Ознакомившись с пресс-релизом Управления экологии и защиты окружающей среды Самаркандской области, сразу же задал вопрос: неужели задача экологов заключается только в наложении денежного штрафа за те или иные нарушения?
Дело в том, что пресс-релиз Управления экологии и защиты окружающей среды Самаркандской области (по общепринятым правилам) должен был содержать информацию о работе ведомства за год, но вместо этого в документе были приведены лишь данные о совершенных экологических правонарушениях — 4 900 и о штрафах — около 2 млрд сумов.
Руководитель ведомства Д.Очилов во время пресс-конференции, посвященной итогам работы за год просил обратить внимание на многие показатели и данные приведенные, в розданном всем участникам пресс-релизе.

Остановлюсь лишь на самой болезненной теме, обсуждаемой в нашей стране – вырубке деревьев в Самаркандской области.
С 1 ноября 2019 года до 1 декабря 2020 года (период действия моратория на вырубку деревьев), в ведомство поступило от физических и юридических лиц — 546 заявок на разрешение вырубки более 24 тыс., не входящих в государственный лесной фонд деревьев и кустарников.
236 заявок на вырубку 13 тыс. деревьев были удовлетворены. Отказали 290 обращениям и сохранено было более 12 тыс. деревьев.
Выступившие начальники предприятий, ответственные за вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), рассказали о проделанной работе и об изменениях, ожидающие их отрасль.
После этих выступлений мне пришлось напомнить организаторам пресс-конференции, что задачи Управления экологии и защиты окружающей среды и его подразделений, не ограничиваются только наложением денежных штрафов за совершенные экологические правонарушения, а также вывозом твердых бытовых отходов.
Разве штрафы — цель такой солидной организации и панацея от всех экологических бед? Это же всего лишь наказание за совершенные правонарушения или преступления. А где профилактическая работа? Кто и как осуществляет ее? Разве предупреждение не должно являться одним из основных направлений работы экологов?
Почему часто экологи становятся наблюдателями действий отдельных лиц, предпринимателей, чиновников, которые приводят к непоправимым последствиям в области экологии и окружающей среды?
Спрашивая об этом, привел ряд примеров.
Равнодушие экологов чуть не привело к уничтожения знаменитого бульвара, который сейчас носит название Университетский. Как только здесь началась сомнительная деятельность строителей по возведению каких-то неизвестных объектов, вмешались журналисты, блогеры и группа активных граждан, которые помешали чиновникам и предпринимателям фактически совершить преступление.


Другой пример. Разве в Управлении экологии и защиты окружающей среды не знали о строительстве цементного завода в поселке Фарход, который административно подчиняется городу Самарканду? Завод возвели рядом с парком отдыха и недалеко от жилых зданий. Жители близлежащих домов обращались с жалобами в разные инстанции, но безрезультатно. Что делать в таком случае простым гражданам?
Еще одна большая и больная экологическая проблема Самарканда связана с возвышенностью Чупан-ата.


Вот уже несколько лет ученые и журналисты буквально кричат о том, что Чупан-ата, являющейся естественной защитницей древнего Самарканда, находится на грани исчезновения. Действительно, возвышенность на севере-востоке Самарканда, защищает город летом от знойных ветров, а зимой – от холодных. Именно она благотворно влияет на экологию города и является одним из главных факторов, обеспечивающих мягкость климата в городе.
Ещё в 80-годы прошлого века у подножья Чупан-аты начали строить различные предприятия, автозаправочные станции. А за последние 15-20 лет здесь, на пустующей и скалистой местности, появился крупный населенный пункт. Большинство жилых домов возведено незаконно, путем самозахвата земли. Почему-то местная власть, многочисленные контролирующие организации равнодушно относятся к такому нарушению закона. Некоторые предприимчивые граждане даже умудрились оформить кадастровые документы на свои участки.


Если не принять срочные меры, этот естественный защитник древнего города, чудо природы, каким по праву считается Чупан-ата, может быть стерт с лица земли. Ведь возвышенность Чупаната и городище Афрасиаб относятся к охраняемой зоне древнего Самарканда. Здесь категорически запрещены всякие строительные работы.
На эти вопросы собкора NUZ.UZ руководство областного управления экологии и защиты окружающей среды так толком и не ответило.
Руководитель информационно-аналитического отдела областного управления Мирзаахмад Мамедов, не останавливаясь на причинах, приведшие к серьезным нарушениям, в своем небольшом выступлении пояснил, что цементный завод — это объект предпринимательства и выпускает необходимую для народного хозяйства продукцию и перенести его на другое место не так просто.


Касательно «освоения» Чупан-аты М.Мамедов предложил — территорию возвышенности, составляющую 400 га, необходимо превратить в цветущий сад и сделать местом отдыха самаркандцев и гостей древнего города. Но как это сделать? Что будет с возведенными здесь жилыми домами и объектами предпринимательства? И самое главное: почему в течение долгого времени экологи, городские власти, правоохранительные органы молчали, допустили строительства огромного квартала?
Это еще раз свидетельствует о том, что экологические налоги и штрафы не смогут улучшить состояния окружающей среды. Необходимы другие действенные меры, которые способны предотвратить правонарушения в области экологии.
Основные задачи и направления деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды определены в Указе Президента от 21 апреля 2017 года «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды».
Напомню самаркандским экологам, что такими задачами являются: обеспечение благоприятного экологического состояния окружающей среды, охраны экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, оздоровления экологической обстановки, а также государственный экологический контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования земель, недр, вод, лесов, охраняемых природных территорий, животного и растительного мира, охраны атмосферного воздуха.
В конце хотелось предложить — для более эффективного выполнения поставленных задач, целесообразно экологам опираться на общественность, особенно при принятии значимых для области решений.
Тошпулат Рахматуллаев, собкор по Самаркандской области
Фото автора
Это не Равнодушие Это коррупция. Закрывает глаза не халатность а деньги
Журналистам газеты NUZ. UZ следует приехать город Гулистан и побеседовать с жителями проживающими рядом заводом, бывшее РМЗ, 4 мкр рядом многоквартирных домов построили завод по выпуску кафеля. По словам хокима области Г. Мирзаева «Сырдарьинская область это вторая Америка», но при этом нарушают экологию.