back to top
8.2 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Свобода совести

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
 Свобода совести

Покорённый, как и многие миллионы почитателей выдающегося таланта Джона Голсуорси, его трилогиями «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия», я больше 50 лет не притрагивался к его последней трилогии «Конец главы».

Мне казалось. что великолепный мастер социальной типизации, глубокий и умный психолог, так тонко умеющий наполнять свои эпические полотна чарующей дымкой настоящей поэзии, невольно начнёт повторяться и утратит своё обаяние. В чём-то мои опасения, к сожалению, оправдались, хотя реалии начала 30-х годов прошлого столетия привнесли определённую новизну в характер и действия его старых и менее известных героев. Но меня удивили откровенные нотки неверия в будущность религии, которые прозвучали и в книге первой «Девушка ждёт» трилогии, повествующей о злоключениях героя, вынужденного отказаться от своей христианской религии и принять Ислам, и в книге второй — «Пустыня в цвету», где другие герои убеждённо размышляют: «У детей нет никакой веры, пока они не становятся взрослыми, а потом они выберут ту, которая им по душе… К тому же, пока мои дети вырастут – интерес к религии станет чисто историческим. Да и сейчас это почти не играет роли, разве что в каких-нибудь уж очень набожных семьях. Для большинства людей религия всё больше и больше превращается в мораль». А вот такое красноречивое свидетельство: «Брат ему был дороже религии, как положено всякому порядочному человеку».

Здесь я решил не акцентировать на отдельных словах, поскольку читатель сам не может не удивиться категоричности персонажей в далёкой от коммунистических идей предвоенной Великобритании.

Не прошло и ста лет, а как по-иному сейчас воспринимается религия в нашей сверх неспокойной жизни, как она довлеет над сознанием и деяниями людей почти во всех уголках планеты. Что говорить о возрастающей дистанции, даже пропасти, между различными религиозными мироощущениями, если даже внутри одной – мусульманской – идёт открытая борьба шиитов и суннитов с трагическими кровавыми последствиями?

На этом фоне лично я с большим воодушевлением воспринял недавно прошедшую встречу Папы Римского Франциска и Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла. Сам факт их демонстративного «братания». очень мудрый документ, выработанный и подписанный ими, общая атмосфера, место и время их общения – всё свидетельствует о некоем переломе в общественном сознании многих миллионов верующих, как чрезвычайно актуальном, принципиальном и симптоматическом явлении.

Ещё в первое десятилетие Независимости нашей страны у нас был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях», рассчитанный на твёрдое обеспечение всех условий для целенаправленного и непоколебимого построения цивилизованного и светского общества, на обуздание всех деструктивных сил, намеревающихся сбить наше молодое государство с избранного пути.

Жизнь доказывает, что такая политика злободневна и важна практически для всего населения республики. Во-первых, потому что отношение к религии является одной из самых сложных, тонких и глубинных сфер человеческого сознания, она влияет на образ жизни и людей, их поведение и запросы. Во-вторых, потому что период долгого насаждения воинствующего материализма вызвал у многих понятное чувство протеста, отсюда – слишком большое, эйфорическое внимание к религии в целом, религиозным отправлениям и деятельности церкви. При отсутствии навыков правового воспитания, юридической осведомлённости такой «ажиотаж» порою негативно сказывается на поступках людей. В-третьих, история доказывает, что такой временной ситуацией умело пользуются иные безответственные религиозные и политические интриганы, преследующие либо свои низменные интересы, либо идущие на поводу у каких-то внешних сил.

К великому сожалению, это не досужие рассуждения или домыслы – не только история, но и живая практика в некоторых постсоветских государствах наглядно свидетельствует, что недооценка, безразличие, отсутствие контроля, чёткой регламентации взаимоотношений государства и религии, могут приводить к самым страшным, трудно – и долго поправимым последствиям.

Была ли и есть ли такая опасность у нас, ведь мы законно гордимся обстановкой мира и стабильности в Узбекистане – главнейшим и ценнейшим нашим завоеванием? Честно скажем – могла быть, так как неуправляемая стихия жизни, как водный поток, может размыть любые устои, любую твердь, на которой зиждется покой и благополучие народа.

Чрезмерная увлечённость строительством новых культовых объектов, подавляющих своей роскошью другие, не менее, а возможно, и более важные объекты, по своей социальной направленности, — больницы, школы, клубы, библиотеки, спортивные сооружения, попытки массового привлечения несовершеннолетних детей к свершению обрядов, к занятиям по обучению религии в разного рода неофициальных учебных заведениях, даже на дому, воинствующая, кликушеская деятельность полуграмотных «проповедников», вчера ещё с охотой занимавшихся базарным бизнесом (не в обиду торговому люду будет сказано), а сегодня замаливающих свои грехи перед Богом, более того – усердно и весьма прибыльно занимающихся «просвещением» других людей – все эти факты нетерпимые.

Кстати, странно, что среди почтительно внимавших этим назиданиям, спекулирующих именем Всевышнего и нормальными потребностями и стремлением человека к очищению, самоусовершенствованию, есть не только неокрепшие сознанием и убеждениями молодые люди, но и иной раз «отягощённые» и житейской, и возрастной мудростью, и обширными познаниями, и глубокой эрудицией, и развитым интеллектом почтенные и седовласые представители интеллигенции. Уважение к религии, к традициям и менталитету народа, наверное, мешает им останавливать зарвавшихся «проповедников» и спросить: а заслуживают ли они моральное и юридическое право учить, наставлять, призывать, есть ли у них для этого соответствующее образование?

Иногда мне приходится видеть и слышать на пловных «Амру-Маъруфах» назидания таких вот новоявленных богословов, которые ничтоже сумняшеся учат собравшихся жизни. Парадокс! Нелепы такие «витийствующие» деяния якобы «божьих слуг», но гораздо страшнее хитрая, изощрённая и коварная деятельность очень подготовленных служителей культа, направляемых из-за рубежа, в виде миссионеров, при этом надо подчеркнуть, не только разных ветвей исламского вероисповедания, но и других религий, в том числе традиционных и недавно созданных, а потому – очень активных и даже агрессивных.

Надо признать, что руководство страны, не боясь оголтелой критики из-за рубежа, постоянно держит в центре внимания эти непростые вопросы. И правильно! Покой и согласие в стране для нас дороже пустопорожних разговоров о «свободе совести» и нарушениях прав человека. «Свобода совести» — но не свобода бессовестности, когда инстинктивные и проникновенные чувства людей пытаются использовать в своих грязных интересах – вот аксиома, фундаментальный постулат наших устремлений.

В конце концов жизнь на земле создана во имя Жизни – здоровой, осмысленной, одухотворённой, красивой и обеспеченной. И насколько возможно – счастливой!

А.Ходжаев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей