back to top
15.1 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Алишер Икрамов. Музыкант и человек

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

 Мне давно хотелось написать об этом жизнерадостном, деятельном, добром и безгранично талантливом музыканте. Но долгое время, несмотря на искреннюю симпатию, которую он неизменно вызывал и вызывает своей музыкой, как-то не получалось. А в начале июня социальные сети запестрели самыми нежными, теплыми и искренними поздравлениями в его честь. Причем это был не юбилей, а рядовой день рождения замечательного, излучающего свет Алишера Икрамова – заслуженного деятеля искусств Узбекистана, обладателя ордена «Мехнат шухрати», художественного руководителя и главного дирижера Национального эстрадно-симфонического оркестра республики. Поздравила его и я.  

А вскоре увидела в интернете очень трогательный музыкальный клип – небольшую историю жизненного и творческого пути Алишера Каримовича от его любимого коллектива. Этот подарочный монолог был сделан искренне, без фальши. Чувствуется, как музыканты любят и глубоко уважают своего руководителя: в кадрах человек, не разучившийся радоваться, удивляться, шутить, творить, оставаясь служить искусству и слушателям.

От песен Алишера Икрамова зажигается и радуется душа. Помню, каким успехом пользовалась одна из них, ставшая эпиграфом к моей авторской программе «Музыкальная гостиная», которую я вела в течение пятнадцати лет на республиканском телевидении. Стихи к ней написал заслуженный артист Узбекистана Владимир Баграмов, он же ее и «озвучил»:

Зажигают звезды свечи,

В тишине луна поет…

Это в среду к вам под вечер

В гости музыка идет

За ушедший день награда –

Можно просто помолчать.

Слов не надо, слов не надо,

Будет музыка звучать!

С молниеносной быстротой песня полюбилась слушателям. Да разве только эта! Вспомним его «Бело-розовые цветы», «Листопад», «Если любовь на свете…», «Онажон шаҳрим», «12 ворот Ташкента» и многие другие. Лучшие его песенные опусы приносят неизменную радость при каждой новой встрече с ними, ведь они наделены той особой сердечностью, которая не имеет ничего общего с дешевой душещипательностью. Песни Икрамова подкупают своей откровенностью, бесхитростностью, присущей только ему интонацией. Алишеру почти всегда удается найти ту мелодическую изюминку, которая сразу ложится на сердце и надолго остается в нем. Секрет популярности этих песен еще и во взыскательности автора к своим сочинениям и, конечно же, в яркой национальной почвенности творчества.

Но говорить об Икрамове лишь как об авторе песен, которых у него более ста слишком мало. В его творческом активе еще и симфонические произведения, камерно-инструментальная музыка, театрально-сценические произведения, среди которых опера «Буюк Темур», моноопера «Омар Хайям», теле-балет «Темурий маликалар» (либретто Ю.Исматовой), а также оперетты «Мамат Гончар» (В.Баграмов), «Тайна царя Грубияна» (А.Колмогоров), «Тетя, я женюсь!» (В.Баграмов), «Ребятам о зверятах» (К.Васильев). А еще им написана музыка к драматическим спектаклям и кукольного театра. Причем не только для отечественных театральных коллективов, но и для России, Италии, Израиля.

А начиналась его музыка с раннего детства. Уже тогда он воспринимал ее как часть бытия, такую же естественную и необходимую, как сон, еда. Маленький Алишер слушал ее по радио и телевидению и видел мир прекрасный и неповторимый. Он был музыкальным ребенком. Очень любил изображать из себя проигрыватель, воспроизводя запомнившиеся мелодии. А вот собственную – «Сон» – сочинил в пять лет. И при поступлении в школу-интернат имени В.А.Успенского вынес эту мелодию на суд приемной комиссии. Результат оказался положительным: его приняли в «Успенку», которую впоследствии он закончил по трем отделениям: фортепианное – у Я.Г.Лисовской, теоретическое – у М.Б.Русака и композиторское – у С.А.Вареласа. Так музыка стала его природной программой, которая потом только развивалась.

В школьные годы Алишер преимущественно сочинял для фортепиано вариации, прелюдии. Участвуя в фестивале юных дарований в «Артеке», получил первую премию. На пленумах Союза композиторов Узбекистана, посвященных творческой молодежи, исполнил фортепианные вариации и пьесу «Наша биография» для струнного оркестра и фортепиано, которым теплые и одобрительные строки посвятил критик Марк Мануйлов в журнале «Музыкальная жизнь». Алишер всегда был влюблен в музыку. И эта любовь помогала ему и двигала им в творчестве.

Еще в школьные годы он увлекся эстрадной музыкой, когда организовал вокально-инструментальный ансамбль «Шкимус». Это увлечение продолжалось и в Московской консерватории, куда он поступил на композиторский факультет в класс профессора Тихона Хренникова и его ассистента Татьяны Чудовой. Для него это было огромной радостью и победой. Эти прославленные педагоги многое ему дали, прививая вкус и самокритичное отношение к творчеству. Икрамов глубоко убежден, что учеба необходима всем. Не только для того, чтобы овладеть профессией, но и для того, чтобы взять что-то и от своих преподавателей. По его признанию, с ними ему невероятно повезло еще со школьной скамьи. Это были люди невероятной силы воздействия, силы, которая передалась и ему.

Его профессор Тихон Николаевич Хренников не одобрял стремление своего подопечного к эстрадной музыке. Он был категорически против, поэтому юный Икрамов писал в классе академическую музыку – струнные квартеты, вокальные циклы, фантазию для органа, фортепианные пьесы. А две его фортепианные прелюдии были изданы в сборнике издательства «Музыка». Это была его маленькая победа. А «Музыкой для оркестра» он заканчивал консерваторию. Его выпускной опус был навеян образами ташкентского землетрясения. Кстати, «Музыку для оркестра» отметил известный российский композитор Сергей Слонимский, взявший с автора слово продолжить работу в том же русле.

Сегодня Алишер Каримович с теплом вспоминает студенческие годы, когда ему посчастливилось сотрудничать с детской редакцией телевидения на Шаболовке, для которой он писал музыку к передаче «Будильник». Композитор считает это время благодатным. Однако, на мой взгляд, во все периоды его жизни, время всегда работало на него. Так, например, он стал дирижером, а потом и художественным руководителем Национального эстрадно-симфонического оркестра Узбекистана.

Его песни звучали на многих международных конкурсах, среди которых: две Юрмалы (1987, 1988), «Ступень к парнасу» (1989год), «Азия даусы». Исполнялись они и на международных фестивалях в Турции, Италии, Израиле, России, странах Центральной Азии. И везде их неизменно тепло принимали. В чем секрет их признания? Думается в тех самых ярких чертах таланта Алишера Икрамова, которые определяют его индивидуальность и творческий облик – в образном содержании песен, в их эмоциональном тонусе, в красивых мелодиях. В его музыке преобладает радость жизни. Впрочем, таковы и человеческие качества композитора – неисчерпаемое жизнелюбие, общительность, доброта к людям. Вот и музыка у него – добрая, светлая, вся искрящаяся. А еще он скрупулезно работает над саундом, над голосом, над звучанием. Он контролирует все – от написания мелодии, стилистики, имиджа, аранжировки до записи.

Алишеру абсолютно не сродни чувство зависти. Он не знает, что говорят за его спиной, но сам никогда никому не завидует. Даже тем, кто преуспел его в плане популярности и материальных благ. Для него главное — выражать то состояние, которое на душе.

Как-то на вопрос: «С кем из артистов хорошо работалось?», он, не задумываясь, ответил: «Со всеми. У меня нет певцов, с которыми бы я не хотел больше встречаться». Его песни исполняли Рано Шарипова, Юлдуз Усманова, Назира Султанова, Казим Каюмов, Роза Бабаева, Равшан Каримов, Севара Назархан и многие другие.

Как композитору, сцена дает ему возможность чувствовать объективную реакцию слушателей на его песни и на его саундтреки. Он считает, что дыхание и реакция зала — это честный маркер. Вежливые аплодисменты от искренних он уже давно научился отличать. Ему хочется чувствовать себя востребованным, быть кому-то нужным. Он всегда стремится показать все возможности своего коллектива, которые довольно большие, а еще ему хочется, чтобы его увидели как композитора, аранжировщика и дирижера. Но самое главное – Национальный эстрадно-симфонический оркестр Узбекистана под управлением Алишера Икрамова играет живую музыку, и ее ничто не может заменить. Поэтому и мечтает наш земляк со своими музыкантами только об одном – радовать всех нас!

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из интернета

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Хотя я учился в Москве,но даже там слышал о прекрасном педагогическом таланте Алишера Икрамова.И в «щуке», и в консе его прекрасно помнят только с хорошей стороны!

  2. Меня мама (журналист Узтелерадиокомпании, сейчас на пенсии) и её коллега познакомили с этим добрейшим человеком. Тогда Алишер ака сыграл нам «Қўғирчоғим Наташа» в джазовой интерпретации. Было это в «Акташе» — санатории сотрудников Узтелерадио) в 2005 или в 2006 наверное году.Он показал отдыхающим пансионата мастер класс. Сыграл нам пару композиций и показал их вариации) С тех пор я знаю единственного (для меня) в Узбекистане композитора-джазовика — возможно с остальными я ещё не знаком. Яхъяевна вы вне конкурса)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Ташкенте рассмотрят реабилитацию и реинтеграцию возвращенцев из зон конфликтов

27 ноября 2024 года в Ташкенте пройдет вторая встреча Регионального экспертного совета по вопросам реабилитации и реинтеграции возвращенцев из...

Больше похожих статей