
Справедливое решение необходимо не только им, работникам этого общества. Решение созданной проблемы, да и любой другой на основе Закона, закрепит необратимость демократических преобразований, приоритет основных прав и свобод человека в нашей стране, а это в свою очередь — положительно отразится на имидже Узбекистана в мировом сообществе.
Тошпулат Рахматуллаев, собкор по Самаркандской области
Фото автора