5 ноября на крупнейшем в Узбекистане Ферганском нефтеперерабатывающем заводе в торжественной обстановке запущена технологическая установка ГДС (гидродесульфуризации дизельного топлива).
Нажатием на символическую кнопку, заместитель министра энергетики Бехзот Нарматов, хоким Ферганской области Хайрулло Бозоров, генеральный директор Jizzakh Petroleum Шокир Файзуллаев и директор Ферганского НПЗ Хабиб Латипов запустили технологический процесс установки ГДС.
В начале февраля текущего года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №67 о поэтапной реализации инвестиционного проекта «Модернизация и реконструкция Ферганского НПЗ».
Проектом предусматривается в период 2020-2023 годов поэтапное внедрение на ФНПЗ процесса гидрокрекинга (способ получения топлива) и запуск производства автомобильного бензина марки АИ-92, а также дизельного топлива стандарта «Евро-5».
Начало производства линейки продуктов класса «Евро 4» и «Евро 5» с 5 ноября 2020 года, ознаменует собой выполнение первого этапа модернизации завода, на общую сумму 300 млн. долларов США.
В рамках реализации проекта заключён контракт с французской компанией Axens на изготовление и поставку катализатора, с целью замены существующего катализатора установки ГДС, введенную в эксплуатацию в 1999 году, на более современный и высокоэффективный. Установка запроектирована и привязана к заводским объектам корпорацией «Тойо инжиниринг корпорейшн» (Япония), её проектная мощность составляет – 1 700 000 т/год.
Как разъяснил главный инженер ФНПЗ Дилшод Ўринбоев, сырьём для завода будет служить нефть, добываемая в Узбекистане, Казахстане и России. Выход товарной продукции будет составлять 92-93%. Основной упор будет делаться на выпуске высококачественного дизельного топлива. В зависимости от спроса, его доля может достигать до 40% в общем объёме товарной продукции.
Выпуск бензина также в зависимости от рыночной ситуации будет варьироваться в пределах 20-30%, а авиакеросина – до 10%.
По словам заместителя министра энергетики Бехзота Нарматова, проводимые изменения позволят повысить качество реализуемого заводом дизельного топлива класса «Евро 2» до требований стандартов «Евро 4» и «Евро 5», способствуя уменьшению выбросов серы в атмосферу, расширению экспортных возможностей и увеличению привлекательности толлинговых операций.
Кроме того, Ферганский НПЗ начнет массовый выпуск ранее не производимого и закупаемого за рубежом дизельного топлива зимнего исполнения. Так, специалистами завода проведен целый цикл работ по лабораторным исследованиям, промышленным испытаниям и постановке на производство нового низкозастывающего зимнего топлива марки ДТЗ-2.
В результате, на торговой бирже нефтепродуктов, массовому потребителю станет доступно зимнее дизельное топливо с температурой застывания не выше -25 0С и предельной температурой фильтруемости — не выше -18 0С.
Технический директор ФНПЗ Алексей Мыльцин среди основных преимуществ дизельного топлива класса «Евро 4» и «Евро 5», уменьшающие износ автомобиля, выделил следующие:
— улучшение процесса сгорания топлива и уменьшение его расхода;
— снижение уровня шума, вибрации и степени коррозии;
— облегчение запуска двигателя.
Он также отметил, что, кроме низкозастывающих свойств, настоящее дизельное топливо обладает улучшенными эксплуатационными свойствами, которые обеспечат высокую мощность и экономичность работы двигателя, легкое прокачивание его по топливной магистрали и облегчение холодного старта.
Основанный в 1959 году завод, является крупнейшим градообразующим и социально ориентированным предприятием Ферганы. В настоящее время на заводе трудятся около 7 000 человек, из которых 2 000 женщины. Работа ведётся в три смены, при этом для сотрудников организовано бесплатное горячее питание. Раз в два года рабочие получают бесплатные путёвки в санатории.
В рамках полной модернизации завода, продолжается работа по выпуску новых востребованных, качественных и экологичных видов топлива для нужд народного хозяйства и транспорта.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора