О чем говорит сегодня международный опыт, какова точка зрения Всемирной организации здравоохранения по поводу различных препаратов, названия которых у всех на слуху? Данные об этом предоставляет инфекционист-педиатр, доктор медицинских наук, профессор Асамидин Исхакович Камилов, являющийся международным экспертом и членом Консультативного Совета Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан. В период 2001-2013 годов профессор А.Камилов работал заместителем министра здравоохранения Республики Узбекистан.
В последние дни в нашей стране отмечается увеличение числа больных с COVID-19. Одновременно, из-за неосведомленности, среди населения нарастает так называемая «Ковидофобия» — страх заболеть короновирусной инфекцией и люди любым доступным им способом пытаются уберечь себя и близких от новой, непонятной болезни.
Для профилактики распространения заболевания в республике Руководителем страны и Правительством Республики Узбекистан с 15 марта текущего года принимаются актуальные меры, в том числе повторное введение карантинных мероприятий с 10 июля, утверждены новые временные клинические руководства. Так с 5 июля, при определенных условиях, разрешено ведение и лечение больных легкой формой COVID-19 на дому под наблюдением участкового врача.
Однако отсутствие конкретных установок медицинскому персоналу и населению для лечения легких форм болезни, породило многочисленные рекомендации. Сегодня люди из телепередач, интернета ежедневно получают поток информации, не соответствующей рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и ведущих зарубежных экспертов.
Как известно, международные организации до сих пор официально не заявляли ни об одном препарате для специфического противовирусного лечения COVID-19 с доказанной эффективностью.
Поэтому на сегодняшний день советовать какие-либо лекарственные средства, как панацею для профилактики заболевания и лечения больных с COVID-19, является преждевременным.
По мере накопления новых доказательств в лечении COVID-19 Всемирная организация здравоохранения и CDC (Центры по контролю и профилактике заболеваний США), регулярно выпускают обновлённые рекомендации.
В марте текущего года Всемирной организацией здравоохранения для получения доказательной базы, было запущено клиническое испытание под названием «Испытание солидарности» (Solidarity Trial), куда были включены нижеследующие препараты:
1. Ремдесивир – экспериментальный противовирусный препарат, разработанный компанией Gilead (США) для борьбы с лихорадкой Эбола. Активное вещество, которого относится к классу нуклеотидных аналогов, и может включаться вирусными ферментами в процессе синтеза новой РНК, и создает обрыв цепи РНК вируса— и таким образом вирус не размножается.
«Ремдесивир» является единственным препаратом, который получил 1 мая 2020 года одобрение Управления по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) США, для лечения COVID-19. Этот препарат также одобрен для лечения коронавирусной болезни рядом стран, в частности, Японией и ЕС. На сегодняшний день, США скупили около 90% трехмесячного запаса «Ремдесивира». Cтоимость пятидневного курса (6 ампул) — $2,340 для пациента.
2/3. «Калетра» – комбинированный препарат против ВИЧ, содержащий два ингредиента: лопинавир и ритонавир. Он применяется с 2000 года для лечения ВИЧ-инфекций. Считается в целом безопасным, но при взаимодействии с другими препаратами, которые обычно назначаются тяжелым пациентам, может стать причиной серьезных повреждений тканей печени. В программу «Испытание солидарности» комбинированный препарат включили, так как он показал свою эффективность на приматах, инфицированных вирусом MERS. Однако при тестировании его на больных с SARS (тяжелый острый респираторный синдром) и MERS (Ближневосточный респираторный синдром), результаты этих испытаний эффективность препарата не подтвердили.
4. Хлорохин и гидроксихлорохин (Плаквенил). Хлорохин является лекарством для лечения малярии (активное вещество- хинин). Гидроксихлорохин – производное хлорохина. Из-за способности подавлять иммунную систему человека (иммуносупрессор) хлорохин и гидроксихлорохин применяются при некоторых аутоиммунных заболеваниях, например, при красной волчанке и ревматоидном артрите. У этих препаратов имеются побочные эффекты, в частности, они поражают ткани печени. Еще один серьезный побочный эффект этих веществ – нарушение сердечного ритма, которое может привести к острой сердечной недостаточности.
После публикации данных мультицентровых исследований медицинским журналом Lancet (Великобритания), в конце мая ВОЗ временно приостанавливала испытания гидроксихлорохина, с целью проведения «адекватной оценки потенциальных преимуществ и вреда препарата». 4 июля текущего года ВОЗ согласилась с рекомендацией Международного руководящего комитета исследования «Испытание солидарности» о прекращении клинических испытаний в группах лечения гидроксихлорохином (плакванилом) и комбинацией лопинавира и ритонавира (калетра).
Согласно промежуточным результатам исследования, применение гидроксихлорохина, а также комбинации лопинавира/ритонавира не приводит к снижению смертности в группе госпитализированных пациентов с COVID-19 в сравнении со стандартным лечением либо позволяет добиться крайне незначительного снижения этого показателя. После чего исследователи завершили данный проект прекратили указанную работу в рамках программы «Испытание солидарности»
Отдельно хотелось бы остановиться на российском препарате Арбидол (Фармстандарт).
Умифеновир ( Арбидол). Всемирная организация здравоохранения по состоянию на конец 2000-х годов призывала с осторожностью относиться к выводам, полученным в ранних российских и китайских клинических испытаниях умифеновира, поскольку они не соответствовали современным требованиям доказательной медицины. С 2012 года в России проводилось мультицентровое двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование «Арбитр», однако результаты данного исследования не были опубликованы. Китайские производители Арбидола также утверждали, что их продукция эффективна в ингибировании нового коронавируса SARS-CoV-2. В феврале 2020 года Национальная комиссия по здравоохранению Китая предложила использовать Арбидол совместно с лопинавиром и ритонавиром применяемым в терапии ВИЧ, при лечении COVID-19. После этого в Китае провели клиническое исследование по стандартам доказательной медицины, которое продемонстрировало отсутствие лечебного эффекта Арбидола против COVID-19. Статья была опубликована в медицинском журнале CellPress. (смотри статью).
- Yueping Li, Zhiwei Xie, Weiyin Lin, et al. Efficacy and safety of lopinavir/ritonavir or arbidol in adult patients with mild/moderate COVID-19: an exploratory randomized controlled trial. Cell Press. April, 2020
Добавим, что 24 июня 2020 года Brigham and Women’s Hospital (Университета Гарвард, США) обновил временные клинические рекомендации по лечению больных с COVID-19 в соответствии с руководствами ВОЗ и CDC.
29 июня текущего года Российское общество педиатров также выпустило Временное клиническое руководство по ведению больных детей с COVID-19, под редакцией академика Академии наук России А.Баранова, где не рекомендуется использовать в профилактике и лечении больных лопинавир, ритонавир, гидроксихлорохин (с или без азитромицина) арбидол(умифеновир).
Отметим, что рекомендации по лечению COVID-19, в том числе – отдельное Руководство при лечении больных дома, содержатся во Временных руководствах, разработанных при непосредственном участии Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан и рабочей группы Минздрава, утвержденных приказом министра здравоохранения от 13 июля 2020 года. С их содержанием можно ознакомиться на сайте Нацпалаты по адресу: https://uzhealth.uz/ru/menu/natsionalnye-klinicheskie-protokoly.