В канун Нового 2021 года, посольством Польши в Узбекистане была организована конференция, на которой были представлены имена 22 узбекских солдат, погибших в концлагере Аушвиц в годы Второй мировой войны. Исследования по идентификации погибших проводились сотрудниками музея Аушвиц-Биркенау по инициативе посольства Польши в Узбекистане. В преддверие празднования Дня защитника отечества, отмечаемого в Узбекистане 14 января, нелишне будет напомнить, как это всё начиналось…
В 2019 году для увековечивания памяти своих военнослужащих, польское государство приняло решение о восстановлении кладбищ и создании мемориалов польским солдатам на территории Средней Азии и в частности, в Узбекистане.
Инициатором проекта восстановления и открытия мемориалов польских солдат выступила польская Рада Охраны Памяти Войны и Мученичества.
На территории Узбекистана были определены кладбища Алмазар-1, Алмазар-2, Янгиюль, Шахрисабз, Гузар, Китаб, Чирокчи, Яккабаг, Канимех, Кармана-город, Кармана-станция и в Ташкенте.
Так у польских дипломатов возникла идея организации мотопробега с посещением кладбищ, чтобы отдать дань польским военнослужащим, умершим на территории Узбекистана. Идею поддержали мотоциклисты из ташкентского клуба «Патриот».
И в жаркие июльские дни 2019 года группа дипломатов и мотоциклистов из ташкентского клуба «Патриот» отправилась в направлении города Карши. Возглавлял колонну Чрезвычайный и Полномочный посол Польши в Узбекистане Петр Ивашкевич, сам большой любитель мотоциклов.
Участники мотопробега посетили захоронения польских военнослужащих, умерших на территории Узбекистана в годы войны, на кладбищах в Карши, Гузаре, Шахрисабзе и Китабе и почтили память польских военнослужащих.
В развитие идеи польских дипломатов, ташкентскими журналистами было предложено совершить аналогичный мотопробег по маршруту Ташкент – Варшава и посетить захоронения узбекских военнослужащих, погибших на территории Польши в годы войны.
Здесь будет уместно сказать, что Польша на протяжении столетий была ареной многих сражений и, пожалуй, из всех стран Восточной Европы, больше всего пострадала во второй мировой войне, в силу своего стратегического и географического положения.
Именно на территории Польши в конце войны происходили ожесточённые бои, где на пути к Берлину Красная Армия понесла самые большие потери. По некоторым данным число погибших советских солдат превысило 600 тысяч человек. Среди них были представители практически всех национальностей бывшего СССР, в том числе и узбеков.
На территории современной Польши зарегистрировано около 1200 военных кладбищ, где покоятся порядка 20 миллионов солдат из разных стран мира. Только кладбищ, где покоятся советские солдаты, в Польше насчитывается 230. А всего объектов, где захоронены бойцы Красной армии, в том числе пленные, в стране 718. Все эти кладбища находятся под опекой польского государства.
Польская сторона откликнулась на идею посещения захоронений с узбекскими солдатами и уже в скором времени, по приглашению Национального института памяти, небольшая группа ташкентских журналистов прибыла в Варшаву.
Одновременно, мотоциклисты клуба «Патриот» во главе с послом-байкером совершили длительный мотопробег через несколько стран и также благополучно добрались до столицы Польши.
Первая встреча состоялась в Институте национальной памяти (ИНП). Институт национальной памяти (ИНП) – это специальное государственное историко-архивное учреждение, которое занимается вопросами исторической памяти в Польше.
Входящее в состав института Бюро Поиска и Интерфиксации разыскивает места, где были укрыты останки жертв. В штат Бюро входят квалифицированные специалисты: антропологи, археологи, архивисты, историки, логисты. Бюро тесно сотрудничает с судебными врачами и генетиками.
В ходе поисков бюро проводит исследования в региональных и зарубежных архивах, на местах захоронений. Ценным источником информации являются письменные показания свидетелей и фотоматериалы.
Бесценными являются свидетельства, находящиеся в документах архивов ИНП, в частности, материалы следствия, документы тюремной службы, личные дела приговоренных к казни.
Сбор и анализ информации – процесс нелегкий, учитывая, что лица, совершившие преступление, намеренно уничтожали следы, в том числе и в архивах, чтобы не допустить нахождение мест захоронения.
Д-р Лукаш Камински, председатель Института национальной памяти Польши рассказал о сложностях в идентификации погибших советских солдат: «Историю многих людей до сих пор не удалось воспроизвести. Поэтому Институт национальной памяти на протяжении многих лет поддерживает документальные проекты, целью которых является сбор сведений о судьбах всех погибших и умерших в ходе Второй мировой войны. Исследования еще далеки от завершения, однако, уже удалось собрать информацию о миллионах людей».
В поисках могил узбекских солдат ташкентские журналисты посетили такие кладбища и мемориалы, как: воинское кладбище Повонзки в Варшаве, кладбище-мавзолей советских солдат в штабе 43G/H на кладбище в Бруно, кладбища в Бялобжегах и Пултуске.
Крупное воинское захоронение находится в Гданьске. Здесь похоронены советские военнослужащие, гражданские лица и военнопленные погибшие и умершие от ран во время Второй мировой войны в ожесточённых боях при освобождении польских городов Гданьск, Сопот, Гдыня и их окрестностей.
На кладбище находятся могилы 2529 советских воинов из которых установлены 1191 фамилии, а также 583 гражданских лиц и военнопленных, из них известны 25.
В конце 40-х годов XX столетия на кладбище были перезахоронены останки советских солдат и офицеров, погибших во время Второй мировой войны из городов Елистково, Бжезно-Гданьск, Ольшинка-Гданьск, Щецин, Олива-Гданьск, Олива, Альбрех, п. Стжижа Гданьск, Сандвег; Бжежно, Овчарня-Гданьск, Вестерплатте, Липце, Пленендорф, Бжежно-Гданьск, Гданьск, Оруня-Гданьск, Блоня, Блоня-Гданьск, Жабянка, Гданьск — ул. Ген. Гелгуда, Ольшинка, Старе, Матарня, Злота, Карчма, Пшерубка-Гданьск, Острув, Гданьск — ул. Морска, Нова-Весь, Олива — Новы Порт.
На этом кладбище находится памятная плита, где высечено имя Героя Советского Союза гвардии генерал-майора командира 37-й гвардейской стрелковой дивизии Сабира Рахимова. По официальной версии он перезахоронен в Ташкенте.
На всех воинских захоронениях, где удалось побывать журналистам, были обследованы все могилы советских солдат в надежде отыскать наших земляков.
Нередко попадались могилы с фамилиями схожими с узбекскими, но утверждать, что здесь захоронены солдаты, призванные на фронт из Узбекистана, практически невозможно. На надгробии указываются фамилия, даты рождения и смерти, других данных нет.
По просьбе журналистов, Институт национальной памяти передал частичный список погибших советских солдат, включающий более 200 тысяч установленных фамилий, где также есть имена, схожие с узбекскими, но опять-таки, там не указывается национальность, место рождения и откуда был призван в Красную армию.
Причин этому несколько. Не каждый солдат, погибший в ходе боёв, имел при себе документы. При артобстрелах и бомбёжках зачастую уничтожались или терялись штабные документы с личными делами военнослужащих. При попадании в плен, личные данные солдат, записывались фашистами на слух, что нередко приводило к искажению фамилий и других данных.
К тому же необходимо учитывать, что из Узбекистана призывались не только узбеки, но и русские, украинцы, таджики, туркмены, каракалпаки и других национальностей, рождённых и проживавших на тот момент в республике. Это тоже создаёт определённые сложности при установлении принадлежности погибших солдат к Узбекистану.
Несмотря на сложности с идентификацией погибших военнослужащих, Институт национальной памяти продолжает работу в этом направлении. Свою лепту вносит Музей концлагеря Аушвиц-Биркенау, чьим сотрудникам удалось идентифицировать 22 военнопленных солдата, призванных на фронт из Узбекистана.
Побывав на некоторых воинских захоронениях и ознакомившись с работой ИНП, ташкентские журналисты пришли к выводу, что для идентификации погибших узбекских солдат необходима системная кропотливая работа. А эффект она может принести только при объединении усилий исследователей Польши, Узбекистана и России, с привлечением специалистов архивов Минобороны России и Узбекистана.
Работа эта нелегкая, но благородная и благодарная и безусловно будет оценена потомками. Ведь сколько исчезнет белых пятен в судьбах людей, восстановится память и справедливость.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
У меня папа пропал без вести, в воинкомате сказали что погиб в Польше и больше никаких данных Остроухов Никифор Васильевич