Предпринимателям была обещана поддержка во время пандемии. Однако жизнь показала, что им приходится сталкиваться с трудностями, которые не всегда можно предусмотреть.
Указом «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» от 20.03.2020 г. № ПП-5969 Президент утвердил пакет мер по смягчению негативного воздействия коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений на отрасли экономики.
Второй раздел этого документа содержит 10 пунктов поддержки предпринимательства, главными среди которых являются снижение суммы налога для малого и среднего бизнеса.
Но жизнь показала, что 10 пунктов не охватывают все возможные ситуации. Малый и средний бизнес — это основа экономики любого государства, и именно малый и средний бизнес испытывает сейчас трудности, которые невозможно предусмотреть в самых высоких кабинетах. Вот несколько типичных случаев, которые значительно усложнили получение импортных товаров во время карантина, рассказанные разными предпринимателями, обеспечивающими нас импортной косметической и гигиенической продукцией. Чтобы избежать рекламы предприятий, дадим нашим героям условные имена.
Феруза: — Во время карантина, в самый разгар, когда было ограничено передвижение, в адрес нашей компании поступил груз. Я находилась в Чирчике и так как мы не занимаемся продажей продуктов питания, то разрешение на перемещение на своем транспорте у нас возможности получить не было. Другой способ приехать в Ташкент и получить продукцию на таможне также отсутствовал. В результате наша продукция, которую мы получаем из России, оказалась на складе. С трудом нашла декларанта. Груз поместили на хранение оплата за который начисляется ежедневно. Никаких официальных документов, позволяющих снизить эту плату или обнулить вообще, не существует. Ни доставка на грузовом транспорте, ни таможня не могут снизить расценки за хранение по своему усмотрению. И это самая незначительная из проблем!
****************************************************************************************
Следующая ситуация возникает непосредственно при прохождении таможенного контроля.
Всем предпринимателям, занимающимся импортом, известно, что Указом Президента от 12.04.2018 г. № УП-5414 предусмотрен переход от проведения «тотального» таможенного контроля к системе управления рисками, позволяющей на основе всестороннего анализа определять объекты таможенного контроля, а также снизить административные барьеры для участников внешнеэкономической деятельности.
В этой связи внедряется автоматизированная система управления рисками, которая предусматривает применение четырех коридоров для прохождения таможенного контроля.
Рухсора: — Автоматизированная система управления рисками определила отправленный нам товар в «желтый коридор». Это означает, что у нас проверены только таможенная декларация, другие документы и сведения. Казалось бы, хорошо. Но! Нашу продукцию никто не подсчитал и не проверил. Мы сами уже обнаружили, что получили на несколько упаковок меньше. Пока оформляли новые документы от поставщиков, отправили полученную продукцию на сертификацию. Но тут оказалось, что таможня ничего исправить не может, потому что это автоматизированная система управления, в которую исправления внести невозможно!
Выход есть! Оплатить таможенные сборы за весь первоначально задекларированный товар. Мы согласны. Но! Это тоже невозможно, так как в этом случае будут расходиться таможенные и сертификационные документы. Как вы уже поняли, время идет, товар все на складе, оплата за хранение растет. В этой ситуации нам легче отправить товар назад. А дальше что? Мы так много уже на него потратились, что придется подумать и о закрытии бизнеса.
**************************************************************************************************
Мы все ждем от внедрения цифровых технологий улучшения жизни, упрощения всех бюрократических процедур. Но пока программы автоматизированных систем управления будут внедрятьсянекомпетентными сотрудниками и не будут учитывать все варианты реальных событий, мы будем от них страдать. В нашем случае, например, нам бы было проще, если таможенный контроль был осуществлен реальным физическим лицом.
Динара: — И еще одна болезненная проблема – это сертификация. Одно дело, если вы получаете фуру с удобрениями. Одно наименование продукции требует проведения всего лишь одного анализа. Другое дело наш малый бизнес. В каждой полученной нами коробке находится несколько видов косметических товаров. Условно говоря, шампунь №5, шампунь №6 и т д. На каждый из них требуется сертификат. А значит из каждого вида товара мы один флакон (одну баночку и т п) должны отдать на сертификацию. Аналогичный товар мы получаем несколько раз в год. А в будущем хотим и чаще. И каждый раз мы должны отдавать по одному образцу, и даже не понимаем, что с ним там на сертификации делают.
Такая практика непонятна и нашим поставщикам. Оформление каждый раз сертификационных документов – это дополнительная работа и дополнительные расходы как для поставщиков, так и для нас. Все предприниматели, занимающиеся аналогичной деятельностью, предлагают сертифицировать один вид товара не чаще одного раза в год.
К работе таможни у нас очень много вопросов. Телефоны всех служб ГТК существуют в открытом доступе. Но дозвониться ни в один отдел невозможно! Более того! Даже если вам повезет и удастся задать вопрос, ответа приходиться ждать несколько дней, а значит еще раз дозваниваться, а значит еще раз разочаровываться!
Все наши нерешенные и нерешаемые проблемы перекладываются на потребителя, от которых мы каждый раз слышим один вопрос: «Почему раз от раза цена косметических товаров растет и растет?»
С предпринимателями беседовала Антонина КНЫШ