Домой Экономика и Бизнес Падение национальной валюты во вторник продолжилось. Похоже, худшие прогнозы сбываются

Падение национальной валюты во вторник продолжилось. Похоже, худшие прогнозы сбываются

3
Падение национальной валюты во вторник продолжилось. Похоже, худшие прогнозы сбываются

Курс доллара на торгах Узбекской республиканской валютной бирже (УзРВБ) во вторник 8 сентября проложил свой рост, и третий торговый день подряд обновляет исторический максимум. Сделки с валютой стран Евросоюза не проводились. Попробуем разобраться, что происходит с национальной валютой, и какие факторы влияют на ее девальвацию.

Биржа как индикатор экономической ситуации

Американец растет по отношению к суму на биржевых торгах четвертый день к ряду, и потяжелел за это время на 0,35 процента, зафиксировавшись на уровне 10298 сумов. Простому обывателю может показаться, что это не так уж и много. Но с начала года американская валюта выросла уже на 8,39 процента, а в годовом исчислении – на 9,7 процента. Казалось бы, значительно меньше, чем прошлогодний рост, который, напомню, составил почти 14 процентов. Но здесь надо учитывать и тот факт, что сам доллар падает по отношению к другим основным валютам. На причинах этого остановимся позже. Чтобы было понятнее, скажем, что сум по отношении уже к евро просел с начала на 15,5 процента, а в годовом исчислении  – аж на 17,6 процента, тогда как за весь прошлый год  европеец потяжелел к суму лишь на 12,3 процента. Чувствуете разницу.  

Основные факторы девальвации

Главным фактором, оказывающим давление на национальную валюту Узбекистана, является огромный внешнеторговый дефицит страны, который к тому же после намечавшейся во второй половине прошлого года тенденции к снижению, снова стал расти. Для тех, кто не совсем знает, что такое внешнеторговый дефицит, поясним: это когда импорт превышает экспорт, то есть мы покупаем больше чем продаем. В частности, по итогам января-июня 2020 года отрицательный торговый баланс страны увеличился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 5,3 процента и составил $2,98 млрд, а если не считать главной экспортной статьи республики – отрицательное сальдо и вовсе достигло $6,28 млрд. При этом его соотношение ко всем экспорту страны составило, вдумаетесь, аж 75,8 процента. Кто-то скажет, что снова виновата пандемия, но по итогам семи месяцев прошлого года этот же показатель хоть и был меньше, но тоже установился на очень высоком уровне – 62,7 процента. Но где взять иностранную валюту на очередной импорт, если экспорт проседает? Вот и выходит, что спрос на нее значительно превышает предложение, и соответственно ценность местной валюты падает.

Помните, я говорил, что мы вернемся к причинам ослабления американской валюты? Так вот, штаты столкнулись с теми же последствиями, что и Узбекистан. Несмотря на небольшую корректировку доллара на мировых рыках, связанную с улучшением эпидемиологической ситуации в США, он имеет тенденцию дальнейшего ослабления по отношению к другим основным валютам. Это связано с дефицитом торгового баланса США, который составил в июле максимального значения за последние 12 лет – $63,5 млрд, а за вычетом торговли нефтью и вовсе достиг рекордных за всю историю $65,5 млрд. Как видите, и здесь основным фактором ослабления американской валюты является внешнеторговый дефицит. Хотя, если кто  помнит, прошлогодний обвал сума Центробанк Узбекистана старался «свалить» на снижение курсов валют основных стран партнеров республик на внешних рынках – России и Китая, хотя, понятно, что это, мягко говоря, делалось в рамках принятой в стране внутренней политкорректности, которая в определенной ситуации, конечно же, важнее внешней. Да, определенное давление на сум эта ситуация оказывала, даже можно сказать не малое, но все же это было не основополагающим фактором.

Раз уж мы заговорили о Центробанке, вернемся ненадолго к золоту, который как мы уже говорили, является главной экспортной статьей Узбекистана или почти 55 процентов внешних продаж. В отчетах Госкомстата страны, указываются показатели экспорта золота только в стоимостном исчислении и по итогам января-сентября 2020 года они снизились относительно января-июля 2019 года на 4,7 процента почти до $3,3 млрд. Но если учесть, что котировки золота на мировых рынках выросли за первое полугодие на 30,6 процента, а в июле и вовсе продемонстрировали максимальный месячный прирост в 11 процентов , то можно предположить, что в натуральном выражении падение продаж узбекского золота, составляет еще большее значение. Хотя в июле экспорт узбекского золота, составил по моим расчетам возможно рекордного объема в порядке 19 тонн. Сегодня золото торговалось в диапазоне $1911,7-1945,5 за унцию (31,1 грамма), на конец прошлого дня – 1926,7. И нам остается молить Бога, чтобы цены на этот драгметалл хотя бы не падали, иначе сильного обвала национальной валюте будет очень трудно избежать.

Косвенные факторы девальвации

Косвенное, но все же тоже достаточно значительное давление на сум оказывает и ситуация в России. На фоне сообщения правительства Германии об отравлении российского оппозиционера, основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального веществом группы «Новичок» выросла волатильность (изменчивость курсов) рубля, так как инвесторы опасаются введения в отношении РФ новых санкций. Если это все же произойдет, новая девальвация российской валюты неизбежна. Напомним, что Россия наряду с Китаем является нашим основным внешнеэкономическим партнером. Не надо забывать и о наших мигрантах, работающих в РФ, и которые высылают на родину просто огромные суммы. Так, по итогам семи месяцев этого года объем денежных переводов хоть и снизился относительно аналогичного периода прошлого года на 7 процентов, но все же составил $3 млрд, которые с небольшим излишком покрыли весь внешнеторговый дефицит страны. Но если рубль начнет сильно проседать, соответственно падение объемов поступления так необходимой для нашей страны иностранной валюты, только возрастет.

Посмотрим, как поведет себя Центробанк, на которого в сложившейся ситуации взваливается достаточно сложная и неоднозначная задача по удержанию национальной валюты от настоящего обвала. Необходимые квалификация, инструменты и ресурсы для этого у него пока есть. Но вечно так продолжаться не будет, и если не диверсифицировать нашу экономику в ближайшие два-три года, ну максимум четыре-пять, нас может ждать участь Зимбабве, где уровень инфляции превышает 500 процентов в годовом исчислении.  

Тиллаходжа Алимухамедов

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Доллар слабеет, рубль ненадёжен, сум просидает. А в чём тогда держать накопления?

  2. Надо писать правильно!Не «огромный внешний дефицит», а «огромный внешний долг»!!!Правительство под руководством премьера Арипова с 2017года загнало экономику в ТАКОЙ ШТОПОР,что теперь Узбекистан из этой долговой ямы будет ещё лет двадцать выбираться!!!Какой идиот придумал нарастить продажу золота на ВНЕШНЕМ рынке???Золото и урановая руда-вот основные ресурсы для укрепления экономики,и если руду надо продавать за границу,то золотой запас надо ТОЛЬКО УВЕЛИЧИВАТЬ,а не распродавать его…

  3. А если вступить в ЕвразЭС, то вообще будет полный капец.
    В России ещё кого-нибудь отравят, и у нас проблемы будут.
    А в России будет всегда что-то происходить, пока на свете есть Европа и США

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь